Лфк для спины детей. Лечебная физкультура при нарушении осанки: помогает ли она? Противопоказания к выполнению упражнений

Здравствуйте, дорогие читатели блога! Сегодня мы с Вами обсудим очень важную тему – упражнения для исправления осанки у детей. Что же представляет собой правильная осанка? Как подобрать правильный комплекс упражнений? Какие профилактические упражнения помогут избежать от серьезных нарушений в здоровье детей? Все эти вопросы очень волнуют многих родителей, и именно сегодня мы с Вами попробуем найти на них ответы. Давайте разбираться.

В ХХI веке, в связи с развитием современного транспорта, создания новых машин, которые облегчили труд человека как на производстве, так и дома, кардинально изменился образ нашей с Вами жизни. Мы сидим более 15 часов в сутки, а в это время наш опорно-двигательный аппарат бездействует, что приводит к ослаблению мышц и скелета нашего организма. Отсюда возникает нарушение осанки, начинают развиваться болезни, такие, как сколиоз, остеохондроз и многие другие.

Что же такое правильная осанка и почему она так важна?

Правильная осанка

Чтобы сберечь здоровье Вашему ребенку, необходимо всеми способами укреплять и поддерживать его. Это же касается и осанки. Итак, правильная осанка – это такое положение тела, когда голова немного приподнята, плечи развернуты, а лопатки приближены к позвоночнику и не выступают, при этом линия живота не выходит за линию грудной клетки.

Правильная осанка по праву считается залогом здоровья Вашего малыша в будущей жизни. И это не просто красивые слова! Отнеситесь к этому серьёзно. Ведь нарушения работы мышц спины, а также искривление позвоночника могут привести к серьёзным нарушениям работы внутренних органов. Дитя с искривлённой спиной чаще подвергается бронхитам, простудам, страдает от гастрита и запоров. Такие проблемы грозят аномальным развитием легких или сердца.

Начинайте следить за позвоночником своего малыша с самых малых лет. Объясняйте ребенку простыми словами, что если он будет неправильно сидеть, держать неровно спинку, то может заболеть. Возьмите за правило делать легкие профилактические упражнения вместе со своим ребенком – этим Вы избежите многих неприятностей.

Нарушение осанки довольно часто проявляется со школьного возраста. Ведь школьникам приходится достаточно долго находиться в одном положении, и от постоянного напряжения мышцы спины устают, что приводит к боли. Ребенку, чтобы снять напряжение, приходится менять свое положение, выгибать позвоночник и отклоняться в сторону.

Если у Вашего ребенка наблюдаются такие симптомы, как неуклюжесть, частая утомляемость, боль в шее и головные боли, он отказывается от подвижных игр, жалуется на боль в конечностях, хруст суставов во время движения, непременно обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением. Этим Вы можете нанести вред ребенку. Только врач в состоянии определить степень нарушения осанки и посоветовать Вам какие процедуры необходимо пустить в ход.

Формирование и коррекция осанки

Формирование осанки – это довольно длительный процесс, который длится с рождения и до 25 лет. Особое внимание на осанку необходимо обратить в период бурного роста детей – в 5-6 лет у дошкольников, в 11-13 лет у девочек подростков и в 13-15 лет у мальчиков.

Чтобы избежать нарушений осанки у детей, необходимо придерживаться таких принципов:

  1. Правильная организация постели – используйте жесткий матрац и ортопедическую подушку, что обеспечит правильную работу шейного отдела позвоночника ребенка. Следите, чтобы Ваш малыш чаще всего спал на спине.
  2. Устранение малоподвижности – старайтесь, чтобы Ваш малыш вел активный способ жизни, побольше гуляйте и играйте в активные игры.
  3. Правильный выбор обуви – покупайте обувь с супинаторами, дабы сформировать правильную осанку при ходьбе. Не разрешайте малышу искривлять ступни при ходьбе.
  4. Контроль нагрузок на позвоночник – вам необходимо следить за равномерной нагрузкой на позвоночник Вашего малыша. Не разрешайте носить слишком тяжелые портфели.
  5. Отказ от неправильных стереотипов ходьбы – привычка стоять, опираясь на одну ногу, провоцирует косое положение тела, и, как следствие, неправильный изгиб позвоночника.
  6. Правильный выбор мебели – подбирайте мебель, учитывая возраст и индивидуальные особенности Вашего ребенка. Приучайте малыша правильно сидеть за столом (безупречное расстояние между глазами и столом – 30-35 сантиметров.) В такой позе осанка правильная, и позвоночник разгружается. Выбирайте стулья со спинкой. Не разрешайте малышу ложиться на стол. Если у него устала спина, пусть сделает перерыв – побегает или полежит на спине.

Упражнения для исправления осанки

Мы подобрали для Вас комплекс базовых упражнений для правильного формирования осанки. Этот комплекс можно выполнять и детям, и взрослым, как для исправления нарушений, так просто для профилактики.

Упражнение №1

Ходьба на месте. Название красноречиво – надо ходить на месте. Главное, удержать осанку ровной в течение 10-15 минут.

Упражнение №2

Приседание. Сделайте 10 приседаний, вытянув руки перед собой и ровно держа спину.

Упражнение №3

Стоя ровно, поочередно расслабьте все мышцы тела, а, вслед за этим, напрягите их, не сгибая спины.

Упражнение №4

Сядьте на пол или на стул. Приблизите лопатки максимально друг к другу, а потом расслабьтесь. Повторите 10 раз.

Упражнение №5

Исходная позиция – лежа на животе. По очереди поднимайте вверх ноги, задерживая их на 5 секунд в подвешенном состоянии. Повторите 10 раз.

Упражнение №6

Исходное положения – стоя ровно. Ноги поставьте на ширине плеч, руки на поясе. Вдох – разведите локти, пока лопатки не встретятся. Выдох – возврат в исходное положение. Повтор 5-10 раз.

Упражнение №7

Руки соедините за спиной, сделайте 5 наклонов в стороны. Дышите произвольно.

Упражнение №8

Возьмите гимнастическую палку в руки, вытяните руки перед собой. На выдохе присядьте, на вдохе – возврат в исходное положение.

Упражнение №9

Лягте на живот, вытяните руки вперед. Одновременно поднимите вверх ноги и руки, слегка прогнитесь в пояснице. Сделайте 5 повторов.

Упражнение №10

Ходьба на носках с книгой на голове. Устройте с ребенком соревнование. Положите ему и себе книгу на голову. Условия – необходимо ходить на носочках максимально долго, чтобы книга при этом не падала. У кого книга упадет, тот и проиграл.

Упражнение №11

Еще одно прекрасное упражнение называется «кошка». Стоя на коленях, ребенок упирается руками в пол, голова опущена. Вы говорите ему: «Кошка видит мышку!». Ребенок при этом должен выгнуть мостиком спину. Вы говорите: «Кошка глядит на маму!» – ребенок прогибает спину, поднимает высоко голову, выгибаясь в противоположную сторону.

