План конспект занятия по гандболу для студентов. По гандболу в спортивных секциях

Дата проведения:

Учитель физической культуры:

Тема урока

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

Задачи урока:

  1. Развивать ловкость, внимание, координацию движения;
  2. Воспитывать дисциплинированность, взаимовыручку, уважение к товарищам;

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: мячи гандбольные, свисток.

Бортницкая Оксана Павловна, 23.10.2017

829 100

Содержимое разработки

План-конспект урока по гандболу в 5 классе.

Дата проведения:

Учитель физической культуры:

Тема урока : Совершенствование техники ведения мяча.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: индивидуальный, групповой, поточный, соревновательный.

Цель урока: Контролировать физическую нагрузку и развивать основные физические качества посредством игры гандбола.

Задачи урока:

1.Совершенствовать технику ведения мяча со сменой рук.

    Ра звивать ловкость, внимание, координацию движения ;

    Воспитывать дисциплинированность, взаимовыручку, уважение к товарищам ;

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: мячи гандбольные, свисток.

Частные задачи

Дозирование нагрузки

Организационно- методические указания

I. Подготовительная часть (1 5 мин)

1. Организовать
детей к уроку.

1.Построение, приветствие.

2. Определение темы урока, зашифрованную в ребусе.

3. Сообщение целей и задач урока.

Обратить внимание на спортивную форму! Т.Б.на уроке.

Разгадайте ребусы, и вы узнаете, как ая спортивн ая игр а зашифрована здесь.

2. Подготовить
запястные,
коленные и
голеностопные
суставы к
работе в
основной
части урока

Ходьба
1) на носках, руки вверх;
2) на пятках, руки за голову ;
3) на внешней стороне стопы, руки на пояс ;
4) на внутренней стороне стопы, руки к плечам ;

Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, объясняя положение рук и показывая упражнения.
Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.

3. Подготовить
организм
детей к
работе в
основной
части урока.

1) Бег в равномерном темпе и с заданием

Приставным шагом левым, правым боком, руки на пояс .

2) . Специально- беговые упражнения:
– с высоким подниманием бедра;
– с захлестом голени;

С выносом прямых ног вперёд;

Многоскоки со сменой ног;

Прыжкообразный бег в широком шаге.

Во время бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.

Упражнения выполнять медленно, но часто.

Ходьба
с выполнением дыхательных упражнений

Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом, опуская руки вниз, выполнить выдох, выдох должен быть длиннее вдоха.

Перестроения в 2 шеренги. ОРУ с мячами: 5 мин.

Способствовать укреплению мышц шеи

Способствовать укреплению мышц поясничного отдела

Способствовать укреплению мышц спины

Способствовать укреплению мышц ног

Развивать прыгучесть

1. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – мяч вверх, левая назад на носок; 2 – и.п.; 3–4 – то же с правой .

4-5 раз

Прогнуться, голова вверх.
Спину держим прямо.

2. И.п.: о. с. , мяч вперед ; 1 – наклон головы вперёд, 2 –наклон головы назад; 3 – наклон головы вле во; 4 – наклон головы вправо ;

4-5 раз

Выполнять плавно, без резких движений

3. И.п.: о. с. , мяч вверх ; 1 –2 наклона влево ; 3–4 – то же вправо .

4-5 раз

Наклон глубже

4. И.п.: стойка ноги врозь, мяч вперед ; 1–4 – круговое движение туловищем влево ; 5–8 – то же вправо .

4-5 раз

Амплитуда больше, смотреть на мяч.

5. И.п.: широкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – 3 наклон вперёд – коснуться мячом пола ; 4 – и.п.;

4-5 раз

При наклонах колени не сгибать.

6. И.п.: о. с. , мяч вниз; 1 – выпад левой в сторону, мяч вперед ; 2 – и.п.; 3–4 – то же с правой ноги, вправо ;

4-5 раз

Туловище прямо, выпад глубже.

7. И.п.: узкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – мяч вперёд и махом левой коснуться носком мяча; 2 – и.п.; 3–4 – то же с другой ноги.

4-5 раз

Мах прямой ногой. Ногу опускать на пол спокойно.

8. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – прыжок ноги врозь, мяч вверх; 2 – прыжок ноги вместе, мяч перед грудью; 3–4 – то же.

4-5 раз

Прыжки на носках, чуть сгибая колени.

9. Ходьба на месте, мяч в правой руке.

Спину держать прямо.

II. Основная часть (25 мин)

Содействовать формированию навыка ведения мяча без зрительного контроля.

