Как научить сына играть в футбол. Как воспитать будущую звезду футбола

Итак, тема первой статьи: «Детский и подростковый футбол, методы тренировок, ошибки и находки».

Раскрыв эту тему, я планирую представиться и показать вам свое видение футбола.

Я начал заниматься футболом с пяти лет, ходил с отцом на стадион и пинал мяч в ворота. Но бить по воротам мне надоело очень быстро, всегда нравилось просто пасоваться. Таким образом я предопределил свою футбольную судьбу: всю свою жизнь я играл в полузащите. В семь лет меня привели в районную футбольную секцию, где ребят заставляли играть в гандбол, баскетбол, бегать кроссы и отжиматься по несколько сотен раз за тренировку. Многие были против таких тренировок, к тренеру приходили ругаться родители других ребят, «за что мы платим деньги?» - вопрос звучал постоянно. Я помню довольно мало из того времени, самое яркое воспоминание - это день, когда меня перевели в группу постарше, и я начал убирать мячи после каждой тренировки, а так же «вечным зайцем», когда тренер ставил ребят в квадраты. Я бегал в квадратах с начала и до конца тренировки, а на сторонах стоял исключительно по праздникам, и то до первого паса, который мне адресовали довольно сильно. Или слишком сильно, как кому нравится.Через год все пришло к тому, что я стал играть наравне с ребятами постарше (мне было 9, им 10-11), и в начале сезона получил свою первую полноценную футболку команды с номером 21. Этот номер так и остался у меня до конца футбольной карьеры. На поле на турнирах я в то время выходил крайне редко, а т.к. тренер любил затыкать мной дыры, я поиграл везде: в защите, на краях, в центре, в нападении, и даже на воротах.Сразу скажу, что полученный тогда опыт неоценим. И все трудности, через которые мне пришлось пройти во многом повлияли на довольно успешные футбольные годы. Советую читателям сделать выводы из этой истории:) Но были и моменты, которые, как я убежден, мне навредили... С этой темы и начнем.

Какие ошибки, по вашему мнению, допускают в российском детском футболе?- Боюсь начать говорить словами министра спорта, но ошибок много, и они образуют собой довольно органичный комплекс проблем. Причем проблем таких, что не получится убрать какую-то одну, надо решать все сразу, в комплексе.

Детский спорт в России построен не на желании принести пользу детям, а на желании сохранить детский спорт. Тренеры и руководители получают вполне конкретную установку: «Мы продлим вам финансирование, если выиграете турнир». Поэтому работа с детьми в России ведется с уклоном на победы на турнирах. Я думаю, вы замечали, что наши дети лет до 15 выигрывают довольно много соревнований, в том числе заграницей, но вдруг происходит что-то, какой-то перелом, в 16-17-18 лет, и мир словно переворачивается. Еще год назад эти ребята обыграли в финале их «Аякс» 5:0, а вот сегодня, спустя год, уже «Аякс», с тем же составом возит наших ребят по полю.Все дело в том, что наши дети получают воспитание, немного отличающееся от взрослого. Тренеры уже с первых лет обучения настраивают детей исключительно на победы, учат играть жестко, наверняка, прививая игру, рассчитанную исключительно на результат.

Очень мало времени уделяется внутреннему миру ребенка, его фантазии, его желаниях в игре. Когда я был на сборах заграницей (в частности, в Голландии), я увидел совершенно другой подход к делу. Там детям зачастую просто бросали мячи и группа тренеров наблюдала за их действиями. Затем, на основании наблюдений каждому ребенку составлялась программа, немного отличная от других ребят. У каждого ребенка там было свое досье с описанием сильных и слабых сторон, ментальными предпочтениями на поле, с оценкой характера и заключения психолога.

Самой главной задачей в детском футболе должна быть задача становления личности у ребенка. Он должен стать особенным, самим собой. Он должен иметь свой стиль, свое понимание и свой характер в футболе. Он должен уметь фантазировать, придумывать и размышлять. На турнирах должна стоять цель победить, но выводы должны делаться в первую очередь на основании показанной игры, а не на основании результата. Игра придет, и все научатся играть в команде и идеально взаимодействовать друг с другом, а пока детям нет и 14 лет, нельзя заставлять их показывать результат в ущерб собственной психике и самоощущению.

Понимаю, на меня могут накинуться многие специалисты, начать прославлять российский футбол и т.д., но в России и в СССР никогда не было ни одного суперклуба, типа «Манчестер Юнайтед», «Реала», «Барселоны», «Ювентуса», «Милана» и т.д. Никогда не было. Были отдельные годы, была серия лет, но чтобы на протяжении нескольких десятилетий - никогда, и уж тем более мы не обладаем кадрами, способными играть в любом чемпионате и в любом клубе. Посмотрите на европейские команды: все их игроки могут играть где угодно, в любом чемпионате, в любом стиле. Из России же если и уезжает, то только самые лучшие, да и то ненадолго, и не закрепляясь зарубежом.

Я убежден, что система подготовки футболстов в России кошмарна и ужасна. Ее нужно менять на корню, нужно расставлять другие приоритеты и воспитывать детей совершенно иначе, а не портить их, загоняя в рамки и шаблоны.

Почему в «Барселону» не влились Чигринский, Глеб? Почему в другие клубы не влились наши игроки?

Слабая школа, слабая детская база. Это сразу видно, даже если человек играет неплохо. В сильных клубах не любят игроков со слабой базой. Поэтому, кстати, очень многие приезжие африканцы не могут заиграть в сильных чемпионатах. Для многих из них даже чемпионат России - очень высокая планка, куда они со своей базой просто не подходят.Человек может хорошо играть матчи, но если он то и дело бежит не туда, если он предпочитает нестись 40 метров вместо того, чтобы просто сделать один шаг, он не подходит команде. Но он ни в коем случае не виноват - просто в детстве не научили. Впроче, я считаю, что футболиста можно переучить вплоть до завершения карьеры, если он сам готов открыться для новых знаний и перестроиться. Если же футболист уверен, что он все делает правильно, т.к. его так учили дома на протяжении десяти лет, то помочь практически нельзя.

Важно ли думать на поле?

Однажды тренер спросил у меня «Что главное в футболе?». Я ответил «Мысль и пас», на что он сказал «Главное – гол» и погнал меня в пятикилометровый кросс. Кросс не научил меня ничему, и я все еще думаю, что в футболе главное думать. Футбол можно сравнить с шахматами, только возможных комбинаций гораздо больше. Как говорил Грецки «Я просто бегу не туда, где была шайба, а туда, где она будет». Надо просчитывать все заранее, держать в уме возможности для маневров, думать, что будет если пас пройдет, и что будет, если не пройдет. Необходимо понимать своих партнеров, знать их досконально. Их характер, привычки, манеру, психологию...Футбол - игра мысли.

Что такое психологический перелом в детском/юношеском футболе?- Этот термин я ввел сам, т.к. сам пережил этот перелом. Это переход от детского мышления ко взрослому, и я не знаю, связан ли он с взрослением человека как такового, или же связан в том числе и с футболом. Он случился, когда мне было 12-13 лет. Я за очень короткий период времени, буквально за месяц, понял гораздо больше, чем за все предыдущие годы. Я понял, чего хочет тренер, понял, куда бежать и что делать. Понял, почему лучше отдать пас на три метра, чем на сорок, и что по воротам можно ударить тихо и в уголок, а не лупить со всей силы:) В тот год я превратился из запасного в основного игрока команды, а затем, в том числе и благодаря характеру, в капитана. После 13 лет я никогда и никому не отдавал капитанскую повязку вплоть до завершения карьеры. Это скорее пафосная строка, т.к. я никогда не понимал, в чем состоит сакральный смысл быть капитаном, да и сказать по правде, в моих командах всегда были люди, которые были капитанами «вне поля», но тренеры доверяли повязку именно мне, и я был не против.Так вот, психологический перелом - это и есть мысль в футболе. Тот момент, когда в игру приходит мысль, и она выходит на первый план перед физикой и техникой.

Как часто футболисты дерутся между собой?