Упражнение №12

Сядьте с малышом на пол по-турецки. Держите спинку ровно, а руки вытяните над головой и тянитесь как можно выше. Сделайте 2-3 повтора.


Упражнения для укрепления мышц спины

В комплексы занятий необходимо также включать и упражнения на укрепление мышц спины. Время выполнения таких упражнений 30 сек. – 3 минуты. Давайте посмотрим, какие они бывают:

  1. Сядьте на пол и подтяните к себе коленки, обхватив их руками. Покатайтесь по полу на спине. Постарайтесь вернуться в начальное положение.
  2. Исходное положение – лежа на спине. Сделайте круговые движения ногами, изображая езду на велосипеде.
  3. Лежа на спине, вытяните руки вдоль туловища, согните ноги в коленках. Оторвите таз как можно выше от пола, удерживайте 5 секунд. Потом вернитесь в начальную позицию. Повтор 5 раз.
  4. Малышу нужно упереться в пол руками, а маме взять его за лодыжки. Ходьба на руках 2-3 минуты.
  5. Ходите попеременно на пятках, носках, наружных краях стоп по 30 секунд. Потом встаньте на четвереньки, поочередно вытягивайте левую руку и правую ногу, затем наоборот.

Упражнения для исправления осанки для детей до 4-х лет.

Для самых маленьких мы подобрали комплекс упражнений для красивой осанки в виде игры. Например, такие:

  1. Ходьба на полу по веревке, как канатоходец.
  2. Ползание по полу под натянутой веревкой.
  3. Упражнение «крокодил». Для этого ребенку нужно лечь на пол на живот, вытянуть руки вперед. Затем надо поднять голову медленно вверх, прогибая при этом поясницу, не отрываю рук от пола. Потом вернуться в исходное положение. Повтор несколько раз.
  4. Упражнение «дровосек». Пусть малыш выполняет наклоны, словно «рубит дрова».

Для правильного формирования осанки ребенку очень полезны такие виды спорта, как волейбол, плавание, баскетбол, катание на лыжах и проведение небольших физкультминуток каждые полтора часа.

Выполнять вышеописанные упражнения и комплексы лучше всего через час до или после приема пищи утром или вечером.

Еще больше полезной информации, как сформировать малышу красивую осанку и какие упражнения лучше применять, Вы можете узнать, посмотрев видео:


Надеюсь, мы сегодня с Вами ответили на интересующие нас вопросы, и наша статья поможет исправить осанку Вашему ребенку. Главное – не паникуйте ни в коем случае! Помните, что здоровье Ваших деток только в Ваших руках.

Если Вам понравилась наша статья, пожалуйста, порекомендуйте ее своим друзьям и знакомым. Не забывайте подписываться на обновления нашего блога.

Неправильная осанка, искривления позвоночника - бич современного человека. Чаще от проблем со спиной страдают дети, школьники. От прямоты осанки зависит внешний вид человека, здоровье всего организма в будущем. Как повлиять на формирование позвоночника в детском возрасте, чем может помочь ЛФК в решении проблемы неправильной осанки, как делать гимнастику в домашних условиях, расскажем в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

Чем полезна ЛФК

Лечебная физкультура для детей с нарушениями осанки, искривлениями позвоночника - это эффективный консервативный метод решения проблем со спиной. Если вовремя начать заниматься, выполнять упражнения регулярно, то шанс излечиться и исправить ситуацию довольно высокий.

ЛФК детям до 16 лет назначают, чтобы:

  1. Избавить ребенка от боли в спине.
  2. Скорректировать уже полученные нарушения осанки.
  3. Подстраховаться от искривлений, то есть в целях профилактики.
  4. Натренировать мышцы, повысить их тонус. Это особенно необходимо дошкольникам для подготовки к длительному сидению за партой.
  5. Закрепить навык правильного сидения, ходьбы.
  6. Провести комплексное воспитание осанки.

Комплекс лечебных упражнений разделяют на две группы: общую и специальную.

Общая ЛФК

Необходима для профилактики нарушений осанки. Посещать занятия, делать упражнения дома из этого комплекса полезно всем детям для всестороннего укрепления тела. В процессе выполнения несложных заданий ребенок задействует все группы мышц спины, ног, шеи, рук.

Специальная ЛФК

Назначается по медицинским показаниям. Упражнения нацелены на нагрузку и тренировки определенной группы мышц, решают конкретную задачу в индивидуальном порядке. Специальная физкультура необходима детям после травм, при серьезных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при обнаружении сколиоза, лордоза, кифоза.

Из-за чего возникают нарушения осанки

К искривлению позвоночника, нарушениям осанки у детей приводят следующие факторы:

  • Малоподвижный образ жизни. Позвоночный столб ослабевает из-за длительного сидения за партой, ПК. Детям школьного и дошкольного возраста важно бегать, играть каждый день не менее двух часов.
  • Плохая организация рабочего места для выполнения домашних заданий, рисования, чтения. Об этом обязаны позаботиться родители. Высота стола, стула, расположение настольной лампы должны соответствовать росту ребенка.
  • Физические перегрузки. Следите за нагрузкой ребенка в спортивной секции. Несоблюдение норм времени и интенсивности тренировок приводит к травмам позвонков, мышц спины. К перегрузкам также относится ношение тяжелого школьного рюкзака.
  • Вредные привычки. Чтение лежа, рисование стоя и прочее. Позвоночный столб при регулярном несоблюдении советов ортопедов постепенно деформируется.
  • Врожденные патологии. Дети с ослабленными мышцами спины, патологиями костной ткани попадают в группу риска по развитию ортопедических заболеваний.
  • Неправильное питание. В группу риска по развитию сколиоза, нарушению осанки входят полные малыши, дети, не получающие достаточного количества витаминов, кальция, железа и других необходимых для роста веществ.

Это интересно! На 100 тысяч детей в России приходится 976 ребятишек с болезнями опорно-двигательного аппарата. Искривления позвоночника, нарушения осанки в этом списке занимают первое место. В Австрии, Германии, Франции на 100 тысяч регистрируется более 1500 пациентов ортопедов. По мнению представителей ВОЗ, именно отсутствие активности в детском возрасте становится основным виновником проблем со спиной в будущем.

Виды нарушений

У детей с 6 до 16 лет диагностируются следующие виды деформации и неправильного формирования позвоночного столба:


Важно! Начинать лечить неправильную осанку, а тем более кривошею, нужно как можно раньше. На первых стадиях искривления эффективно помогают консервативные методы терапии. Это массаж, ЛФК, корсеты, электрофорез.

Кому нужны упражнения

Специальный комплекс ЛФК назначается при следующих патологиях:

  • неправильная осанка;
  • сколиоз;
  • кифосколиотические изменения в позвоночном столбе;
  • лордоз;
  • подростковый остеохондроз;
  • межпозвонковая грыжа;
  • кифотические нарушения;
  • рахит.

Общая ЛФК показана детям без нарушений в области позвоночного столба, но жалующимся на:

  • боли в ногах;
  • дискомфорт в области спины, шеи, копчика;
  • слабость в мышцах;
  • быструю утомляемость от физических нагрузок;
  • вялую осанку.

