Йога ортодоксальная философская школа. Философия йогического учения

М ногие из нас не имеют четкого представления о йоге. Пропагандированный с помощью фильмов образ йога – старца, обладающего способностью без малейших колебаний ступать на битое стекло либо лежать на гвоздях, давно внедрился в наше сознание. Но он является лишь стереотипом и не раскрывает полной сути йоги. Йога – это не просто набор физический упражнений для поддержания формы. Йога – это стиль жизни и образ мысли. Он не так прост для понимания, но мы постараемся максимально расширить ваше представление о йоге – об ее философии, школах, особенностях .

Для начала, давайте разберемся, что означает понятие «йога». Йога – это одна из шести ортодоксальных даршан – философских школ Индии. Она имеет многовековую историю существования. Основной целью йоги является познание своей души, ее собственной тайны, нахождение ответов на вопросы, которые возникают в сознании каждого человека, вопросы, касающиеся собственного сознания, обретение просветления. Тем самым происходит освобождение души человека.

В философском смысле, йога – это единение индивидуального «я» (души) и вселенского «Я» (Сверхдуши), результатом чего является просветленное и чистое сознание. Йога – это опыт, который связывает в единое целое тело, ум, разум и чувства с вашим внутренним «Я».

Основные понятия, с которыми сталкивается человек, заинтересовавшийся йогой, включают в себя:

  • Асаны (позы) – помогают сохранить тело здоровым, красивым, гибким;
  • Пранаямы (дыхательные упражнения) – регулируют дыхание и контролируют эмоции;
  • Медитация (расслабление, релаксация) – дает возможность услышать себя и познать свое «Я».

Основные принципы и теории йоги изложены в «Йогах-сутрах» Патанджали – философа религиозной школы Индии. Он не был человеком, который придумал это учение. Он стал скорее систематизатором полученных из священных текстов знаний.

Считается, что йога работает со всеми аспектами жизни:

  • умственным;
  • физическим;
  • эмоциональным;
  • духовным;
  • психическим.

Она необходима для завершения жизненного пути. Йога — это наука, влияющая не только на сознание, но и на подсознание.

Один из основополагающих постулатов, которые включает в себя философия йоги , выражается в том, что границы нашего знания определяются ограниченностью психического и телесного опыта. Так как наше интеллектуальное знание – это только малая часть истины, внешнее знание. Поэтому целью йоги является превзойти ограниченность грубого физического «Я» и прийти к пониманию своего тонкого «Я».

Основные школы Йоги

1. Хатха-йога — учение, базирующееся на обретении физической гармонии, уравновешивание энергии инь и ян, которое осуществляется с помощью физических и психологических (медитации) средств. Это нижняя, но, тем не менее, очень важная ступень, являющаяся базовой для других видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги, готовит тело к духовной стороне раджа-йоги. Это одна из самых популярных на Западе разновидностей йоги. Включает в себя:

  • физические упражнения;
  • очищение внутренних органов;
  • дыхательные упражнения;
  • правильное питание;
  • умение расслабляться.

2. Раджа-йога — буквальный перевод «Царица среди йог». Это не значит, что она предназначена только для царей, а просто подчеркивает её исключительный статус. Основная цель – контроль ума посредством медитации, а также осознание разницы между иллюзией и реальностью, достижение освобождения. Для начала практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь наиболее высокого психологического и физического здоровья. Различные привычки не дают достичь духовного равновесия. Практики, которые позволяют достичь такого состояния, можно отнести к раджа-йоге .

3. Кундалини-йога — это мантры и медитации, физические упражнения, дыхательная практика, релаксация. Слово «кундалини» означает осознание и скрытые возможности этого самого осознания. Целью практики является пробуждение божественной энергии Кундалини. Эта энергия символически представлена змеей, свернувшейся и спящей в основании позвоночника. Постепенно, благодаря практике, она поднимается вверх, по центральному энергетическому каналу, открывая и пробуждая одну чакру за другой. Конечный результат – наступление просветления.

Регулярные занятия кундалина-йогой принесут вам:

  • улучшение физической формы;
  • чувство бодрости и счастья;
  • повышение сознания и расширение осознанности.

4. Аштанга-йога – дисциплина, состоящая из восьми ступеней (этапов). Можно сказать, что это – быстрая серия последовательных поз, техники дыхания и сосредоточения внимания. Аштанга-йога прекрасно подойдет тем, кто обладает сильным телом и неугомонным разумом. Ступени представляют своего рода руководство к тому, как прожить наполненную счастьем жизнь. Первые четыре ступени – помощь в совершенствовании личности, обретении покоя над телом. Это подготовка ко второму этапу – знакомство со своими чувствами и умом, и как результат – достижение высшего состояния сознания.