И взрослые, и дети дерутся постоянно. Надо понимать, что футболисты - это люди, которые с 16 лет и до конца карьеры находятся в состоянии, очень напоминающим службу в армии. База, мужики вокруг, спорт, занятия, еда по расписанию - это все непросто выдерживать даже год, а выдерживать это на протяжении двадцати лет каково? И детям конечно же не легче, хоть они и не сидят на сборах, но они все же дети:) Разумеется, футболисту в чем-то легче, чем солдату, но условия схожи. Драки и конфликты бывают часто. В любом коллективе всегда есть умник, задира, тупой, ботан, и все такое - это статистика:) И футболисты не исключение. Тем более, знающие тренеры специально берут в команду одного-двух парней с горячими головами - всех в тонусе держать:) Ну а если они еще и играют хорошо, так это просто супер.Но надо понимать, что разборки это просто жизнь. Они не объединяют и не разобщают. Локально кто-то может подраться и потом подружиться на долгие годы, но в основной массе они не несут ровным счетом ничего. Да и куда лучше подраться честно, чем исподтишка дать под колено и вывести человека из строя на год. А такое бывает куда чаще, чем просто драка.Реакция тренера должна быть соответствующей - дерущихся надо наказывать. Это воспитание, это правила. Драку нельзя поощрять, даже если она полностью оправдана. Драка - удел животных, а у человека есть рот. Надо разговаривать.

Представьте, что вас назначили тренером детской команды, что вы будете делать?

Сначала я постараюсь получить гарантии на то, что от моих ребят не будут требовать непременных побед с угрозами закрыть школу, дадут достаточное финансирование и наймут специалистов, которых не принято нанимать в России в детские школы: психолога и воспитателя. Я убежден, что тренер должен совмещать в себе всех: тренер, психолог, воспитатель, доктор и в каком-то смысле «отец», но помимо тренера должны быть и узкоспециализированные специалисты.Затем я пойму, кто ко мне пришел, какому ребенку что нужно дать, и пойдет обычная работа. Моей целью будет вырастить ребят, способных мыслить, творить, думать, быть лидерами и играть везде, по любой схеме и тактике у любого тренера.

Стоит ли отдавать ребенка в футбол?

Да, стоит. Но если не будет получаться (такое бывает), и если ему не будет нравиться, то лет в 14 можно начать уже «забирать» потихоньку из профессионалов во двор. Пусть другим занимается.

Как помочь ребенку стать звездой футбола?

Знать о футболе больше, чем он. Говорить о футболе с ним. Ходить на его тренировки и игры. Увлекаться не меньше, чем он. В общем, жить футболом - но чуть больше, чем живет им он сам. Да, надо отдать всего себя этому увлечению.

Страница с материалами Павла Ани на footcom.ru: http://www.footcom.ru/others.php?page=16

    Ни один человек не рождается с врожденными навыками игры в футбол. Для того чтобы развить свои сильные и укрепить слабые стороны, требуются годы тренировок. Например, игрок может быть очень быстрым, но не слишком сильным, или он может хорошо подавать угловые, но плохо играть в пас. Тем не менее с практикой необходимые навыки постепенно развиваются. Если вы будете ежедневно выполнять ряд полезных упражнений, то, в конце концов, станете очень неплохим игроком в футбол.

    Шаги

    Часть 1

    Навыки обработки мяча

    Тренируйтесь принимать мяч. Найдите для тренировки большую стену в уединенном месте. Это должна быть кирпичная или бетонная стена. Пните мяч, чтобы он врезался в стену примерно в 90 см над землей. На отскоке мяча поднимите ногу в воздух. Сделайте так, чтобы после соприкосновения с ногой мяч упал на землю. Повторяйте это упражнение снова и снова по 10 минут в день.

    • Важно не пинать мяч, который вы принимаете. Необходимо лишь поднять ногу на тот уровень, где должна пройти траектория его полета. Позвольте мячу самому прилететь к вашей ноге.
    • Сбив мяч на землю, поставьте на него сверху ногу, чтобы он не укатился.
    • Начинайте упражняться близко от стены. С ростом уверенности в собственных силах постепенно отступайте дальше. Завершайте работу над упражнением, когда окажетесь уже в метрах девяти от стены.
  • Научитесь набивать мяч ногами. Даже у лучших игроков в футбол уходят годы на то, чтобы научиться мастерски чеканить мяч. Однако, это хорошее упражнение для того, чтобы начать уверенно обращаться с мячом и отработать координацию зрительных образов и телодвижений. Подхватите мяч снизу стопой ноги, чтобы он не падал. Приподнимите ногу в воздух и подкиньте мяч вверх. Пните падающий мяч снизу другой ногой, чтобы снова запустить его в воздух.

    • Бить по мячу следует центральной зоной подъема стопы. В ином случае мяч может прилететь вам в лицо или улететь в противоположном направлении. Цель состоит в том, чтобы постоянно удерживать мяч рядом с собой на расстоянии около 30 см от собственного тела.
    • Чтобы мяч не отлетал далеко, сгибайте ударную ногу в колене, когда бьете по нему. Если вы будете бить по мячу прямой ногой, то он отлетит далеко от вас.
    • Выполняйте данное упражнение минимум по 10 минут в день. Вполне нормально, если сначала вы будете отбивать мяч лишь один-два раза. Продолжайте работать и ваши навыки разовьются. Старайтесь дойти, по крайней мере, до десяти ударов по мячу, прежде чем заканчивать данное упражнение.
  • Займитесь дриблингом. Найдите ровное открытое поле или площадку у себя во дворе. Постарайтесь обвести мяч по всему периметру поля, слегка пиная его. Перед тем как толкнуть мяч ногой, вы должны поставить ее на подушечку стопы (а не на пятку). После каждого толчка мяч должен отлетать от ноги лишь на 30–60 см. Занимайтесь данным упражнением в течение 10 минут или до тех пор, пока не обойдете с мячом вокруг поля несколько раз.

    • Несмотря на то, что футболисты умеют бить по мячу обеими ногами, обычно у них бывает лишь одна основная ударная нога. Чаще всего это ведущая нога, то есть нога, которая соответствует преобладающей руке (правши пользуются правой ногой и так далее). Данное упражнение поможет вам понять, какую из ваших ног следует считать основной ударной ногой.
    • Неведущая нога в большинстве случаев используется для опоры и балансировки тела. Во время дриблинга важно, чтобы неведущая нога оставалась относительно близко к телу, иначе можно запустить мяч заметно дальше вперед, чем требуется.
    • Научившись выполнять дриблинг более уверенно, попробуйте оторвать глаза от мяча, чтобы смотреть вперед. Во время дриблинга взгляд будет стремиться к мячу, но в процессе игры необходимо смотреть прямо и вокруг себя. Нет ничего страшного, если на начальном этапе вы будете случайно поглядывать на мяч при дриблинге, постепенно вы научитесь не смотреть на него.
  • Научитесь менять траекторию мяча. Одним дриблингом с левой или с правой ноги нельзя резко поменять траекторию движения мяча, так как для этого необходимо работать не только носком ноги. Здесь вам придет на помощь боковая часть стопы. Сначала следует обработать мяч дриблингом и пройти с ним около 2,5 м. Нарастив скорость, выдвиньтесь чуть дальше мяча и обопритесь на ведущую ногу. Катящийся следом мяч должен удариться об нее и срикошетить в нужном вам направлении.

    • Направление поворота мяча зависит от того, как вы поставите ногу. Например, если для вас ведущей является правая нога, мяч должен удариться о внутреннюю сторону стопы (щечку), чтобы повернуть налево, или о внешнюю сторону стопы (шведку), чтобы свернуть направо. Если ударной ногой является левая нога, то шведкой вы будете направлять мяч влево, а щечкой - вправо.
    • Если вы хотите лишь слегка изменить траекторию мяча, просто поставьте ударную ногу на землю и не шевелите ею. Но если вам необходимо существенно поменять направление движения мяча, махните ногой по направлению к мячу, чтобы задать ему дополнительный импульс в том направлении, куда он должен повернуть.
  • Тренируйтесь обводить мяч вокруг препятствий. Приготовьте набор конусов и выставите их в ряд на расстоянии около 90 см друг от друга. С помощью дриблинга начните обводить мяч вокруг них. Если конус расположен слева от вас, а ведущая нога у вас правая, осторожно толкните мяч щечкой правой ноги. Толчок должен быть достаточно внушительными, чтобы мяч оказался слева от следующего конуса. Если препятствие находится справа от вас, а ваша ударная нога правая, толкните мяч шведкой ноги. Постарайтесь сделать так, чтобы после толчка мяч оказался справа от очередного конуса.

    • Для левшей инструкции аналогичны за тем лишь исключением, что им следует пользоваться противоположными сторонами стопы. Например, если препятствие находится слева, толкните мяч шведкой левой ноги. Если препятствие расположено справа, толкните мяч щечкой левой ноги.
    • После того как пройдете всю линию конусов, можно будет поменять их положение. Попробуйте расставить их зигзагами или в случайном порядке по полю.

    Часть 2

    Расширение набора необходимых навыков

    Пасуйте мяч товарищам по команде. Существует два основных вида пасов в футболе: верхний и нижний. Нижний пас используется чаще всего и выполняется на более короткие расстояния. Ваш напарник должен располагаться примерно в 6 м от вас лицом к вам. Качественный нижний пас отдают щечкой или шведкой ведущей ноги, но не носком.