Важно! Рассматривать ЛФК только как метод лечения неверно. Щадящая физкультура - отличный способ профилактики искривлений позвоночника и неправильной осанки в школьном возрасте.

Противопоказания

Занятия ЛФК противопоказаны при следующих состояниях и заболеваниях:

  • общие недомогания;
  • мышечные зажимы;
  • пороки сердца;
  • низкий болевой порог;
  • кровотечения;
  • компрессионный синдром;
  • злокачественные опухоли;
  • острые заболевания.

Важно! При серьезных нарушениях осанки, искривлениях второй-третьей степени делать упражнения в домашних условиях не рекомендуется. Ошибки в технике выполнения усугубляют ситуацию. Самостоятельные тренировки устраивайте в целях профилактики и при нарушениях легкой степени.

Разминка перед гимнастикой

Прежде чем начать выполнять приемы коррекции осанки, необходимо разогреть мышцы, подготовить позвоночник к активной работе. Исправление осанки у детей начинайте с разминки. Начальное положение для всех упражнений: стоя, руки на поясе, ноги разведены.

Важно! Разминку и занятия с детьми раннего возраста можно проводить на фитболе. Размер мяча, упругость будут влиять на качество выполнения упражнения. Детям от 6 месяцев до 2 лет подойдет снаряд диаметром от 45 см, средней жесткости.

Наклоны тела

Делайте наклоны в стороны, вперед – назад. Глубина зависит от самочувствия ребенка.

Упражнение «Кошечка» со стулом

Понадобится стул с высокой спинкой. Обопритесь на него руками, немного отойдите назад. Прогните спину вперед, чтобы голова, плечи оказались на одной линии. Затем выгните спину наверх, голову опустите.

Наклоны головы

Делайте упражнение плавно. Голову наклоняйте вперед, прижимайте к груди, задерживайтесь на три секунды. Затем возвращайте обратно. Одну секунду отдыхайте. Следом наклон назад, почувствуйте, как тянется позвоночник. Зафиксируйтесь. Вернитесь. Выполните наклоны в стороны.

Потягивания вверх

Руками тянитесь к небу. Приподнимайте торс с опорой на пяточки. Задерживайтесь на две–три секунды.

Формирование правильной осанки

Сформировывать прямой позвоночный столб и исправлять нарушения осанки поможет следующий комплекс:

  1. Ноги чуть расставлены, руки на поясе. Заводите локти за спину до упора, лопатки соприкасаются. Вернитесь.
  2. Руки на уровне плеч, разведите в стороны. Делайте движения назад – вперед.
  3. Положите ладошки на плечи. Вдохните и наклонитесь корпусом вперед, выдохните - вернитесь назад. Старайтесь держать спину ровно.
  4. Руки сцепите за поясницей. Наклоняйтесь вперед. Выпрямлять спину нужно медленно, чтобы не потерять равновесие.
  5. Вытяните руки, возьмите гимнастическую палку. Приседайте, контролируйте прямоту спины.
  6. Зажмите палку в ладонях и потянитесь вперед, корпус фиксируйте.
  7. Лягте. Руки прижмите к туловищу. Поднимайте прямые ноги вверх, обе одновременно.
  8. Перевернитесь на живот. Руки остаются лежать вдоль тела. Медленно отрывайте туловище от пола: ноги, голову, плечи. Задерживайтесь на одну–две секунды, опускайтесь на выдохе.
  9. Прыжки вверх. Подпрыгивайте десять раз.
  10. Поднимите руки к плечам. Соедините их у груди, локти в стороны. Разведите ручки по сторонам, верните в исходное положение.

Младшим школьникам в качестве короткой зарядки между занятиями за столом или детям в детском саду можно предложить сделать одно–три следующих упражнения:

  1. «Волна». Малыш ложится на пол, вытягивает руки вперед. Одновременно поднимает голову, плечи, руки, ноги чуть вверх и качается на животе. Поясницу придется прогнуть.
  2. «Велосипед». Любимое детьми профилактическое упражнение. Школьник лежит на спине, поднимает ноги вверх в согнутом положении. Руки прижаты к полу. Крутит воображаемый велосипед, стараясь держать ноги ровно. Ехать на велосипеде нужно пятнадцать–двадцать секунд. Если есть силы, повторить еще раз.
  3. «Ножницы». Занимаем положение лежа на спине. Поднимаем ножки прямыми вверх и делаем взмахи, как будто режем ножницами. Выполняем десять взмахов, потом меняем верхнюю ногу. Между подходами можно отдохнуть три–четыре секунды.
  4. «Плавание». Ребенок ложится на животик. Складывает ладошки под подбородком. Разводит руки в сторону, как лягушка, потом возвращает их назад. Важно не класть плечи на пол. Повторить нужно десять раз.

Важно! Упражнения для осанки для детей, выполняемые лежа, лучше делать на жесткой ровной поверхности. Опора влияет на напряжение спины и качество тренировки.

Посмотрите, как девочка делает эти упражнения на видео ниже:

Комплекс упражнений для детей

Учащимся младшего и старшего возраста подойдут следующие упражнения для избавления от сутулости, чтобы устранить усталость спины и исправить дефекты осанки:

  1. Займите положение стоя. Вытяните руки вдоль туловища. Наклонитесь вперед, чтобы ладошки коснулись пола. Выпрямитесь. Повторите пять раз.
  2. Сомкните пальцы рук за головой. Делайте движения локтями вперед, зажимая голову в замок. Затем отведите локти максимально назад.
  3. Уголок на шведской стенке. Зацепитесь руками за перекладину лицом вперед, поднимайте ноги в прямом положении, чтобы они были параллельны полу.
  4. Уголок на полу. Сядьте на пол, ноги вытяните вперед, прямые руки заведите назад, обопритесь на ладони. Медленно отрывайте ягодицы от пола. Между вытянутыми руками и ногами образуется прямой угол.
  5. Взмахи руками с гимнастической палкой. Зажмите палку в ладонях, держите на вытянутых руках впереди. Занесите палку назад, руки согните в локтях. Положите палку на плечики и задержите на две секунды. Вернитесь обратно.
  6. Сгибы туловища. Лягте на пол, согните тело вперед, прижмитесь к коленям. Разогнитесь.
  7. Ходьба с прямой спиной. Шагать нужно четко, соблюдая правильный вариант осанки. Продолжительность марша – двадцать секунд.
  8. Ходьба на пятках, носках. Повторите марш, сделав опору на пятку, затем на носок. Это упражнение оценивается как хорошая профилактика плоскостопия.

Задания нужно повторять не менее пяти раз.

Гимнастика при сколиотической форме

При сколиозе у ребенка должна быть памятка или фото упражнений, демонстрирующих, как исправлять осанку. Делать гимнастику нужно каждый день по десять–пятнадцать минут. В идеале лучше получить консультацию у лечащего врача и походить на занятия ЛФК в специализированный центр. После обучения лечебной физкультуре можно продолжить корректировать осанку дома.