Ведение мяча со сменой рук.

Каждый игрок команды должен обвести мяч между стойками вперед правой рукой, назад левой.

Содействовать формированию навыка выполнения ловли и передач

Передача мяча в движении.

При этом можно менять расстояние между игроками, способ передачи мяча (одной рукой сверху, снизу, из-за головы, из-за спины и т. д.), скорость передвижения или последовательно то приближаться к партнеру, то удаляться от него. Главное внимание обращай на точность передач, ведь от нее во многом зависит возможность забить в игре мяч в ворота соперника.

Содействовать формированию навыка ведения мяча и бросков

Ведение, бросок по воротам.

Бросать мяч после 3 шагов. Стараться попадать в нижние или верхние углы ворот. - тоже упражнение, но с вратарём

Развивать быстроту ответной реакции

Подвижная игра «Займи свободное место».

Играющие располагаются по кругу, у каждого из них мяч. На площадке лежат фишки, их на одну меньше, чем игроков. Ученики двигаются с ведением мяча правой рукой против часовой стрелки. По сигналу учителя игроки занимают свободное место у фишки. Не успевший игрок сделать это, выбывает из игры.

Развивать чувство коллективизма

Игра «Гандбол».

Д ействует правило в три шага и секунды. Повторное ведение мяча без перепасовки сулит нарушением, и мяч переходит во владение соперников. (играют 5 мин. девочки, 5-мин. мальчики)

III. Заключительная часть (5 мин)

1. Восстановление дыхания, снижение
ЧСС

Подведение итогов урока

1.Построение в шеренгу.
Обсуждение достигнутых целей и задач, поставленных в начале урока.

Подведение итогов урока, рефлексия:

Технический приём, завершающий атакующие действия в гандболе, называется?

Сколько игроков одной команды одновременно может находиться на поле?

Штрафной бросок в гандболе выполняется с?

Каковы размеры площадки в гандболе?

Сколько шагов с мячом в руках допускается при игре в гандбол?

Указать на ошибки в технике выполнения упражнений.

Оценить работу учащихся на уроке, их активность, самостоятельность; зачитать выставленные отметки.

Если вам понравился урок и как вы занимались, забейте мяч в ворота, если не понравился, закиньте мяч в корзину.


Домашнее задание

Правила игры

2. Организованное
завершение урока.

Организованный уход из зала.

План-конспект

На урок физической культуры 5 класс

Тема: Спортивные игры – Гандбол

Задача: 1) Ловля и передача мяча;

2) Ведение мяча;

3) Учебная двусторонняя игра «гандбол».

Цель урока: Обучение – ловля и передача мяча на месте

– ведение мяча

Развитие – быстроты, ловкости.

Место – спортивный зал.

Инвентарь – гандбольный мяч.

Время: 10.20.

I. Подготовительная часть 10-12 мин.

а) Построение – дежурный по классу до звонка строит учащихся

класса в одну шеренгу.

б) Рапорт – по школьному звонку, дежурный сдаёт рапорт учителю

«Василий Пантелеевич, 5 класс построен на урок

физкультуры в количестве 21 человек, отсутствующих

нет, больных нет.

в) Два ускорения – по свистку – «Марш», обычным бегом.

Перешли на быструю ходьбу, обычной ходьбой «Марш».

Упражнение на восстановление дыхания.

1-2 руки вверх – сделали глубокий вдох

3-4 наклон вперед – руки вниз выдох

Внимание - направляющий

Слева в колонну по два «Марш»

Направляющий «на месте» Стой – «раз-два». Налево

II. Общеразвивающие упражнения:

Комплекс № 5

ОРУ на месте

1. И.п. – руки согнуты в локтях к плечам

1 – руки вверх, подняться на носках, потянуться, смотреть на руки

2. И.п. – руки на поясе

1 – наклон головы влево

3 – вправо

3. И.п. – руки вперёд

1-4 – крестные движения руками перед грудью

4. И.п. – руки на поясе

1 – левая рука в сторону, поворот туловища влево

3 – то же вправо

5. И.п. – руки на поясе

1 – наклон туловища вперёд

3 – наклон туловища назад

6. И.п. – О.С.