    • Поставьте неведущую ногу сантиметрах в тридцати от мяча. Сделайте замах средней силы основной ногой в направлении назад. Махните ногой по направлению к мячу, чтобы ударить по нему щечкой основной ноги.
    • Ваша цель - передать мяч товарищу по команде так, чтобы он не начал прыгать. Мяч должен прокатиться по земле до вашего товарища.
    • Отрабатывайте пасы назад и вперед. Занимайтесь этим по 10–15 минут ежедневно. Следите за тем, чтобы направлять мяч строго товарищу по команде, так как во время игры необходима точность. Постепенно можно увеличивать расстояние, с которого вы подаете пас (от 6 м вплоть до 12 м).
  • Научитесь отдавать более дальние пасы. Как уже упоминалось, еще одним видом пасов являются верхние пасы. Они необходимы тогда, когда принимающий мяч товарищ по команде находится от вас на расстоянии 15 м или более. Чтобы передать пас верхом, необходимо ударить по мячу подъемом стопы. Поставьте товарища по команде минимум в 15 м от себя лицом к вам. Отойдите назад на некоторое расстояние от мяча, чтобы разбежаться и придать мячу более сильный импульс для выполнения паса.

    • Подбежав к мячу, поставьте рядом с ним неведущую ногу, как и в случае нижнего паса. Замахнитесь ведущей ногой в полную силу.
    • Проследите за тем, чтобы удар ногой по мячу был произведен подъемом стопы непосредственно за пальцами. Так вы зададите мячу максимальный угол полета и придадите необходимую силу импульса, который требуется, чтобы оторвать мяч от земли и запустить его далеко вперед.
    • Продолжайте работать над силой верхнего паса. Вам не всегда будет требоваться полная мощь удара, чтобы пас оказался точным. Постарайтесь быть настолько точным, насколько это возможно. Продолжайте отрабатывать пасы верхом вместе с товарищем минимум по 10 минут в день.
  • Научитесь уводить мяч от защитника. Во время матча к вам может приблизиться защитник команды соперника, чтобы оказать прессинг и отнять мяч. Для подготовки к подобным ситуациям привлеките товарища, чтобы позаниматься с ним в паре. Начните с обычного дриблинга в открытом поле. Товарищ должен приблизиться к вам и начать сопровождать ваш бег. Цель товарища состоит в том, чтобы отобрать у вас мяч, а ваша цель - сохранить мяч любой ценой.

    • Чтобы научиться делать это наилучшим образом, следует правильно располагать свое тело. Если защитник подходит слева, смещайте корпус в эту же сторону, чтобы заблокировать соперника.
    • Также можно пользоваться локтями, чтобы слегка оттолкнуть соперника со своего пути. Однако, не следует проявлять чрезмерную агрессию, иначе вам могут показать желтую карточку.
    • Отработайте вышеупомянутым образом расстояние около 6–9 м. Потом можно поменяться с товарищем ролями, чтобы прочувствовать игру как в защите, так и в нападении.
  • Научитесь подавать угловые. Когда мяч выходит за пределы поля через линию ворот от ноги игрока обороняющейся команды, назначается угловой удар, который выполняет атакующая команда. Цель углового удара заключается в том, чтобы направить мяч к воротам противника. Мяч ставят в углу поля, который расположен ближе всего к тому месту, где он вышел за его пределы. Если вы просто тренируетесь, можно использовать любой угол. Отступите от мяча минимум на три шага, чтобы у вас была возможность разбежаться.

    • Разбегитесь по направлению к мячу. Набрав скорость, поставьте левую ногу слева от мяча (для правшей) и в полную силу замахнитесь правой ногой.
    • Когда будете бить по мячу, делайте это верхней частью щечки правой стопы. Так вы увеличите дугу, по которой мяч полетит к воротам.
    • Повторяйте угловые удары снова и снова, пока не определите необходимую силу, чтобы мяч отлетал на нужное расстояние. Поставьте у ворот товарища, чтобы он попытался забить гол, скинув мяч головой, или просто принял его и ударом ноги забил в ворота.
  • Отработайте удары по воротам. Несмотря на то, что не существует реальной замены для настоящей борьбы между соперниками у ворот, чтобы отработать навыки забивать голы, есть ряд полезных упражнений для самостоятельных занятий и для работы в паре с товарищем. Встаньте в 11 м от ворот (на расстоянии для пенальти). Для удара по воротам используйте технику паса верхом, но только не пасуйте вратарю. Отойдите от мяча назад, чтобы набрать скорость и мощь для удара.

    • Разбегитесь по направлению к мячу. Поставьте неосновную ногу сбоку от мяча. С полной силой размахнитесь назад основной ногой. В момент удара по мячу на обратном движении ноги вы должны коснуться его подъемом стопы непосредственно за пальцами.
    • Постарайтесь выбрать конкретную зону ворот, куда хотите ударить мячом. Попробуйте последовательно забить мяч три раза в эту точку, прежде чем переходить к ударам по другой зоне ворот. Чтобы сделать ситуацию более реалистичной, поставьте товарища в ворота выполнять роль голкипера.
    • Располагайте мяч на различных участках поля. Варьируйте силу удара по мячу в зависимости от того, на каком расстоянии от ворот вы находитесь.

    Часть 3

    Совершенствование игровых навыков
    1. Отработайте удары головой. Удары головой обычно используют тогда, когда необходимо принять угловой. Чтобы отработать удар головой, поставьте товарища примерно в 3 м от себя и попросите его броском снизу подавать мяч по дуге вам в голову. Начните с удара головой стоя. Ваши ноги не должны отрываться от земли. Немного подайтесь вперед, когда мяч приблизится к вам. А когда мяч будет совсем близко, махните головой назад и вперед.

      • Ударьте по мячу строго лбом. Это следует сделать тогда, когда голова будет находиться в одной плоскости с телом. Другими словами, не бейте мяч головой, если она слишком сильно отклонена назад или вперед. Удар следует наносить тогда, когда голова находится в нормальном прямом положении.
      • Чтобы выполнить удар головой в прыжке, необходимо сделать то же самое, за одним исключением - сначала следует подпрыгнуть. В момент прыжка отклоните тело назад. Выведите голову чуть вперед, чтобы принять на нее мяч. Ударьте мяч лбом, когда голова будет находиться в нормальном положении по отношению к телу, а вы сами окажетесь в наивысшей точке прыжка.
      • Выполняйте удары головой стоя и в прыжке по 10 минут. Очень важно не переусердствовать с ударами головой, чтобы со временем не заработать сотрясение мозга.
    2. Прибегайте к финту плечом в ходе матча. Вероятно, это самое простое в исполнении движение, но при этом потрясающе действенное. Ведите мяч дриблингом примерно на 3–6 метров вперед. Приблизившись к защитнику соперника, склоните плечи влево, как будто бы собираетесь двигаться в этом направлении. Затем поверните траекторию мяча на 45 градусов вправо шведкой правой ноги.

      • Вместо того чтобы бить носком по мячу, ударьте по нему щечкой основной ноги в сторону за ногу, на которой стоите (за неведущую ногу).
      • Повернитесь по часовой или против часовой стрелки (в зависимости от того, какая нога у вас ударная). Визуально найдите мяч и продолжайте дриблинг уже в другом направлении.
      • Для практики привлеките друга, чтобы он попытался сыграть роль защитника команды соперника. Держите финт в тайне и посмотрите, получится ли у вас обмануть товарища. Запомните, что данный финт работает только в том случае, когда защитник находится перед вами, иначе мяч попадет прямо в распоряжение соперника, если тот находится сзади.
    3. Освойте финт “ножницы”. По аналогии с разворотом Кройфа, данный финт должен заставать противника врасплох. Чтобы отработать финт, ведите мяч вперед примерно на 6–9 м, набирая скорость и силу. Поставьте левую ногу слева от мяча на расстоянии около 30 см. Размахнитесь правой ногой, как будто бы собираетесь ударить по мячу. Возвращая правую ногу обратно, обведите ее по часовой стрелке вокруг мяча, не дотрагиваясь до него.

      • Завершив дугу, поставьте правую ногу справа от мяча. Поднимите левую ногу и пните мяч влево.
      • Чтобы соперник решил, что вы направляетесь вправо, делайте обманное движение правой ногой и бейте левой. Чтобы соперник решил, что вы двигаетесь влево, делайте обманное движение левой ногой и бейте правой.
      • Также можно прибегать к финту “двойные ножницы”. В таком случае сначала обманное движение делают правой ногой, а потом левой. После пары обманных движений вокруг мяча левую ногу ставят на землю и бьют по мячу вправо правой ногой.
    4. Применяйте во время матча финт Зико. Это движение позволяет одурачить защитника соперника и эффективно его обойти. Ведите мяч дриблингом вперед на 3-6 м, чтобы набрать скорость. Поставьте правую ногу справа от мяча на расстоянии около 30 см от него. Затем поднимите левую ногу и слегка толкните мяч с правого бока внешним краем левой стопы (обе ноги теперь будут справа от мяча).