Выравнивание позвоночника в раннем возрасте занимает не менее шести месяцев, в подростковом - более года. Сколиозный вид позвоночного столба можно выправить с помощью следующих упражнений:

  1. Встать прямо. Поднять руки вверх, глубоко вдохнуть. Опустить руки. Выдохнуть. Движения делайте плавно, спину искривлять нельзя, следите за положением плеч.
  2. Лягте на пол. Ноги в коленях согните, попеременно притягивайте их к животу.
  3. Положите гимнастическую палку на спину. Прогнитесь вперед.
  4. Крутите велосипед, лежа на полу.
  5. Стойте прямо, ноги вместе. Поднимитесь на носочки, руки в стороны. Руки и шею максимально вытяните вверх.

Важно! Улучшения в осанке при соблюдении рекомендаций остеопатов, ортопедов наступают быстро. Детский организм хорошо реагирует на массаж, ЛФК, если восстановление положения позвонков проводить регулярно и правильно. Нарушать режим тренировок, особенно на начальном этапе, крайне нежелательно.

Упражнения для школьников

Возрастных ограничений у комплексов лечебных упражнений нет. Дети любого возраста могут научиться выполнять их правильно. Если будут внимательно смотреть за тренером или повторять действия дома за мамой. Школьникам будет легко освоить следующие упражнения за один урок:

  • Ходьба с руками на поясе. Маршировать нужно в свободном ритме одну минуту, потом под счет на носках, затем на пятках по две минуты. Это задание - хороший способ настроиться на тренировку и разогреть мышцы.
  • Наклоны. Для увеличения нагрузки потребуется палка. Ее берут в руки и вытягивают перед собой. Наклоны делайте вперед – назад, в стороны.
  • Дыхательные упражнения. Лягте на пол. Положите ладони на живот и грудь. Дышите так глубоко, чтобы руки поднимались и опускались одновременно.
  • Мостик. Руки лежат на полу, ноги согнуты в коленях. Пятки прижаты к полу. Поднимайте таз, не отрывая плечи от коврика.

Упражнения с мячом

Их можно использовать в вариативной форме. Приведем несколько примеров:

  • Катание мяча. Нужно сесть на пол, мячик катать вокруг себя. Следите за напряжением спины.
  • Стоя взять мячик в руки. Поднять высоко вверх, опустить, положить снаряд себе на грудь. Опустить вниз, хорошо нагнувшись.
  • Потребуется маленький мяч, который хорошо удерживается в одной руке. Держите снаряд в ладони, заведите одну руку за голову, другую за спину снизу, перехватите мячик другой рукой.
  • Собачка. Встаньте на четвереньки. Одновременно поднимайте руку и ногу вверх, потом меняйте опоры.

Важно! Приучать детей разминаться перед любой физической нагрузкой необходимо. Это помогает избежать травм, сохранить здоровье мышц, связок.

Массаж при искривлении осанки

Если врач лечит осанку массажем, значит, вы обратились за помощью к остеопату. Устранять дефекты с помощью разминаний можно и в детском возрасте, и в старшем. Массировать тело – универсальное средство местной терапии. С помощью массажа добиваются следующего положительного эффекта лечения искривления позвоночника:

  • Приходит в норму циркуляция крови.
  • Нормализуется доставка питательных веществ к позвонкам.
  • Мышцы приходят в тонус.
  • Тело, связки, мышцы готовятся к физической нагрузке на занятиях ЛФК.

Остеопаты используют следующие методы массажа тела ребенка:

  • Легкие поглаживания.
  • Разминание мышц, позвонков.
  • Вибрирование.
  • Натирание тела.

Лучше всего приходить в массажный кабинет непосредственно перед посещением занятий ЛФК. После растираний тело максимально подготовлено к нагрузкам.

Ортопедические приспособления для исправления осанки у детей

Корригировать осанку и лечить искривления популярно с помощью специальных ортопедических приспособлений. Это:

  • Реклинаторы. С их помощью можно воздействовать на сутулость. Фиксатор состоит из лент, которые сохраняют правильное положение спины.
  • Кресло для правильной осанки. Сохранять прямое положение спины на ортопедическом стуле ребенок вынужден. У кресла две опоры: для сидения и для колен. Точка напряжения на позвоночник за счет этого смещается. Школьник меньше устает при сидении.
  • Электрический массажер. Выправлять осанку с помощью прибора приятно, но эффективность для детей довольно низкая. Им требуется более точная остеопатическая манипуляция по выпрямлению.

Высокую оценку положительных качеств по исправлению осанки у детей школьного возраста получили корсеты-реклинаторы. Улучшать прямоту позвоночного столба с их помощью просто, проверять детей в процессе носки не нужно. В результате школьники привыкают ходить и сидеть ровно, осанка воспитывается за два–четыре месяца.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- сутулая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина.

Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

2. После длительных нагрузок на позвоночник ребенок должен проводить час-полтора в положении «лежа» для разгрузки позвоночника и отдыха мышц спины.

3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий - это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о, нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

5. Дополнительные занятия, связанные с длительным пребыванием в положении «сидя» или при асимметричном положении тела, целесообразно проводить по возможности в разгрузочных позах (лежа на животе) или резко сократить по времени, чередуя с отдыхом «лежа».

6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

5. Воспитание навыков, закрепляющих правильное положение тела. В занятиях гимнастикой эта конечная цель достигается путем развития и укрепления способности к длительному удержанию тела в правильном положении, для того чтобы новые рефлекторные связи стали для ребенка привычными. Работа над воспитанием правильной осанки подразделяется на два этапа. Первый этап имеет целью создание условий для будущей фиксации выработанной осанки: цель второго этапа - доведение до сознания понятия об оптимальном соотношении различных частей тела с последующим закреплением через мышечно-суставное чувство. Длительность этапов индивидуальна и зависит от степени и типа нарушения осанки. В процессе лечения вначале используется исходное положение «лежа», как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело в вертикальной позе. В дальнейшем используются упражнения в исходном положении «сидя», а затем «стоя». В положении «стоя», контроль за положением тела начинается, снизу, со стоп, при этом: стопы находятся на ширине ступни, параллельны; колени выпрямлены; живот подтянут, туловище вертикально, угол наклона таза около 45°. Плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику; руки свободно опущены по средней линии туловища; голова прямо, лоб и подбородок располагаются но одной вертикальной линии. Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке, но для этого требуется время и определенные волевые усилия.

А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета

№ п/п

Исходное положение

Упражнение

Для мышц спины:

Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга

Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, дыхание не задерживать, сохранять принятое положение до определенного счета либо по команде инструктора

То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам за голову

Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация движений при плавании брассом)

Движение рук в стороны, назад, в стороны - вверх

Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук

Приподнять голову и плечи, руки в стороны. Круговые движения руками

Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный

То же упражнение., но с одновременным приподниманием и удержанием до счета 3-5 обеих ног

Лежа на спине

Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть вперед до угла 45°, медленно опустить

То же, но удерживая мяч между лодыжками

Скрещивание прямых ног - «ножницы»

Переход в положение «сидя» с махом рук

То же, но руки на поясе

Медленно сесть и медленно возвратиться в И. П.