1 – присед, руки вперёд

2 – выпрямляя ноги наклон вперёд, руки в стороны

3 – присед, руки вперёд

III. Основная часть 20-25 мин.

Ловля мяча двумя руками - для этого необходимо вытянуть руки на­встречу мячу, кисти не напрягать и чуть развернуть ладони книзу, пальцы свободно расставить. Отведенные большие пальцы должны почти соприкасаться, а указательные - направлены друг к другу. Как только мяч приблизится на необходимое расстояние, ладони сближаются и пальцы охватывают мяч. Руки надо согнуть для амор­тизации скорости полета мяча. При ловле высоко летящих мячей и мячей с отскока большие пальцы кистей нужно сблизить больше, чем при ловле прямых мячей. А при ловле низко летящих и катя­щихся мячей ладони надо развернуть навстречу мячу так, чтобы ми­зинцы почти соприкасались. Мяч можно ловить спереди и сбоку. Для того, чтобы поймать мяч спереди, гандболист должен повер­нуться к нему грудью. При этом обе руки надо вытянуть навстречу мячу. Для ловли сбоку поворот не нужен. Спортсмен вытягивает руки в сторону летящего мяча, не поворачивая таза, а только слегка повернув плечи и голову. Если мяч летит слева к игроку, то левую руку надо больше согнуть, чем правую, и отвести локоть назад. За­хватив мяч пальцами, гандболист подтягивает его к груди. Умение ловить мяч сбоку позволяет проводить последующие приемы, не снижая темпа передвижения, не сужая обзора площадки, не затра­чивая лишнего времени на подготовку к дальнейшим действиям.

Передача мяча. Это основной прием, обеспечивающий взаимо­действие партнеров. Без точной и быстрой передачи невозможно соз­дать условия для успешной атаки ворот. В гандболе передачи произ­водятся в основном одной рукой с места или с разбега. Если мяч пе­редают с места, то следует выставить вперед разноименную ногу. При передаче мяча с разбега позволяется сделать не более трех шагов, причем один из них может быть скрестным. В зависимости от разбега передача производится в двухопорном или одноопорном положении. При разбеге обычными шагами игрок выпускает из руки мяч при опо­ре чаще всего на разноименную ногу. При разбеге со скрестным ша­гом разгон и выпуск мяча происходят при опоре на обе ноги, причем разноименная нога впереди. Иногда мяч передают в безопорном по­ложении - в прыжке. Для этого в момент отталкивания совершается замах, а когда игрок находится в воздухе - передача. Замах - это от­ведение руки с мячом для последующего разгона мяча. Замах бывает вверх-назад и в сторону-назад. Выполнение замаха зависит от того, как гандболист удерживает мяч в одной руке. Если мяч не удержива­ется пальцами, то в конце замаха он остается на ладони. При держа­нии мяча захватом гандболист имеет значительно большие возможно­сти выбора направления и длительности замаха. При этом руку с мячом можно занести за спину, за голову, сделать замах, располагая ру­ку на уровне головы перед собою, и т.д.

Разбег и замах составляют подготовительную фазу передачи. В основной фазе гандболист сообщает скорость и направление полета мяча (разгоняет мяч) тремя способами: хлестом, толчком и кистью.

При передаче хлестом степень поворота туловища при замахе зависит от того, с каким усилием необходимо послать мяч. При даль­них передачах поворот значителен, и рука с мячом в конце замаха почти прямая. При средних и ближних можно производить замах без поворота туловища. В этом случае руку при замахе следует отвести в сторону-назад и согнуть в локтевом суставе под прямым углом.

В основной фазе передачи хлестом гандболист, начиная разгон мяча, сначала выводит вперед плечо, а затем уже предплечье и кисть, производя хлестообразное движение рукой.

При передаче толчком не требуется никаких подготовитель­ных движений. Спортсмен, выпрямляя согнутую руку (руки), толка­ет мяч в нужном направлении. Этот способ передачи позволяет по­слать мяч на ближнее и среднее расстояние.

При передаче кистью в разгоне мяча принимают участие толь­ко предплечье и кисть. Мяч, как правило, удерживается пальцами. Подготовительные движения заключаются в коротком замахе ки­стью. Передачу таким образом можно произвести за головой из исходного положения - мяч сверху.

По траектории полета мяча передача любым из приведенных выше способов может быть прямой, навесной и с отскоком. При прямой передаче мяч летит по кратчайшему пути к партнеру. На­весную траекторию мячу придают, направляя его вперед-вверх. Пе­редача с отскоком - это передача с использованием поверхности площадки. Важно так посылать мяч в площадку, чтобы он отскаки­вал на уровне пояса партнера с учетом скорости его передвижения.

Ведение мяча - это прием, позволяющий игроку передвигать­ся с мячом по площадке в любом направлении и на любое расстоя­ние, владеть мячом, пока это необходимо, обыгрывать соперника.