8 ступеней Аштанга-йоги

  • Йама – соблюдение моральных заповедей;
  • Нийама – внутренняя дисциплина, контроль, культура;
  • Асана – достижения здоровья путем с помощью физических упражнений (поз);
  • Пранаяма –дыхательные упражнения, обеспечивающие контроль над дыханием;
  • Пратьяхара – управление чувствами;
  • Дхарана – сосредоточивание мыслей;
  • Дьяхна – медитации;
  • Самадхи – нирвана, просветление (слияние с духом Вселенной).

5. Айенгара-йога — основное внимание в данном виде йоги уделяется положению тела, для гармоничного развития и обретения анатомического совершенства. Отличительной чертой является принятие определенных поз (асан), используя необходимые опоры. Для айенгара-йоги характерен индивидуальный подход к каждому практикующему, особое внимание и объяснения каждой позы.

6. Сахаджа–йога – это метод медитации, с целью внутреннего баланса эмоционального, ментального и физического состояния человека. Сахаджа- йога основана на опыте самореализации (проявления своего духа), доступному каждому с рождения. Что дает сахаджа-йога:

  • развитие человека;
  • самоизлечение;
  • развитие общества.

7. Прана-йога – вид йоги, основанный на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять жизненной энергией Ци. Пранаяма — четвертая ступень йоги.

8. Агни-йога или Живая Этика . Религиозно-философское учение о жизни, являющееся синтезом древних учений, научных достижений, а также духовно-практического опыта человека. Это учение основанное русским художником Н.Рерихом и его супругой. Основной силой, на которой построена жизнь, они рассматривают духовный огонь сердца и душевную энергию.

  • Йогой занимаются фридайверы. Уже через несколько занятий время, на которое они могут задерживать дыхание, увеличивается до 3 минут.
  • Встречаются доказательства о том, что йогой занимались не только в Древней Индии, но и на местах древних цивилизаций Латинской Америки.
  • Йоги обнаружили, что многие болезни человека происходят из-за неправильного дыхания и с ними можно справиться с помощью пранаяма-йоги.
  • Движения, дающие релаксацию в йоге, помогают наладить работу нервной и сердечно-сосудистой систем, пищеварительного тракта и органов дыхания.
  • Занятия йогой помогают сконцентрировать ум и внимание.

В этой статье мы рассмотрели основные понятия йоги, ее принципы и виды. Как видите, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Но если вы действительно заинтересовались данной темой, то ее более глубокое изучение раскроет для вас удивительный мир. Мир просветления и душевной гармонии.

Желаем вам совершенствования и познания своих возможностей!

Йога

Йога-- понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога -- это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.Исходная цель йоги -- изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога -- это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  • 1. Яма -- принципы взаимодействия с внешней средой
  • 2. Нияма -- принципы взаимодействия с внутренней средой
  • 3. Асана -- объединение ума и тела посредством физической деятельности
  • 4. Пранаяма -- контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  • 5. Пратьяхара -- отвлечение чувств от контакта с их объектами
  • 6. Дхарана -- целенаправленная сосредоточенность ума
  • 7. Дхьяна -- медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  • 8. Самадхи -- умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

  • · Карма-йога -- «йога деятельности»
  • · Бхакти-йога -- «йога преданности», или «йога преданного служения»
  • · Джнана-йога -- «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же -- осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша -- освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога -- это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

История йоги - это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, - не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры - Веды.

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000-1800 л. до н.э.)

Родина йоги - долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV-III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды - сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога - это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ - первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов - Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла - это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500-500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII-III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 - 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли -с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья - это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата - это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, - «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 - 500 л. н.э).

Классическая йога - одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр - афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 - 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV-XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Наибольшую известность в мире получила школа индийской философии Йога, направленная на осознание духа . Само слово «йога » с санскрита переводится как «связь». Философия йоги исходит из связи души с Абсолютом. В йоге дух рассматривается как независимое начало, свободное от ограничений разума, эмоций и тела.

Система йоги представляет собой совокупность духовных и физических практик, работающих на всестороннее развитие личности в духовном, физическом и психическом аспектах. Йога интеллектуальна: она предполагает гармоничное включение сил разума, ее положения основаны на философских текстах. Философия йоги нацелена на постижение тайн бытия через принятие и осознание личностного духа. Йога учит доброте и любви. В частности, из философии йоги вышла идея ненасилия. Тем не менее, йога весьма практична, ведь она предлагает техники управления организмом.