Для боковых мышц туловища:

Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — вдоль, туловища

Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую выпрямленную ногу

То же на левом боку

Приподнимание и опускание правой ноги

Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — согнута в локте и ладонью упирается в пол на уровне плеча - «окошечко»

Приподнять обе прямые ноги, удерживать на весу до счета 3-5, медленно опустить

То же на левом боку

Лежа на боку

Приподнять одну ногу, присоединить к ней другую, медленно опустить

Лежа на боку на кушетке или приподнятой опоре, туловище на весу, одноименная рука опирается в пол, другая - вдоль туловища

При фиксации ног инструктором или партнером - перевести руки за пояс, вверх, вперед, к плечам, вернуться в И. П.

То же на другом боку

Примеры симметричных корригирующих упражнений:

Лежа на животе, принять правильную позу (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии)

Перевести кисти рук вперед, положить их друг на друга под подбородком. Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от опоры таз и живот. Не отклоняясь в сторону удерживать данное положение 3-5-7 секунд

Лежа на животе, руки вдоль туловища

Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки, вдохнуть, вернуться в И. П., выдохнуть

То же, но с одновременным отведением назад обеих ног - «рыбка». Удерживаться в донном положении, не задерживая дыхание, 3-5-7 секунд

Лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. Проверить ее, приподнимая голову и плечи

Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение «сидя», сохраняя правильную осанку. Вернуться в И. П.

Приподнять прямую правую ногу. Приподнять и присоединить к правой ноге прямую левую ногу. Медленно опустить обе ноги

Приподнять обе прямые ноги, развести в стороны, соединить вместе, опустить

Взять гимнастическую палку хватом сверху, приподнять голову и грудь, удерживая палку у груди, бросание палки партнеру, ловля хватом сверху и снизу, удерживая голову и грудь в приподнятом положении

То же упражнение, но на гимнастической скамейке

То же упражнение с медицинболом

Для мышц брюшного пресса:

Лежа на спине с прижатием поясничного отдела позвоночника к опоре

Согнуть и разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно — «велосипед»

Согнуть обе ноги, разогнуть, их вперед, медленно опустить

руки за головой

Поочередное приподнимание прямых ног вперед

руки вверх

Медленно поднять прямые ноги до угла 45°, медленно опустить в И. П.

Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед-вверх, развести в стороны, соединить и медленно опустить

Лёжа на спине

Приподнять прямые ноги под углом 30-45°, развести их в стороны, соединить, опустить

Приподнять прямые ноги до угла 45°, производить окрестные движения ног — «ножницы»

Круговые движения ног

Лежа на спине, руки вдоль туловище, ноги врозь

Переход в положение «сидя» с поочередным касанием правой рукой левой стопы, левой рукой — правой стопы

Полусидя с опорой на предплечья согнутых рук сзади

Поднять прямые ноги, развести их в стороны, соединить, опустить

Лежа на животе, руки под подбородком

Отвести назад прямые ноги, удерживать на счет 3-5, вернуться в И. П.

Лечебная гимнастика при различных видах нарушения осанки в сагиттальной плоскости

- Сутулая и круглая спина — при данных деформациях, как уже описывалось, увеличен грудной кифоз, мышцы спины перерастянуты, о мышцы грудной клетки спереди сокращены, при этом обычно сглажен поясничный лордоз.

Для коррекции имеющихся деформаций необходимо кроме решения общих задач, укреплять мышцы спины; растягивать и расслаблять мышцы грудной клетки. При этом используются различные исходные положения. Особенно рекомендуется выполнять упражнения в исходном положении «лежа на животе» с различной работой рук, сначала без предметов, а затем с постепенным введением гимнастической полки, мяча и отягощений. Используются упражнения «на четвереньках», на коленях, лежа на спине с прогибанием в грудном отделе позвоночника или с подкладыванием валика под спину.

- Кругловогнутая спина — для этоготипа деформации характерно увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза, угол наклона таза увеличен, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер. Сокращены мышцы грудной клетки спереди, мышцы поясницы и передней поверхности бедер. Для коррекции грудного кифоза применяются все перечисленные исходные положения и группы упражнений, но при их выполнении необходимо следить за выраженностью поясничного лордоза, не вызывая его увеличения (поясницу прижимать к полу).

Другая группа упражнений необходима для уменьшения поясничного лордоза. Фактически используются те жеисходные положения, но с определенными особенностями, например, упражнения «лежа на животе» следует выполнять, не прогибая спину, тянуться головой вперед. Под живот можно положить небольшой валик, что позволит несколько уменьшить лордоз. Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются лежа на спине по приведенной методике, но основное требование - при движениях ногами обязательно следить за поясницей, прижимая ее к полу, при этом ноги желательно поднимать выше, так как чем выше приподняты ноги, тем меньше дуга лордоза и ниже расположена поясница.

- Плоская спина — наихудший в рессорном плане тип нарушения осанки в сагиттальной плоскости, сопровождающийся сглаженностью всех физиологических изгибов и характеризующийся общей слабостью мышц (спины, грудной клетки, живота, ягодиц, бедер). Поэтому для коррекции данной деформации необходимо стремиться к укреплению общего мышечного корсета для выработки силовой выносливости мышц, а также использовать упражнения в самовытяжении.

Главный принцип при выполнении упражнений в различных исходных положениях заключается в том, чтобы движения были симметричные и не слишком «лордозирующие», так как при плоской спине увлечение упражнениями, формирующими поясничный лордоз, приводит к тому, что при слабо развитых мышцах очень быстро образуется другой тип деформации - плосковогнутая спина.

- Плосковогнутая спина — при этом варианте нарушения осанки встречается сглаженность грудного кифоза и чрезмерная выраженность поясничного лордоза, причем угол наклона таза увеличен, мышцы ослаблены, особенно спины, брюшного пресса и ягодиц.

Для коррекции плосковогнутой спины используются те же комплексы упражнений, что и при плоской спине, но акцентируется внимание на укреплении мышц живота в исходном положении «лежа на спине», исключая упражнения, «лордозирующие» поясничный отдел позвоночника.

Специальные упражнения при нарушениях осанки в сагиттальной плоскости

Сутулая и круглая спина

1. Исходное положение — основная стойка, в руках гимнастическая палка.

1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот;

3-4 — исходное положение.

2. Исходное положение — основная стойка

1-4 — «крылышки» руками.

3.

1-2 — руки в «крылышки»;

3-4 —держать.

4. Исходное положение — лежа на животе.

1-2 — ноги поднять, руки в «крылышки»;

3-4 — исходное положение.

5. Исходное положение — лежа на животе, в руках гимнастическая палка.

1 -4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.

6.

1-2 — приподнять на предплечьях спину, прогнуться;

3-4 — держать.

7. Исходное положение — лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик.

1 -4 — приподняться на предплечьях над валиком;

8. Исходное положение — лежа на спине.

1-4 — круговые движения ногами по и против часовой стрелки.

9.

1-4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять;

5-8 — вернуться в исходное положение.

10. То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.