      • Продолжайте контролировать мяч левой ногой, одновременно поворачивая тело против часовой стрелки вместе с правой ногой.
      • Выполнив разворот на 360 градусов и, все еще контролируя мяч левой ногой, продолжайте дриблинг. Оппонент будет сбит с толку и обманут тем, что вы направились совсем в другую сторону.
      • Данный финт можно выполнять в зеркальном отражении. Просто поставьте радом с мячом левую ногу, а контролируйте его правой ногой. Проверните тело и левую ногу по часовой стрелке на 360 градусов. Затем продолжайте дриблинг.
    • Бегайте на подушечках стопы, чтобы увеличить скорость бега.
    • Практикуйтесь вместе с друзьями, а также устраивайте с ними небольшие футбольные матчи.
    • Перед тренировками и играми обязательно следует проводить растяжку.
    • Если перед вами окажется слишком много игроков команды противника, отдайте пас назад своим товарищам по команде.
    • Будьте командным игроком и отдавайте мяч другому игроку вашей команды, если тот находится в лучшей позиции для того, чтобы забить гол.
    • Перед игрой съешьте банан, чтобы у вас не возникло судорог во время игры. Размеренно распределяйте нагрузку в ходе игры, чтобы не спровоцировать судороги и не сбить дыхание.

    Предупреждения

    • Выполняя удары головой, подставляйте под мяч свой лоб, а не макушку. Регулярные удары головой в течение продолжительного промежутка времени приводят к микросотрясениям и нарушают химические процессы мозга.
    • Всегда следите за водным балансом, если не хотите внезапно потерять сознание. В экстренных случаях незамедлительно вызывайте скорую помощь.
    • Следите за окружающей обстановкой, чтобы случайно не нанести удар мячом по другому игроку.
  • Я всегда думал, что лучший способ научить ребенка играть в футбол – это не запрещать, а подска­зывать. Не пытаться поме­шать ему делать то, что он за­хочет, а помочь ему выполнить эти действия качественно, вос­полнить пробелы в его подго­товке. Как бы ни развивались технологии и педагогические методы, сколько бы ни публи­ковалось научных трактатов о футболе, как бы ни пытались превратить его в точную и за­кономерную науку, совершен­ную и безошибочную, на базе тактических уроков и записей, сделанных мелом на доске, по­дозреваю, что лучшей школой будут оставаться устный рас­сказ и наглядное обучение на примере игроков разного возра­ста. Самое главное, чтобы зна­ния передавались от футболи­ста к футболисту, так как оба говорят на одном и том же языке и потому могут прийти к взаимопониманию. Если ты не говоришь на том же языке, что и твой тренер, тебе будет очень трудно чему-либо у него научиться.

    Одно из моих наблюдений, которое я вынес еще с детских лет, заключается в том, что игроки, получавшие удоволь­ствие от обучения младших по возрасту, как правило, умело об­ращались с мячом на поле и обладали хорошей техникой. На­оборот, те, что были способны только врезаться в соперника, встать на его пути в центре поля, чинить ему преграды и бить по ногам, не могли научить нас ровным счетом ничему. Наши же случайные «тренеры», влюбленные в техничный футбол, часто говорили нам: «Смотри, парень, бей по мячу вот так, и увидишь, как он полетит». Слушая их советы, пробуя повторить самосто­ятельно и исправляя ошибки, применяя на практике их наблюде­ния, ты обучался различным приемам: направлять мяч по дуге, останавливать его, когда он летел на тебя сверху, поворачивать голову и ставить корпус так, чтобы удар получился сильным и точным...

    Такова была наша форма обучения, но, к сожалению, с тех пор очень многое изменилось. Сейчас детские тренеры вынуж­дены учиться, чтобы тренировать самых маленьких. Но многие из них так и не становятся учителями в том смысле, что они должны не только тренировать, но и наставлять. Они могут ска­зать тебе, чтобы ты бил с левой, ну и ладно. Но если они не показывают тебе, как это надо делать, кому это нужно? И зна­ешь, почему они тебе этого не объясняют? Ответ очень прост – потому что сами не умеют. А если у тебя нет базовой техни­ки, о каких ударах вообще может идти речь? Я согласен, физическая подготовка и прочие аспекты немаловажны, но по срав­нению с технической оснащенностью все они отходят на второй план. Напротив, если ты тренируешь мальчика и можешь объяснить ему, как он должен бить по мячу, какой частью стопы, как при этом должен располагаться корпус, какие меры нужно при­нять при приближении соперника, то потом он сможет трениро­ваться самостоятельно. Копировать, имитировать, добиваться, повторять, улучшать, учиться, отшлифовывать и впоследствии применять полученные знания на практике с учетом собствен­ного стиля, особенностями своей личности. Повторяю, если ты сам не умеешь делать этого, то не можешь научить этому нико­го. И когда ты начинаешь говорить о других вещах, какими бы важными они ни были, это никогда не заменит обучения технике. Вот так, понемногу, забывая о деталях, мы начинаем удаляться от самой сути вопроса. И в этом заключается проблема современного футбола.

    Я, конечно, знаю, как трудно переломить эту тенденцию. Всем тренерам, даже в низших дивизионах, нужны бумаги, под­тверждающие их квалификацию, всем им необходимо пройти через соответствующие официальные организации и процеду­ры. Все это спускается «сверху», и будет очень трудно изме­нить существующее положение вещей. Это вовсе не означает, что я категорически против данной системы, нисколько, пото­му что, следуя ей, ты тоже можешь кое-чему научиться. Но мне очень жаль, что о других вопросах, в нее не входящих, за­бывают все чаще и чаще. И я боюсь, что реальность очень сильно отличается от того, как ее представляют. Поэтому мне всегда хотелось, чтобы помимо тренировок процесс обучения включал в себя футбольные курсы, семинары для тренеров или хотя бы была выпущена какая-нибудь компьютерная игра, в которой показывалось бы выполнение всех элементов, чтобы игрок потом мог повторять их у себя дома. В таком случае любой, кто того захочет, сможет научиться и интерпретировать их на свой лад. Чтобы юному футболисту, который не умеет бить с левой ноги, рассказывалось и показывалось, как это нуж­но делать, и затем он бы спускался в парк или на улицу и пы­тался повторить увиденное.

    Я помню, как несколько лет назад мы беседовали о футболе с Хорхе Вальдано. Содержание нашего разговора было опуб­ликовано в газете «El Pais» 3 июня 1996 года, и там были мои слова о детском футболе. Сейчас я продолжаю думать точно так же: «Кем является детский тренер в таком великом клубе, как «Барселона» или «Реал»? Тренером или педагогом? Если тренером, то, пожалуй, в один прекрасный день он захочет подняться на следующую ступеньку карьеры, то есть добиваться с командой результатов. А он не должен жить этим; он может требовать результата только в виде усваивания учениками его уроков. То, что сейчас происходит, мне видится следующим образом: уровень тренеров понизился за последние 20 лет. И я категорически против того, чтобы детским тренерам были нуж­ны какие-то бумаги, дипломы для выполнения своей работы. Кто должен тренировать? Парень «из народа», который всю свою жизнь играл в футбол и теперь хочет посвятить себя ра­боте с детьми. Не тот, кто постигал тренерские премудрости, обучаясь в специализированных заведениях; пусть этот сеньор займется своей карьерой. А как поднимаются по карьерной ле­стнице? Выигрывая, побеждая. Если ты – руководитель клу­ба, ты не возьмешь на работу тренера, который завершил се­зон со своей юношеской командой, скажем, на четвертом мес­те. Хотя, на мой взгляд, может быть, это и есть самый лучший тренер на свете».

    Заботливые родители стремятся с малого возраста заинтересовать детей спортом. А лидирующие позиции в списке популярных спортивных секций занимает футбол. Попробуем разобраться, так ли легко самостоятельно научить играть в футбол своего ребенка и где взращивают звезд большого спорта.

    Рассмотрим плюсы и минусы

    К очевидным преимуществам занятий футболом можно отнести:

    • формирование у ребенка навыков работы в команде;
    • гармоничное физическое развитие: занятия помогают развить такие качества, как выносливость, сила, ловкость, координация и пр.;
    • тренировку и укрепление всех систем организма, повышение иммунитета;
    • соревновательный дух формирует волевые качества, заставляет преодолевать трудности для достижения результатов.