Интересно, что идеи йоги мы можем встретить не только в учениях других ортодоксальных философских школ, но также и в таких религиозно-этических учениях, как даосизм, буддизм, сикхизм и т.д.

Основные принципы классической философии йоги (ее принято называть Раджа-йога) были сформулированы Патанджали в труде «Йога-Сутра» еще во 2 веке до н.э. Однако неправильно считать Патанджали автором философии йоги. Он систематизировал идеи, которые можно обнаружить как в Ведах, так и иных священных текстах Древней Индии.

Система принципов, созданная Патанджали, делится на следующие части:

  1. Самадмтада - посвящена формам, целям и средствам достижения йоги.
  2. Садханапада - включает в себя повествование о формах страдании, а также о методах их прекращения.
  3. Вибхутипада - описывает внутренние составляющие системы йоги, рассказывает о сверхъестественных силах, которые в процессе занятий йогой может приобрести ученик.
  4. Кайвальяпада - повествует о природе и формах Освобождения Духа.

В целях Освобождения и Просветления Патанджали предложил восьмеричный путь йоги - Аштанга-Йога:

  1. Яма (социальные нормы).
  2. Нияма (самодисциплина).
  3. Асана (медитативное положение, поза).
  4. Пранаяма (управление дыханием).
  5. Пратьяхара (управление чувствами).
  6. Дхарана (сосредоточение).
  7. Дхьяна (созерцание).
  8. Самадхи (воссоединение с энергией Вселенной).

Постигая бытие при помощи практик йоги, человек обретает знания о подлинной реальности, которая изначально от человека скрыта. Он должен сам ее обрести. Целью йоги можно считать изменение сознания личности, осознание ею своей божественной природы. Мудрецы древности, практикуя йогу, пришли к выводу, что реальность существует не только в самой Вселенной, но и внутри личности (Атман). Однако многоликий мир есть проявление лишь одной Реальности (Брахман). Проживание этой Реальности и называют Самадхи, что является высшей целью йоги.

Йога устремляет человека к освобождению Духа от Материи (Пуруши от Пракрити). В философии йоги считается, что все человеческие страдания приходят из ограничения человеком собственного бытия рамками Пракрити. Из-за этого человек все больше стремится к чувствам удовлетворения и привязанности. Но удовольствия рано или поздно заканчиваются, а разочарование от этого тем больше, чем сильнее было удовлетворение. Этим обуславливается существование Кармы. Так мы погружаемся в бесконечный водоворот превращений. Высшей формой существования личности является ее стремление к освобождению от бесконечного круга перерождений. Прийти к этому, по мнению последователей йоги, можно лишь отказавшись от желаний в материальном мире. Так у человека не создается Карма и его Дух освобождается от Материи.

Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Философия Древней Индии – кратко, самое главное. Это очередная тема из цикла публикаций по основам философии . В предыдущей статье мы рассмотрели . Как уже было сказано, наука философия возникла одновременно в разных концах мира – в Древней Греции и в Древних Индии и Китае приблизительно в 7-6 вв. до нашей эры. Часто философию Древней Индии и Древнего Китая рассматривают вместе, так как они очень связаны и оказали друг на друга большое влияние. Но все же, предлагаю историю философии Древнего Китая рассмотреть в следующей статье.

Ведический период Индийской философии

Философия Древней Индии была основана на текстах, содержавшихся в Ведах, которые были писаны на самом древнем языке – санскрите. Состоят они из нескольких сборников, написанных в виде гимнов. Считается, что Веды составлялись в течение тысячи лет. Веды использовались для культового служения.

Первые философские тексты Индии – это Упанишады (конец 2 тысячелетия до н. э.). Упанишады — это толкование Вед.

Упанишады

В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека (целью индивидуального Атмана) является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы.

Упанишады - это в философии древние индийские трактаты философско-религиозного характера. Самые древние из них относят к 8 веку до нашей эры. Упанишады раскрывают главную суть Вед, поэтому еще их называют «веданта».

В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом считается идея о тождестве человека с Брахманом, о карме, как законе действия и о сансаре , как круге страданий, который человеку нужно преодолеть.

Философские школы (системы) Древней Индии

С 6 века до нашей эры началось время классических философских школ (систем). Различают ортодоксальные школы (считали Веды единственным источником Откровения) и неортодоксальные школы (не признавали Веды единственным авторитетным источником познания).

Джайнизм и буддизм относят к неортодоксальным школам. Йога и санкхья, вайшешика и ньяйя, веданта и миманса – это шесть ортодоксальных школ. Я указала их парами, потому что они являются попарно дружественными.