11. Исходное положение — на четвереньках.

1-2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника;

3-4 — возвратиться в исходное положение;

5-6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись;

7-8 — исходное положение.

12. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно;

3-4 — исходное положение;

5-6 — поднять левую руку и левую ногу;

7-8 — исходное положение.

Кругловогнутая спина

1. Исходное положение - лежа на животе, под живот подложен валик.

1-2 — поднимание головы;

3-4 — возврат в исходное положение.

2. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику;

3-4 — держать.

3. Исходное положение — то же.

1 -2 — поднять голову, вытянуть руки вперед;

3-4 — поднять голову, руки в стороны;

5-6 — поднять голову, руки на пояс;

7-8 — вернуться в исходное положение.

4. Исходное положение — лежа на животе, под живот подложен валик, в руках гимнастическая палка.

1-2 — вытянуть полку вперед;

3-4 — согнуть руки с палкой перед грудью.

5. Исходное положение — то же, палка в вытянутых руках, руки на середине полки.

1-4 — перехват рук к концам палки и обратно до середины.

6. Исходное положение — то же, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых впереди руках.

1-4 — палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед.

7. Исходное положение — лежа на спине.

1-2 — поднимать голову, носки на себя;

8. Исходное положение — то же.

1-2—поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 - поднять голову, вытянуть руки вправо.

9. Исходное положение — то же.

1-4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди;

10. Исходное положение — лежа на спине.

1 -2 — согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди;

3-4 — согнуть в колене левую ногу, прижать к груди.

11. Исходное положение — то же.

1-4 - поднять обе прямые ноги под углом 45 градусов, с возвратом в исходное положение в быстром темпе.

12. Исходное положение — то же.

1-4 — сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».

13. Исходное положение — лежа на спине, ноги, согнуты в коленных суставах, в опоре.

1-2 — сесть, руки на пояс;

3-4 — вернуться в исходное положение.

14. Исходное положение — лежа на спине, под грудным отделом валик.

1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника, прижимая при этом поясницу к полу.

Плоская спина

1. Исходное положение — лежа на животе.

1-2 — поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии);

3-4 — вернуться в исходное положение.

2. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять голову, руки вперед, выполняем хлопки руками;

3-4 — исходное положение.

3. Исходное положение — то же.

1-4 — «брасс» руками.

4. Исходное положение — то же.

1-4 — «бокс» руками.

5. Исходное положение — то же.

1-2 — поднимаем руки и прямые ноги одновременно.

3-4 — держать.

6. Исходное положение — то же.

1-2— поднять прямые ноги, руки вперед;

3-4 —держим ноги, руки в «крылышки»;

5-6 — держим ноги, руки на пояс;

7-8 — возврат в исходное положение.

7. Исходное положение — то же.

1-4 — руки в замок, поднять, прямые ноги также поднять;

5-8 — ползание на животе, путем бокового движения туловища.

8. Исходное положение — лежа на спине.

1 -2 — поднять голову и руки, носки ног на себя;

3-4 — вернуться в исходное положение.

9. Исходное положение — то же.

1 -2 — поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо.

10. Исходное положение — то же.

1-4 — поднять ноги под углом менее 45°;

5-8 — медленно вернуться в исходное положение.

11. Исходное положение — лежа на спине.

1-4 —«велосипедные» движения ногами.

12. Исходное положение — то же.

1-4 — ногами горизонтальные ножницы (ноги поднимать не выше 45°).

13. Исходное положение — то же.

1-4 — вертикальные ножницы ногами (ноги — не выше 45°).

14. Исходное положение — на четвереньках.

1-2 — «кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять);

3-4 — «кошечка сердитая» (согнуть грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).

15. Исходное положение — то же.

1-4 — «кошечка под забором» (медленно поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника, перейдя в исходное положение — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в исходное положение).

Плосковогнутая спина

1. Исходное положение — лежа на животе, под животом небольшой валик.

1-2 — приподнять голову, руки вперёд, сжимание и разжимание пальцев рук.

2. Исходное положение — то же.

1-2 — приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.

3. Исходное положение — то же.

1-4 — руками «брасс».

4. Исходное положение — то же.

1-4 — руками «брасс» с выдержкой.

5. Исходное положение — то же.

1-4 — «рыбка» — поднять руки, поднять прямые ноги и держать одновременно.

6. Исходное положение — то же.

1-2 — ноги прямые приподнять, руки в «крылышки»;

3-4 — ноги держать, руки в стороны;

5-6 — ноги держать, руки вверх;

7-8 — исходное положение.

7. Исходное положение — лежа на спине.

1-2 — приподнять голову, носки ног на себя;

3-4 — исходное положение.

8. Исходное положение — то же.

1-2 — согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди;

3-4 — согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.

9. Исходное положение — то же.

1-4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно прижать к груди, голову согнуть.

10. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять прямые ноги вверх выше угла 45°;

3-4 — быстро вернуться в исходное положение.

11. Исходное положение — лежа на спине.

1-4 — «велосипедные» движения ногами (поясницу прижимать к полу).

12. Исходное положение — то же.

1-4 — горизонтальные ножницы ногами под углом выше 45°.

13. Исходное положение — то же.

1-4 — вертикальные ножницы ногами, поясницу прижать к полу.

14. Исходное положение — то же.

1 -4 — сесть с махом рук вперед;

5-8 — вернуться в исходное положение.

15. Исходное положение — то же, ноги согнуты в коленных суставах, стопы опираются о пол.

1-4 — сесть, руки в «крылышки»;

5-8— исходное положение.

Нарушения осанки - это различные искривления позвоночника. Среди нарушений осанки - чрезмерный кифоз или лордоз, сколиоз и сутулость. Нарушения осанки могут серьёзно навредить организму.

Причины

У детей основными причинами нарушения осанки являются:

Снижение двигательной активности;

Нарушения рациона питания;

Нарушения, вызванные дезорганизацией рабочего пространства;

Нарушение трудового труда.

Гиподинамия (нарушение двигательной активности) ребенка проводит к постепенному ослаблению мышечного аппарата позвоночного столба и всего тела. Слабые мышцы не в состоянии поддержать правильную ориентацию тела в пространстве, что и приводит к нарушению осанки.

Нарушения рациона питания. Если ребенок получает несбалансированное питание и с пищей к нему поступает недостаточное количество минералов и органических веществ, это может плохо отразиться на опорно-двигательного аппарате ребенка. Чаще всего дети получают с пищей недостаток солей кальция, которые отвечают за развитие связок и костей. При недостатке минералов связочный аппарат развивается плохо, что может привести к нарушению осанки.

Дезорганизация рабочего пространства ребенка может быть связана с неправильными условиями занятий, за которыми ребенок проводит большой интервал времени. Причина нарушения осанки может быть обусловлена неправильной высотой рабочего стола и стула, за которыми школьник делает уроки, плохим освещением рабочей поверхности, недостатком рабочего пространства. При этом неправильная осанка со временем закрепляется, приводит к дисбалансу околопозвоночных мышц.