    Однако есть в занятиях футболом и некоторые недостатки. Родителям следует быть готовыми к некоторым проблемам, прежде чем принять решение отдать ребенка в футбольную секцию.

    • Травмоопасность. Синяки и ушибы – привычное дело для спортсменов, родителям будущих чемпионов следует относиться к этому с пониманием.
    • Большие временные затраты. Нагрузка у детей, серьезно занимающихся футболом, весьма велика. Количество тренировок с возрастом только увеличивается. Родителям также придется провести немало времени, сопровождая ребенка на тренировки и игры.
    • Существенные финансовые затраты. Сюда относится покупка формы, оплата тренировок, организация поездок в другие города и пр.
    • Футбол, как и любой другой вид спорта, может стать причиной стресса. Будьте готовы морально поддержать своего ребенка в случае неудачи, поражения, психологической усталости от больших нагрузок.

    Секция или спортивная школа – что выбрать?

    Безусловно, детско-юношеская спортивная школа – это высшая лига футбольного обучения. Обычно ДЮСШ производит набор детей на конкурсной основе в возрасте 6-7 лет и ведет обучение в интенсивном режиме в течение 10 лет. По результатам конкурсного отбора выпускники могут попасть в состав одной из именитых команд. Но стоит отметить, что обучение в спортивной школе не гарантирует успешной спортивной карьеры – претендентов на высокие позиции и участие в чемпионате очень много.

    Не расстраивайтесь, если вашего ребенка не приняли в именитую спортивную школу с первого раза. Начните занятия с районной футбольной секции – там ваш малыш сможет набраться опыта, проявить свой талант, и у него появится шанс быть замеченным тренерами высшей лиги.

    С чего начать?

    Прежде чем записывать ребенка в секцию или спортивную школу, родителям стоит самим позаниматься с ребенком. На этом этапе можно понять, есть ли интерес и способности у вашего чада к данному виду спорта, оценить его возможности и перспективы.

    Прежде чем научить ребенка играть в футбол, потренируйте с ним несколько простых упражнений.

    • Удары правой и левой ногой по мячу с места. Научите ребенка бить по мячу различными частями стопы, отрабатывайте точность с расстояния 6-8 метров – для этого подойдут импровизированные ворота.
    • Удары по неподвижному мячу с разбега. В этом упражнении ребенок учится управлять ногами в движении, ведь попасть по мячу на бегу на первых порах – задача непростая.
    • Удары по движущемуся мячу. Отправляйте ребенку мяч точно в ноги, его задача – поймать момент и нанести удар в заданную цель. Постепенно можно усложнять задание, меняя траекторию подачи.
    • Отработка движений в воздухе. Подбрасывая мяч, отрабатывайте маневры с отскоками правой и левой ногой. Ребенок должен постараться попасть по мячу в воздухе.
    • Бег с мячом. Контроль мяча в движении отрабатывается сначала по прямой и по кругу, далее усложняется упражнением «змейка».

    Тренировки с приведенными упражнениями помогут малышу лучше чувствовать мяч и развить моторику.

    Футбол – отличный вид спорта, он сейчас на волне подъема в нашей стране в связи с прошедшим домашним чемпионатом и успехами сборной России. Однако при выборе направления занятий для своего ребенка старайтесь учитывать его интересы. Профессиональный футбол требует много усилий, как физических, так и волевых. Будьте готовы пожертвовать многим ради успехов в любимом виде спорта!

    В борьбе двух команд, равных по силам, побеждает обычно та команда, игроки которой умеют творчески осуществлять заранее подготовленный тактический план, лучше взаимодействуют и понимают друг друга, правильнее оценивают игровые ситуации, в состоянии предугадать замыслы своих партнеров и противников, способны выбрать самое эффективное решение непрерывно меняющихся ситуаций и могут точно и быстро это решение реализовать.


    Тактика игры в футбол содержит тактику игры всего коллектива, тактику игры небольших групп игроков и тактику игры отдельных игроков. Вполне понятно, что тактика коллектива и тактика групп представляет совокупность целесообразной игры отдельных футболистов. Индивидуальная тактика является, таким образом, основой тактики команды.
    В связи с этим в процессе тренировки необходимо уделять много внимания воспитанию тактического умения у каждого игрока. Чем выше тактическое мастерство отдельных игроков, чем лучше они понимают друг друга, тем успешнее будут выполнены в тесном сотрудничестве тактические задачи, поставленные перед всем коллективом.
    Обучение тактике и совершенствование тактического мастерства игроков - весьма трудная задача. Трудности заключаются, во-первых, в самом характере тактики и, во-вторых, в ее тесной взаимосвязи с другими компоцентами игры (технической, физической и морально-волевой подготовкой).
    Взгляды отдельных специалистов на обучение тактике в футболе различны. Одни считают, что тактическое мастерство является результатом врожденных способностей и накопленного опыта в процессе тренировки и игры. Поэтому, по их мнению, обучать специально тактике нельзя. Подобные взгляды мы должны отвергнуть, как неправильные, в своей основе идеалистические.
    Другие полагают, что для того, чтобы овладеть тактическим мастерством, достаточно лишь накопить необходимый игровой опыт. Это, конечно, в какой-то степени верно. Однако только в сочетании с глубоким теоретическим обоснованием можно решить проблему обучения футболиста тактике игры.
    В нашей статье мы попытаемся внести свою долю в решение этого сложного вопроса. При его разработке мы пользовались, с одной стороны, данными физиологии, психологии и других отраслей науки, с другой - результатами проведенной нами экспериментальной работы.

    Тактика деятельности отдельного игрока

    Тактическое направление двигательной деятельности отдельного игрока вытекает из характера сложных мыслительных процессов, которые являются частью физиологической основы всей игровой деятельности футболиста. Познание этих процессов дает возможность определить пути обучения тактике и ее совершенствования.
    Деятельность игрока, с точки зрения тактики, мы делим на:
    а) восприятие игровой ситуации;
    б) анализ и выбор целесообразных решений игровых
    ситуаций;
    в) осуществление принятого решения.
    Все три приведенные фазы деятельности представляют комплексы упомянутых сложных процессов, результат которых выражается уже в целесообразной и осмысленной двигательной деятельности игрока.
    Высокое качество восприятия игровой ситуации является первой предпосылкой успешной деятельности игрока. Качество восприятия заключается в умении видеть и различать в процессе игры такие элементы, которые становятся решающими для ее дальнейшего развития. Из практики мы знаем, что не все игроки способны верно воспринимать конкретную обстановку игры. Если взрослые и опытные игроки умеют быстро и правильно различать с большой точностью характер создавшейся игровой ситуации, вскрывать замыслы своих партнеров и противников, то дети и новички в значительном числе случаев сосредоточивают свое внимание главным образом на элементах, бросающихся в глаза, но не имеющих существенного значения для дальнейшего развития игры, и поэтому не могут правильно оценивать игровые ситуации.
    Умение правильно и точно воспринимать игровую ситуацию в первую очередь связано со способностью охватить в долю секунды размещение и противников и партнеров на поле, отчетливо увидеть их положение и определить действия, которые они в этот момент выполняют. Необходимо метко определять и расстояние между отдельными игроками, быстроту и направление их движений, а также скорость и направление полета мяча. Важно уметь наблюдать одновременно за деятельностью двух или более противников или партнеров и сосредоточивать свое внимание на том из них, который в данный момент наиболее опасен.
    Но самое главное состоит в том, чтобы футболист быстро понял содержание всей ситуации, верно определил замыслы игроков обеих команд и предугадал дальнейшее развитие состязания.
    Физиологической основой способности правильно и точно воспринимать происходящее на поле являются функциональные изменения, которые совершаются во всех участвующих анализаторах организма игрока. Ведущую роль среди них играет зрительно-двигательный анализатор. Его деятельность дает игроку возможность, с одной стороны, воспринимать точно все, что происходит во внешней среде (в игровой ситуации), и, с другой - связывать эти восприятия с собственной двигательной деятельностью, особенно при работе с мячом. Одиим из свойств совершенного зрительно-двигательного восприятия является так называемое «чувство мяча». Под этим термином мы понимаем тонкое восприятие формы, эластичности, веса и других особенностей мяча, которое способствует высокому мастерству владения им в любой ситуации.
    Чем глубже и тоньше умеет игрок воспринимать постоянно меняющиеся ситуации, тем лучше он будет ориентироваться в течение игры и понимать содержание отдельных эпизодов.
    В результате этого процесса у спортсмена образуется полное отражение возникшей на поле игровой ситуации, которое создает основу для ее дальнейшего анализа. ,
    Игрок только тогда сможет выделить существенные элементы игровой ситуации, решающие дальнейшее ее развитие, когда будет полностью представлять общую картину ситуации. На основе анализа этих элементов игрок осуществляет характеристику игровой ситуации и включает ее в группу ситуаций определенного типа. Эта классификация облегчает игроку выбор решения, так как дает ему возможность применить опыт и знания, приобретенные в течение предыдущих тренировок.
    Умение выбирать эффективные решения с учетом всех особенностей игровой ситуации представляет один из самых важных факторов тактического мастерства. Чем выше уровень тактического мастерства игрока, тем лучше и более творчески умеет игрок выбирать решения игровых ситуаций.
    Новичок не видит в игре решающих элементов, его внимание, как мы уже раньше отмечали, привлекают явления, бросающиеся в глаза, но не имеющие для хода игры существенного значения. Вследствие этого новичок не может правильно понять ситуацию и определить ее дальнейшее развитие. Избранное им решение зачастую не приносит должного эффекта. Причиной подобных тактических ошибок, кроме недостаточно развитой способности воспринимать все тонкости игровных ситуаций, является также и нехватка знаний и опыта.
    Когда игрок после известного периода тренировки накопит специальные знания и опыт, научится отличать основные элементы от второстепенных, весь процесс анализа игровой ситуации и выбор ее решения будет протекать гораздо совершеннее. Характеристика и классификация игровой ситуации станут более верными и точными, Знания и опыт, приобретенные на предыдущих тренировках, помогут в выборе наиболее целесообразного способа решения ситуации. Самый же процесс часто протекает уже на основе аналогии.