Неортодоксальные школы

Джайнизм

Джайнизм основан на традиции отшельничества (6 век до н. э.). Основой этой системы является личность и состоит она из двух начал – материальной и духовной. Связывает их между собой карма.

Идея перерождения душ и кармы привела джайнов к мысли о том, что все живое на Земле имеет душу – растения, животные и насекомые. Джайнизм проповедует такую жизнь, чтобы не навредить всему живому на Земле.

Буддизм

Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н.э. Его создатель Гаутама, принц из Индии, который потом получил имя Будда, что в переводе означает пробужденный. Он разработал концепцию пути избавления от страданий. Именно это должно быть основной целью жизни человека, который хочет получить освобождение и выйти за пределы сансары, круговорота страданий и боли.

Чтобы вырваться из круга страданий (войти в нирвану) нужно соблюдать 5 заповедей (Википедия) и заниматься медитацией, которая успокаивает ум и делает разум человека более ясным и не подверженным желаниям. Угасание желаний ведет к освобождению и избавлению от круговорота страданий.

Ортодоксальные школы

Веданта

Веданта была одной из самых влиятельных школы индийской философии. Точное время ее появления не известно, ориентировочно — 2 в. до н. э. Завершение учения относят к концу 8 века н. э. Веданта основывается на толковании Упанишад.

В ней основа всего Брахман, который един и бесконечен. Атман человека может познать Брахмана и тогда человек сможет стать свободным.

Атман - это высшее «Я», абсолют, который осознает своё существование. Брахман - это космическое, безличное начало всего существующего.

Миманса

Миманса примыкает к Веданте и представляет собой систему, которая занималась объяснением ритуалов Вед. Стержнем считалась идея долга, которая представляла собой приношение жертв. Своей кульминации школа достигла в 7-8 вв. Оказывала воздействие на укрепление влияния индуизма в Индии и снижение значения буддизма.

Санкхья

Это философия дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Согласно ей, главной основой всего является материя. Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи. В ее основе был опыт и размышление человека.

Санкхья и Йога связаны. Санкхья – это теоретическая основа для йоги. Йога – это практическая методика достижения освобождения.

Йога

Йога. В основе данной системы лежит практика. Только через практические упражнения человек может добиться воссоединеия с божественным началом. Таких систем йоги было создано очень много, и они пользуются до сих пор огромной известностью по всему миру. Именно она стала наиболее популярна сейчас во многих странах, благодаря комплексам физических упражнений, которые дают возможность быть здоровыми и не болеть.

Йога отличается от санкхьи убеждением, что у каждого человека есть высшее личное Божество. При помощи аскетизма, медитации можно освободиться от пракрити (от материального).

Ньяйя

Ньяйя представляла собой учение о различных формах мышления, о правилах ведения дискуссии. Поэтому ее изучение было обязательным для всех, кто занимался философствованием. Проблемы бытия в ней исследовались через логическое постижение. Основная цель человека в этой жизни – освобождение.

Вайшешика

Вайшешика – это школа, родственная школе ньяйя. Согласно этой системе каждая вещь беспрерывно меняется, хотя существуют в природе и элементы, которые не подвержены изменениям – это атомы. Важная тема школы – классифицировать рассматриваемые объекты.

Вайшешика основана на объективной познаваемости мира. Адекватное познание – это главная цель систематического мышления.

Книги по философии Древней Индии

От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. Чаттопадхьяя Д (2003 год). Профессор Калькуттского Университета на­писал эту книгу специально для европейцев, которые только начинают знакомиться с философией Древней Индии.

Шесть систем индийской философии. Мюллер Макс (1995 год). Профессор Оксфордскою университета является выдающимся знатоком индийских текстов, ему принадлежат переводы Упанишад и буддийских текстов. На эту книгу ссылаются, как на фундаментальный труд по философии и религии Индии.

Введение в индийскую философию. Чаттерджи С. и Датта Д (1954 год). Авторы излагают взгляды индийских философских школ кратко и простым языком.

Философия Древней Индии – кратко, самое главное. ВИДЕО.

Резюме

Думаю, статья «Философия Древней Индии – кратко, самое главное» стала для Вас полезной. Вы узнали:

  • о главных истоках философии Древней Индии — древних текстах Ведах и Упанишадах;
  • о главных классических школах индийской философии — ортодоксальных (йога, санкхья, вайшешика, ньяйя, веданта, миманса) и неортодоксальных (джайнизм и буддизм);
  • о главной особенности философии Древнего Востока — о понимании истинного предназначения человека и его места в мире (более важным для человека считалось сосредоточение на внутреннем мире, чем на внешних обстоятельствах жизни).

Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то