Нарушение трудового режима ребенка: неправильные и усиленные физические нагрузки также могут спровоцировать возникновение стойкого нарушения осанки.

Источник budemzdorovy.org

Виды

Различают следующие виды нарушений осанки (по Штоффелю):

Плоская спина. Характеризуется полным исчезновением естественных изгибов позвоночника. Мышцы естественного мышечного корсета очень слабые. Такое их состояние может приводить к развитию сколиоза. Плоская спина встречается сравнительно редко и составляет не более 1-2% всех нарушений осанки.

Круглая спина характеризуется значительным увеличением грудного кифоза при нормально выраженном шейном лордозе. Поясничный лордоз значительно увеличивается. На фоне этого грудной кифоз выражен еще больше. Круглая спина не всегда характеризует только нарушение осанки. Нередко синдром «круглой спины» может быть симптомом более тяжелых структурных заболеваний позвоночника. Таких как болезнь Шойерманна- Мао, болезнь Форестье. Детей необходимо дообследовать рентгенологически и своевременно выявить возможные заболевания позвоночника.

Сутулость. Самый распространенный вид нарушения осанки. Чаще выявляется у девочек подросткового возраста. Объективно у них выявляется увеличенный шейный лордоз. Создается впечатление, что ребёнок ходит все время «задумавшись», «уйдя в себя» с опущенной головой, со сведенными надплечьями. Грудной кифоз не изменяется, а поясничный лордоз уплощается. Передняя брюшная стенка становится «отвислой» из-за смещения центра тяжести туловища вперёд. Если попросить ребёнка расправить плечи, поставить правильно голову, «убрать живот», то эти признаки исчезают на очень короткое время. Это означает, что такая осанка стала «привычкой». При стойкой сутулости, при неправильной нагрузки на межпозвонковые диски у этих детей с возрастом очень рано появляются клинические симптомы остеохондроза средне грудного отдела позвоночника.

Кругло-вогнутая спина и плосковогнутая спина — эти два вида нарушений осанки встречаются весьма редко. Проявление их обусловлено сложными изменениями в позвоночнике, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.

Различают еще и сколиотическую осанку (по Чаклину: «функциональный сколиоз») она характеризуется искривлением позвоночника во фронтальной плоскости без поворота вокруг вертикальной оси тел позвонков.

Источник spinanebolit.com.ua

Профилактика

Профилактика нарушения осанки, сколиоза и других деформаций позвоночного столба основана на следующих принципах:

Лечебная физкультура;
Нормализация питания;
Предотвращение остеопороза (уменьшение кальция в структуре кости);
Организация режима труда и отдыха.

Нормализация питания человека с искривленной спинной предполагает особую диету:

Третья часть суточного рациона должна включать овощи и фрукты;

Утром необходимо пить стакан свежевыжатого сока;

Одна часть рациона – животные и растительные белки;

Потребление углеводов не должно превышать 20% от всех видов продуктов;

Жиры лучше потреблять нерафинированные (холодного отжима);

Не солите продукты, а применяйте вместо нее морскую капусту;

Совершайте дневные прогулки не менее 40 минут, чтобы устранить малоподвижный образ жизни.

Профилактика нарушения осанки для предотвращения остеопороза предполагает:

Потребление продуктов богатых кальцием, магнием, фосфором. Для этого необходимо включать в рацион молочные продукты и рыбу;

Марганец необходим для доставки кислорода к межпозвонковым дискам. Его содержит яичный желток, кожица картофеля, лук, бананы, сельдерей, горох;

Витамины А и С являются антиоксидантами и борются с перекисными формами кислорода. Наибольшее их количество находится в цитрусовых, моркови, капусте.

В заключение: видов и типов нарушения осанки, которые приводят к развитию сколиоза, компрессионного синдрома и других заболеваний много. Читателям не следует пугаться данного разнообразия, так как по статистике в 90-95 процентах случаев искривление позвоночника формируется на протяжении долгих лет. Оно легко предотвращается, если проводится эффективная профилактика нарушения осанки.

Источник spinazdorov.ru

У детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Источник krasotaimedicina.ru

Упражнения

Комплекс лфк при нарушении осанки должен быть направлен на укрепление мышечного корсета спины, мышц живота и брюшного пресса. Все упражнения должны быть в основном статическими. Статические упражнения не накачивают силу в мышцы, а тренируют их выносливость.

Лфк при нарушении осанки начинают обязательно с разогрева, после чего переходят к упражнениям:

1.Сядьте на стул, руки положите на затылок и начинайте давить так, словно вы хотите согнуть голову к грудине. Сопротивляйтесь, напрягая мышцы шеи, напряжение удерживайте в течении 10 секунд, затем даем 5 секундный отдых и вновь приступаем к упражнению.

2.Исходное положение такое же, только правой рукой начинаем давить на правый висок, пытаясь опустить голову к левому плечу, затем руки меняются.

3.Сидя на стуле, выпрямите спину и максимально поверните голову вправо, затем двумя резкими движениями доведите голову до крайнего положения, затем повторите это упражнение с противоположной стороны. Рывки должны быть резкими, но аккуратными, чтобы не повредить спину.

4.Положение тоже, максимально соедините лопатки за спиной на 10 секунд, затем расслабьтесь. Сделайте несколько подходов.

5.Заранее приготовьте бутылку с водой, возьмите ее и удерживайте перед собой на вытянутых руках.

Теперь рассмотрим упражнения лфк при нарушении осанки в положении лежа.

1.Лягте на спину, немного оторвите одну ногу от пола и удерживайте ее, затем тоже повторите со второй ногой, при этом носок старайтесь тянуть на себя.

2.Согните колени и приподнимите обе ноги. Затем отдохните и после приподнимите обе вытянутые ноги.

3.Руки сцепляем в замок и кладем под затылок. Начинаем давить руками, приподнимая голову, при этом мышцы шеи должны сопротивляться давлению.

4.Лягте на бок, руки вдоль тела и приподнимите голову. Удерживайте ее в этом положении 10 секунд, затем расслабляете, проделываете несколько подходов, после чего меняете сторону.

5.Переворачиваемся на живот, ноги сгибаем в коленях и голени отрываем от пола, при этом опираемся на локти, отрывая голову с плечами.

6.Лежа на животе, по очереди приподнимаем вытянутую ногу, затем другую.

Как видно, лфк при нарушении осанки работает со всеми мышцами, которые участвуют в поддержании осанки.

Источник opozvonochnike.ru

ЛФК

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК.

Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и. п. лежа.

Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным. Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5 - 2 месяца; перерыв между курсами - не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 - 2, 4 - 5, 1 - 2 недели). В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка. В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения - 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2 - 3 комплекса, для школьников - 3-4 комплекса Л Г на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Источник lechfk.narod.ru

Массаж

Для лечения позвоночника существует 3 вида массажа:

Лечебный (классический);
Точечный;
Сегментарный.

Лечебный и сегментарный виды применяются в специализированных ортопедических реабилитационных центрах. Точечный вид – в восточных оздоровительных школах или центрах физиотерапии.