    Игрок выбирает конкретное решение потому, что его применение в прошлом оказалось в подобных условиях успешным.
    Однако, несмотря на стремление использовать полученные знания и опыт, иногда игрок не может приспособить избранное решение к конкретной игровой ситуации. Тем самым, конечно, эффект такого решения в известной степени снижается. Кроме того, на этом этапе встречаются и такие ситуации, характеристика и классификация которых затруднительна. Обыкновенно это происходит с новыми ситуациями, которые возникают в процессе игры довольно редко. Их решение бывает порой неудачным, так как игрок не может выбрать решение по аналогии, не имея достаточного опыта.
    Только тогда, когда игрок стал способен воспринимать все элементы игровых ситуаций, когда он уже обладает соответствующими знаниями и опытом, может практически решать ряд игровых ситуаций, чаще всего встречающихся в игре, он в состоянии осуществить выбор решения правильно. Характеристика и классификация игровых ситуаций проводятся на основе дифференциации деталей понимания всех взаимосвязей и отношений. Поэтому и выбор удачного решения, отвечающего всем тонкостям данной ситуации, естественно, не может быть только аналогией. Это сложный творческий процесс, требующий от игрока пристального внимания ко всем особенностям конкретной ситуации. Такое решение бывает более совершенным, более гибким, а тем самым и эффективным.
    Приведенные описания выбора решения той или иной игровой ситуации не отвечают, конечно, отдельным этапам процесса обучения, они характерны для"игроков, тактически хорошо подготовленных, которые могут выполнять и во взаимодействии одновременно самые различные комбинации.
    Кроме того, процесс выбора решения может протекать у одного и того же игрока не одинаково. В большинстве случаев выбор решения осуществляется непосредственно выбором того или другого действия, приспособленного к конкретным условиям ситуации. Но в игре встречаются случаи, когда игроки выбирают решение только в общих чертах и лишь позже конкретизируют его определенными тактическими действиями. Это, конечно, зависит от сложности тактической задачи, которую предстоит решать.
    Изложенное показывает, что анализ игровой ситуации и выбор ее решения являются совокупностью сложных психических процессов. Их эффективность зависит в первую очередь от качества восприятия, имеющегося запаса теоретических знаний и практического опыта, полученных в процессе тренировочных занятий, а также и от способности творчески применить приведенные факторы.
    Осуществление принятого решения выражается в двигательной деятельности игрока. Чтобы игрок не был ограничен в своей творческой двигательной деятельности, он должен хорошо владеть рядом специальных двигательных навыков, количество которых или суживает или расширяет его тактические возможности. Эти двигательные навыки представляют довольно сложные действия, как, например, ведения мяча, обводка, передачи, удары по воротам, закрывание игрока с мячом и без мяча, отбор мяча и т. п. Каждое действие имеет в игре довольно большое число вариантов. Действие или его вариант являются в сущности цепью двигательных актов, которые тесно взаимосвязаны и друг друга обусловливают. Характерной чертой, присущей двигательным навыкам, является их большая приспособляемость и подвижность.
    Мастер футбола должен в совершенстве владеть техникой действий и их вариантов, так как только в этом случае он может «освободиться» от самоконтроля за применяемым действием и сосредоточить основное внимание на решении стоящей перед ним тактической задачи. Только при условии полной автоматизации отдельных двигательных навыков игрок может полностью использовать имеющиеся тактические возможности.
    В процессе игры футболисты применяют сложные двигательные действия не только в той форме, в какой они были изучены и закреплены, но и в комбинациях, как того может потребовать избранное решение. Поэтому нужно, чтобы игроки совершенствовали технику в постоянно меняющихся условиях игры.

    Физиологические основы тактики
    Игра по своей сущности является специфической средой, на воздействие которой игроки отвечают двигательной реакцией. В основе этой реакции лежат сложные психические процессы, имеющие большое значение при решении задач.
    Определить характер этих процессов нам помогают объективные закономерности высшей нервной деятельности, раскрытые и сформулированные великими русскими физиологами Сеченовым и Павловым. Эти закономерности, кроме того, раскрывают и взаимодействие человеческого организма с окружающей его средой.
    В кору головного мозга игроков непрестанно поступает большое количество раздражений, посредством которых центральная нервная система знакомится со всем, что происходит во внешней среде. Сначала организм игроков с большим трудом справляется с этими, часто очень сложными, комплексами раздражений, и только спустя некоторое время их «обработка» становится более совершенной. Причина заключается в способности организма анализировать сложные комплексы раздражений, группировать по видам и количеству, сочетать их и создавать новые комплексы. Повторяющиеся воздействия факторов внешней среды в течение продолжительного времени обусловливают возникновение в организме различных функциональных изменений, которые в совокупности проявляются усовершенствованной ответной реакцией на специфические внешние раздражители. Эти изменения касаются как центральной нервной системы, так и периферических органов, но ведущая роль в этих процессах всегда принадлежит центральной нервной системе.
    Определенное количество игровых ситуаций, как нами было установлено посредством киносъемки ряда футбольных состязаний, с некоторыми изменениями повторяется в течение игры. Для организма они представляют довольно устойчивые комплексы внешних раздражений, которые названы Павловым внешними стереотипами. Под долговременным влиянием внешних раздражителей в центральной нервной системе образуются новые комплексы условных связей. Постепенно закрепляясь, формируются определенные системы связей, которые являются функциональной основой реакции игроков на соответствующие им внешние стереотипы. Создание целых систем условных рефлексов возможно и при определенной изменчивости внешних стереотипов благодаря способности организма регистрировать новые раздражения и «по сходству», как утверждал Сеченов. Этот факт имеет, с нашей точки зрения, большое значение. Он помогает объяснить взаимоотношение между центральной нервной системой игрока и изменчивой средой игры. Эта связь между организмом игрока и внешней средой (игрой) в процессе тренировки все время совершенствуется, единство между организмом и внешней средой постоянно закрепляется. Результатом этого процесса является повышенная способность игрока более точно анализировать внешние раздражители и реагировать на них наиболее эффективным способом.
    Основой этого физиологического процесса является закрепление отдельных условных рефлексов, соединение в большой цепи и тонкая функциональная координация. Под повторяющимся воздействием внешних стереотипов в центральной нервной системе постепенно возникают динамические стереотипы, отражающие все особенности внешней среды. Можно предполагать, что динамические стереотипы, возникающие в процессе игры, способствуют чрезвычайной изменчивости и приспособляемости игроков в их игровой деятельности.
    В понятие «динамический стереотип» нужно включать все стороны деятельности игрока, в том числе и тактическую. Эту мысль высказал в одной из своих статей и А. Н. Крестовников.
    Важной составной частью тактического мастерства является способность находить решение таких ситуаций, с которыми футболист встречался в игре очень редко. Эта способность зависит от умения комбинировать, «создавать» новые формы действий на основе элементов действий, заранее уже освоенных. Самое простое проявление выбора - это переключение с одного действия на другое. Даже эта элементарная форма в своем резулр,-тате ускоряет процесс выбора. Следующей ступенью развития творческих способностей можно рассматривать уменье выбирать более эффективное действие из двух или больше возможностей. Создание новых творческих комбинаций на основе старых, заранее усвоенных действий - самое совершенное проявление творческих способностей игрока.
    Приобретение этих качеств имеет для игрока чрезвычайно большое значение, так как именно они помогают быстрому приспособлению стереотипных действий к измененным условиям внешней среды и способствуют правильной реакции на эти изменения соответствующими комбинациями стереотипных действий.
    Отсюда ясно, что творческие способности нужно считать важным компонентом тактического мастерства игроков, и поэтому в процессе тренировки их необходимо постоянно развивать.
    Резюмируя разбор тактики с точки зрения ее физиологических основ, можно сказать, что тактика заключается в творческом применении уже заранее освоенных тактических умений и навыков, в их творческих комбинациях, отвечающих конкретным условиям игровых ситуаций. Творческий характер этих процессов зависит от уровня развития специальных способностей, от степени овладения тактическими знаниями, умениями и выра-ботанности необходимых навыков.
    Что такое специальные способности? Под этим мы подразумеваем способности:
    а) видеть в течение всего времени игры большую
    часть поля;
    б) правильно определять расстояния между игроками
    в ширину и глубину;
    в) распределять внимание одновременно на несколько
    двигающихся игроков;
    г) переключать внимание с одного действия на
    другое;
    д) контролировать собственные движения при работе
    с мячом и др.
    Параллельно с развитием творческих способностей игрок должен изучать теорию тактики игры. В круг тактических знаний входят прежде всего мастерское владение индивидуальными средствами тактики, т. е. тактики отдельного действия в конкретных условиях игры. Далее игрок обязан знать основные системы игры и их важнейшие варианты, задачи игроков на отдельных местах в команде, а также взаимодействие звеньев команды в конкретных (в том числе стандартных - начало игры, штрафной, свободный и другие удары) фазах игры: например, при завязке атаки от собственных ворот, переходе из защиты в атаку, при собственной атаке ворот противника, переходе из атаки в защиту, при защите своих ворот.
    Влияние объективных условий на протекание игры и возможность использования погоды (ветер, солнце, дождь), грунта (трава, песок, жесткий грунт), размеров поля (малое, большое, узкое, широкое, длинное и т. п.) также составляют предмет изучения.
    Наряду с развитием специальных способностей в процессе изучения теории тактики у игрока совершенствуются следующие умения:
    а) правильно выделять главные элементы игровых
    ситуаций;
    б) предугадывать действия партнеров и противников;
    в) предусматривать дальнейшее развитие ситуации;
    г) выбирать из нескольких решений самое целесооб
    разное;
    д) выбирать самые выгодные действия для осуществ
    ления решения;
    е) обобщать собственный и чужой опыт и применять его в дальнейшей деятельности.
    Все приведенные компоненты тактики проявляются посредством тактических навыков, которые представляют в совокупности целесообразную деятельность каждого отдельного игрока (индивидуального или коллективного характера) в нападении и защите.

    Обучение тактике
    Педагогический процесс обучения тактике ставит целью дать новичку-футболисту знания, сформулировать умения, закрепить навыки, развить качества, которые способствовали бы его успешной деятельности в постоянно меняющихся условиях игры.
    Процесс обучения содержит три следующих взаимно и тесно связанных компонента:
    а) усвоение специальных знаний по тактике;
    б) овладение специальными умениями и навыками -
    индивидуальными и коллективными тактическими дей
    ствиями;
    в) развитие творческих способностей.
    В процессе обучения тактике эти компоненты составляют единое неделимое целое. Их совместное воздействие в правильной пропорции создает основу сложной творческой деятельности игрока - тактическое мастерство.

    Усвоение специальных знаний по тактике
    Овладение теорией тактики имеет большое значение для роста и совершенствования тактического мастерства. Под понятием «теория тактики» мы разумеем совокупность специальных знаний, которые являются необходимым условием целесообразной деятельности игрока на поле. Эти знания включены в каждое действие игрока. Они постоянно дополняются и уточняются в процессе тренировки. Формирование тактических умений и навыков с их помощью значительно ускоряется и качественно улучшается.
    Теоретические знания помогают футболисту правильно ориентироваться в сложных игровых положениях, возникающих в практических условиях спортивной борьбы, анализировать их, оценивать возможные решения и выбирать из них самое эффективное. Сумма знаний игрока, проверенных и уточненных в процессе игры, и составляет то, что мы называем опытом. Умение приобретать опыт и. вновь его использовать развивается и совершенствуется в процессе тренировки. Это едва ли не самая важная часть тактического мастерства.
    Обучение теории тактики проводится в двух направлениях.
    Во-первых, игроков обучают специальной теории; они должны овладеть определенным количеством знаний, необходимых для успешного ведения игры. Сюда относятся знания правил, системы игры, огдельных фаз игры, решений типичных игровых ситуаций (включая и стандартные), знания о воздействии объективных условий на протекание игры (дождя, снега, солнца, ветра, размеров поля, качества грунта) и др. Все это игрок должен учитывать в каждом действии в любой момент игры. Это означает, что игрок должен творчески применять полученные знания в самых разнообразных условиях соревнования. Влияние знаний на процесс игры с ростом тактического мастерства все время повышается. В результате игра проводится обдуманно, содержательно и результативно.
    И во-вторых, занимающимся объясняют и обосновывают технику и тактику отдельных действий в различных вариантах и показывают их на практике. Игрок знакомится с преимуществами и недостатками отдельных действий или их вариантов, осознает, в какой ситуации применение того или другого варианта выгодно и по какой причине. Это не только ускоряет процесс обучения, но и повышает его качество.
    Оба направления в процессе обучения взаимно переплетаются, дополняют друг друга и составляют единое целое.
    Обучение новичков начинается с объяснения основных правил игры в футбол, практическое овладение которыми продолжается еще в течение тренировочных игр. После овладения правилами занимающиеся знакомятся с системами игры. Тренеру следует подробно и доходчиво рассказать занимающимся о распределении обязанностей внутри команды и описать задачи отдельных игроков, вытекающие из их функций. При занятиях с молодежью рекомендуется описывать основные задачи отдельных игроков в команде специализированно и конкретно: объяснения строить на действиях определенного игрока, который будет играть на данном месте. Это и явится первым шагом к специализации игроков с самого начала обучения. Дело в том, что футболисты, играющие известное время на одном месте в команде, тоньше понимают поставленные перед ними задачи и лучше их выполняют. Через некоторое время следует переставлять игроков, чтобы, играя на новых местах, они ознакомились и овладели функциями других игроков. Таким образом, игроки получат правильное и полное представление об игре каждого партнера, лучше поймут и собственные задачи в рамках игры всего коллектива.
    На следующем этапе обучения осуществляется детальный анализ отдельных фаз игры. Удобнее всего такой анализ сопровождать критикой конкретных недостатков, которые игроки допустили в недавно состоявшемся состязании.
    В детских командах мы рекомендуем применять последовательный анализ завязки атаки, перехода из защиты в нападение и собственно нападения. Только после анализа и практического овладения перечисленными фазами игры целесообразно приступать к анализу и обучению игре в защите. Обоснованием предлагаемой последовательности служит то обстоятельство, что завязка атаки представляет для детей некоторую трудность в связи с их техническими и физическими возможностями. Поэтому нам кажется методически правильным начинать обучение игроков нескольким основным комбинациям, с помощью которых они сумели бы передать мяч своим нападающим. Обучение дальнейшим фазам атаки без одновременного совершенствования защиты важно еще и потому, что нападающие учатся использовать ошибки защитников и могут поэтому действовать более свободно.
    После анализа фаз игры можно переходить к изучению теоретических решений тактических задач разной трудности. Этот этап также полезно увязать с разбором нарушений правил игры, невыполнением тактического плана, обсуждением ошибок, имевших место в прошедшем соревновании.
    Обучение специальной теории тактики игры здесь сочетается с объяснением и наглядным показом отдельных тактических действий. Таким образом в тренировке достигается единство теории и практики.
    В процессе обучения рекомендуется применять как можно больше наглядных пособий. Несомненную пользу приносит демонстрация короткометражных кинофильмов о встречах команд высокого класса. Такие занятия вызывают интерес у занимающихся, способствуют расширению их знаний и опыта.
    Портативная школьная доска, на которой тренер может изображать в виде схем, рисунков разнообразные игровые положения и их тактические решения, также является хорошим помощником, повышающим эффективность обучения новичков теории тактики игры в футбол.
    Самой важной коллективной формой обучения являются специальные беседы по теории, которые продолжаются от 30 до 60 мин. Эта форма занятий особенно при работе с детьми является самой трудной и поэтому требует от тренера тщательной подготовки. Поддерживание интереса у детей к занятиям - важное условие успеха обучения. Поэтому мы рекомендуем соединять специальные занятия по теории с демонстрацией фильмов или беседами с выдающимися спортсменами - мастерами футбола.
    Вполне оправдала себя такая тема для занятий - подготовка тактического плана игры. Ей следует посвящать перед каждой встречей приблизительно от 20 до 30 мин. Тактический план, разработанный на основании собранных сведений о противнике и опыта, прошлых встреч и тренировок, должен всегда содержать и что-нибудь новое. Важно, чтобы в подготовке тактического плана активно участвовали все игроки. Опыт показывает, что, если все игроки в конце подготовки тактического плана еще раз повторят свои основные задачи, намеченные в плане, то интерес игроков значительно повышается к предстоящей встрече и углубляется их сознательное отношение к принятому тактическому плану.
    Перерыв во время состязания команд должен быть использован для короткого анализа первой половины и определения тактики игры во второй половине.
    Обсуждение прошедшей встречи не следует откладывать надолго. Выявление и товарищеская критика недостатков в игре отдельных игроков, звеньев и всего коллектива под свежим впечатлением только что закончившегося соревнования придаст занятию живой характер. Из каждого обсуждения необходимо сделать конкретные выводы, которые надо посоветовать занимающимся учесть при дальнейших тренировках и выступлениях на поле.
    Значение теории в процессе обучения тактике игры часто недооценивается. Многие тренеры забывают, что глубокие теоретические знания по тактике являются одним из важных компонентов тактического мастерства.