Влияние массажных процедур на организм:

Активируют кровоснабжения и деятельности центральной нервной системы;
Устраняют нервную импульсацию в патологических очагах;
Нормализуют обмен веществ;
Рефлекторно стимулируют активность внутренних органов.

Массаж при нарушении осанки проводится индивидуально с учетом патогенетических звеньев патологического процесса у каждого человека.

Массажные приемы:

Поверхностное и глубокое поглаживание;
Постукивание;
Растирание;
Разминание;
Вибрация.

Поверхностное поглаживание проводится для снятия болевого синдрома и формирования успокаивающего эффекта.

Глубокое поглаживание повышает нервную деятельность, поэтому при наличии выраженного болевого синдрома и мышечных спазмов при заболеваниях позвоночника не применяется.

Растирание предназначено для улучшения кровоснабжения в определенной области. Оно очень эффективно при болевом синдроме в воротниковой зоне.

Неглубокое разминание при нарушении осанки позволяет устранить болевой синдром. При болях в грудной клетки применяется прерывистая вибрация, позволяющая выявить и устранить патологический очаг болевой импульсации.

Источник spinazdorov.ru

Последствия

К чему приводит неправильная осанка:

способствует уменьшению объема легких, что приводит к нарушению дыхательной функции;

снижает приток крови и кислорода к мозгу и тканям;

приводит к нарушению работы кишечника и неправильному пищеварению;

вызывает окостенение связок и возникновение болевых ощущений;

вызывает хроническое напряжение в мышцах;

приводит к преждевременному старению тканей тела;

уменьшается устойчивость позвоночника к деформирующим воздействиям, что приводит к искривлениям;

вызывает повышенную утомляемость из-за систематического перенапряжения мышц;

приводит к снижению живости мышления, быстроты реакции и работоспособности;

болям в спине, головным и мышечным болям;

сонливости и слабой концентрации внимания.

Неправильная осанка медленно, но верно разрушает структуру вашего тела, приводя к преждевременному старению и тела и разума. Надеюсь, я вас достаточно испугала и убедила, что нужно что-то срочно менять в вашей жизни?

Помните, что если у вас неправильная осанка, вы не безнадежный больной! Учитесь следить за своей позой, осанкой и занимайтесь специальным комплексом упражнений.

Свернуть

Лечебная физкультура показана к проведению при различных патологиях позвоночника. Она оказывает комплексный оздоравливающий эффект на опорно-двигательный аппарат, весь организм. Комплексы различаются в зависимости от причин их назначения. В материале рассмотрена лечебная физкультура (ЛФК) при , приведены примеры комплексов, показания, противопоказания к ним, эффект от осуществления.

Эффективность упражнений

Позитивный эффект от лечебной физкультуры выявляется при ее длительном регулярном выполнении по специальному индивидуальному комплексу, разработанному специалистом. Упражнения имеют накопительный эффект, т. е. чем дольше вы занимаетесь физкультурой, тем больший от нее эффект. Пропускать, делать перерывы нельзя.

Показано выполнение упражнений ежедневно на протяжении нескольких лет. Даже после полного исправления осанки все равно необходимы профилактические упражнения, чтобы искривление не развилось снова. Исключение составляют только периоды обострения хронических заболеваний позвоночника. В это время необходимо отменить любую физическую активность, в т. ч. ЛФК до решения врача о возобновлении занятий.

Регулярное выполнение тренировочных комплексов окажет следующий эффект:

  1. Укрепление мышечного каркаса;
  2. Возвращение смещенных позвонков в исходное положение, удержание в нем мышечным корсетом;
  3. Уменьшение нагрузки на межпозвоночные диски;
  4. Улучшение питания мягких тканей, опорно-двигательного аппарата кровью;
  5. Нормализация кровообращения, микроциркуляции;
  6. Снятие спазма мышц.

Все это в комплексе приведет к исправлению нарушенной осанки со временем. Но это справедливо только в случае, если комплекс разработан специалистом в индивидуальном порядке для конкретного случая. При самостоятельном подборе упражнений гимнастика может навредить.

Разминка

Комплекс упражнений при нарушении осанки должен начинаться с разминки. Она подготовит мышцы к нагрузке, сделает упражнения более безопасными, эффективными. Стандартная разминка направлена на разогрев, растяжение мышц. Рекомендуется выполнять следующий комплекс упражнений:

  • Сидя на стуле, сцепите руки в замок, поместите на затылке. Давите на затылок, пытаясь наклонить голову к шее. С помощью мышц шеи сопротивляйтесь этому давлению. Давление продолжайте 10 секунд, затем сделайте перерыв на 5 секунд, повторите;
  • Сидя на стуле, правой ладонью давите на правую часть головы, стараясь склонить ее к левому плечу. С помощью мышц шеи в течение 10 секунд оказывайте сопротивление давлению. Сделайте перерыв 5 секунд, повторите для другой стороны;
  • Сидя на стуле, максимально близко сведите лопатки, оставайтесь в таком положении 10 секунд, затем расслабьте спину. Повторите 7 раз;

Такое чередование статических, динамических упражнений в разминке помогает подготавливать мышцы к нагрузке разных типов, на разные отделы.

Комплексы ЛФК

Индивидуальный комплекс разрабатывается врачом лечебной физкультуры индивидуально для каждого конкретного пациента. Впервые такая гимнастика должна выполняться под контролем специалиста, так как ошибки в ней могут сделать ее не только бесполезной, но вредной. Если все выполнялось правильно, то в дальнейшем делать упражнения можно в домашних условиях.

Без консультации врача можно выполнять общие комплексы, которые не могут навредить. Но выраженного лечебного эффекта они не окажут, только общее оздоровление. Выполняйте следующие корригирующие упражнения при нарушении осанки в сторону сутулости:

  1. Исходное положение стоя – взять двумя руками гимнастическую палку, завести за плечи, втянуть живот;
  2. Лежа на животе – прокатывание гимнастической палки от шеи до ягодиц по спине, держа ее двумя руками;
  3. Лежа на спине – приподнимитесь на локтях, прогнитесь в пояснице, удерживайтесь в таком положении до 10 секунд.

Иные упражнения показаны при вогнутой спине:

  1. Лежа на животе – подложить под живот валик, поднять голову, вернуть в исходное положение, повторить 10 раз;
  2. Лежа на животе – поднять голову, вытянув руки вперед, опустить голову, затем поднять, развести руки в стороны, затем переместить на пояс, вернуться в исходное положение, повторить 5 раз;
  3. Лежа на животе – подложите под живот валик, сначала вытяните руки с гимнастической палкой в них, затем согните к себе, повторите 10 раз

При иных патологиях комплексы будут отличаться еще значительнее.

Вывод

Лечебная гимнастика оказывает выраженный позитивный эффект, корректирует осанку, оздоравливает опорно-двигательный аппарат, улучшает общее состояние. Но специфические упражнения должны назначаться индивидуально в зависимости от типа патологии, влияющего на осанку. Самостоятельно же назначать себе можно только относительно безвредные общие комплексы, описанные в материале.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то