    Обучение основным индивидуальным и коллективным тактическим действиям
    Совершенное овладение индивидуальными и коллек-" тивными тактическими действиями является основным условием тактического мастерства игроков. Оно обусловлено уровнем их предыдущей физической и технической подготовки. Чем выше степень подготовленности игроков, тем быстрее и легче будет протекать весь процесс обучения тактическим действиям.
    Процесс обучения двигательным навыкам для осуществления тактических действий складывается из ознакомления с действием, обучения ему, устранения возможных ошибок и закрепления изученного действия.
    Ознакомление с изучаемым действием происходит посредством объяснения и показа. Задача состоит в том, чтобы создать наиболее полное представление о действии, тактическом применении его и возможных ei"o вариантах в процессе игры.
    Объяснение должно содержать характеристику действия с точки зрения его применения в игре, описание технической стороны и также описание важнейших его вариантов. Каждый из вариантов должен быть обоснован для того, чтобы игроку были ясны наиболее выгодные условия его применения. Объяснение дополняется показом действия. Показ имеет целью наглядно подчеркнуть самые характерные стороны тактического действия в связи с его применением в типичных игровых ситуациях. Во многих случаях полезно неоднократно повторять показ изучаемого действия, чтобы еще более подробно и глубоко проанализировать его.
    Собственно обучение состоит из трех основных фаз:
    а) обучения технике действия и ее применения в про
    стых игровых ситуациях;
    б) обучения выбору варианта того же действия;
    в) обучения выбору наиболее выгодного решения по
    ставленной тактической задачи.
    В первой фазе сначала изучаются отдельные стороны (детали) тактического действия посредством специальных подготовительных упражнений, т. е. совершенствуются физические, технические и морально-волевые качества спортсмена, необходимые для осуществления действия. Когда все стороны (детали) тактического действия достаточно усвоены, можно переходить к обучению тактическому действию в целом с помощью игровых упражнений, в которых, по возможности, сохраняются условия реальной игры. В такие упражнения включается «противник» сначала пассивный, который затем постепенно становится все более активным.
    Вторая фаза обучения - выбор варианта действия наступает с момента, когда игроки овладели двумя или несколькими вариантами одного и того же тактического действия. Цель этой фазы заключается в обучении игрока уменью выбрать выгодный вариант тактического действия на основе самостоятельной оценки создавшейся ситуации. Игрок учится оценивать не только решающие элементы, но и мелкие детали, которые влияют на выбор.того или другого варианта. Важную роль в этой фазе играет противник, деятельность которого предусматривается и направляется тренером таким образом, чтобы заставлять игроков выбирать то или другое тактическое действие. На протяжении этой фазы игроки учатся соединять оценку простых игровых ситуаций с выбором решений и практическим осуществлением этих решений.
    В третьей фазе действия игрока должны отвечать всем требованиям нормальной игры. Научить игрока выбирать из нескольких возможных решений такое, которое обеспечит скорую и убедительную победу над противником,- вот задача этой фазы обучения. К этому времени игрок, конечно, должен уже хорошо владеть всеми основными тактическими действиями и их вариантами, быстро анализировать возникающие тактические ситуации, выделять их существенные элементы, уметь комбинировать движения и создавать новые действия как реакцию на изменившиеся игровые условия.
    При практическом обучении на этой фазе применяются разнообразные игровые упражнения и подготовительные игры.
    В обучении детей тактике игры в футбол подготовительные игры занимают особое место, потому что являются не только средством интенсивного обучения и совершенствования тактического мышления, но имеют и большое воспитательное значение (элементы состязания, эмоциональности и др.).
    Однако самым главным средством обучения тактике является, конечно, сама игра. Именно она развивает правильное тактическое мышление. Но тренер должен руководить игрой, не допускать, чтобы игра протекала стихийно. Неорганизованность и стихийность ведет к возникновению серьезных недостатков и их закреплению. В игре футболисты учатся действовать самостоятельно и эффективно, уже без вмешательства тренера.
    Ошибки, встречающиеся при обучении тактике, могут быть следствием, например, плохой ориентировки в игре из-за недостаточно развитого периферического зрения, ограниченных возможностей игрока для решения конкретной тактической ситуации, из-за отсутствия теоретических знаний и т. д. Необходимо найти истинные причины ошибок и принять меры к быстрому их устранению.
    Недостатки и ошибки, связанные с технической, физической и морально-волевой подготовкой, устраняются, при помощи специальных упражнений, проводить которые лучше всего изолированно от игры.

    Закрепление изученного действия осуществляется путем многократного повторения в условиях игры. Для этого нужно стремиться к тому, чтобы молодежь играла как можно чаще.

    Развитие творческих способностей
    Во время тренировки параллельно с овладением и совершенствованием специальных тактических умений и навыков развиваются и определенные способности, которые помогают игроку целесообразно действовать по ходу игры. Эти способности, которые мы называем творческими, или комбинационными, облегчают игрокам ориентировку на поле, правильный и быстрый анализ создавшейся игровой ситуации и точную реакцию на нее. Благодаря этим способностям игрок может целесообразно применять в игре приобретенные умения и навыки.
    Творческие способности можно условно разделить на две группы:
    а) способность ориентироваться на поле;
    б) способность быстро и правильно реагировать на
    игровые ситуации.
    Основой правильной ориентировки на поле является развитое периферическое и глубинное зрение. Оно помогает игрокам определять, например, расстояние между игроками, между игроками и мячом, улавливать скорость движения игроков и мяча и воспринимать другие существенные элементы игровых ситуаций.
    Развитое периферическое и глубинное зрение дает игрокам возможность видеть в течение всего времени игры обширный участок поля, наблюдать одновременно, за движениями двух или больше игроков и переключать свое внимание с одних действий на другие, которые являются в данный момент самыми важными.
    Способность быстро и точно реагировать на игровые ситуации зависит от умения выделять существенные элементы ситуации, классифицировать их, предусматривать дальнейшее развитие ситуации (т. е. предвидеть деятельность партнеров) и на основе этого выбирать выгодный способ решения.
    Творческие способности можно развивать и совершенствовать с помощью ряда специальных упражнений, которые тренер должен включать в тренировочные занятия. Содержание этих упражнений при занятиях с детьми, конечно, должно отвечать физическим и психическим возможностям молодого организма.
    Упражнения необходимо связывать с задачами отдельных этапов тренировки. Так, например, в подготовительном периоде следует включать разнообразные упражнения на внимание: на зрительный и звуковой сигналы игроки должны выполнять то или другое нетрудное действие (сесть, лечь, присесть, повернуться, пригнуться, принять старт и т. п.). Элемент состязания придает этим упражнениям нужную интенсивность, влияет на игроков и эмоционально. В соревновательном периоде применяются упражнения на поле, которые приближаются к условиям игры, например упражнения, связанные с овладением мячом. В некоторых упражнениях центральной фигурой может быть тренер, в других - сами игроки.
    Творческие способности, развитие которых обеспечивается системой специальных упражнений, способствуют инициативному, активному и эффективному поведению игроков в процессе игры. Тем самым они являются важным условием тактического мастерства каждого игрока.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то