Ведение бывает одноударное и многоударное. Одноударное ведение выполняется следующим образом. Поймав мяч, игрок дела­ет с ним три шага, затем ударяет им о площадку. Поймав отскочив­ший мяч, гандболист, снова может выполнить три шага с мячом в руках перед тем, как отдать его партнеру или бросить в ворота. По­слать мяч в поверхность площадки можно двумя способами: толч­ком и подбрасыванием. Толчок осуществляется нажимом на мяч сверху. Важно в конце движения ускорить мяч резким движением пальцев. Подбрасывая мяч вперед, гандболист делает рывок за ним и ловит после отскока от площадки.

Многоударное ведение осуществляется последовательными толчками мяча пальцами одной руки. Для изменения направления движения меняется и место касания мяча. Чтобы послать мяч впе­ред, необходимо касаться мяча сзади. Чтобы продвигаться вправо, пальцы должны прикасаться к мячу слева и т.д.

При многоударном ведении необходимо соблюдать следую­щие правила:

Передвигаться на полной ступне на слегка согнутых ногах;

Толчок мяча производить пальцами;

Не закрепощать кисть при соприкосновении с мячом;

Производить толчок мяча вперед в соответствии со скоро­стью передвижения;

Производить толчок с таким расчетом, чтобы мяч отскакивал

не ниже пояса;

Контролировать мяч периферическим зрением.

IV. Заключительная часть 1-2 мин.

Построились в одну шеренгу, для подведения итогов урока.

Указать на ошибки, отметить лучших учащихся.

Домашнее задание: - прыжки на скакалке;

Метание гандбольного мяча;

Ускорение 10 мин. по 3 раза;

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ «ГАНДБОЛ».

Дата проведения:

Место проведения: спортзал ОСШ№7

Тема урока : Гандбол. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Броски по воротам. Тактические действия игроков.

Задачи урока:

1. Развивать основные физические качества.

2. Обучить тактическим действиям игроков в защите и нападении.

3. Закрепить технику ловли и передачи мяча, ведения мяча и бросков по воротам.

4. Воспитывать коллективизм, игровое мышление.

ВПЧ – 12 мин .

Построение , приветствие , сообщение задач урока . Ходьба , бег , ходьба упражнения на восстановление дыхания .

ОРУ в движении по кругу:

    И.П. руки в стороны: 1- шаг левой ногой, руки скрестно на плече; 2- шаг правой ногой, и. п;

    И.П. руки в стороны ладонями вниз. На каждый шаг супинация и пронация (вращения);

    И.П. руки впереди прямые. На каждый шаг сжимание и разжимание пальцев рук;

    И.П. руки к плечам: 1- поднять локти вверх за голову: 2- и.п.

    И.П. руки перед грудью, ладони вниз. Ходьба с касанием коленями рук;

    И.П. руки к плечам: 1- мах левым бедром вверх до касания коленом правого локтя: 2- шаг левой ногой: 3-4 – то же правой;

    И.П. полуприсед, руки на поясе: 1-4 – ходьба в таком положении: 5-8 – ходьба обычная руки в стороны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 30 мин .

1. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Броски по воротам.

Ловля и передача мяча: на месте, в движении, в прыжке.

    ученики строятся в две шеренги, затем по указанию учителя производится передача мяча с места и ловля его двумя руками на месте;

    ученики располагаются по кругу: мяч передается со сменой направления.

Ведение мяча: игрок, ведущий мяч, делает мягкие толчкообразные движения кистью руки и ударяет мяч с таким расчетом, чтобы он отскакивал не выше пояса.

    ученики строятся с интервалом 3-4 м в две шеренги; стоящие в первой шеренги имеют мяч; по сигналу они ведут его одной рукой на месте, потом по прямой линии и обратно, а затем передают мяч во вторую шеренгу;

    две колонны учеников стоят друг против друга, по сигналу направляющий одной колонны ведет мяч в сторону другой и отдает его направляющему этой колонны, а сам становится в конец ее; то же проделывает ученик, получивший мяч.

Броски по воротам:

    ученики располагаются перед линией площади ворот и по сигналу учителя поочередно выполняют броски с места и с шага;

    броски по центру;

    броски под острым углом: по сигналу учащиеся, подающие, передают мяч направляющим и те бросают по воротам.

    Тактические действия игроков.

    Учащиеся строятся в полукруг недалеко от линии ворот и быстро выполняют передачу от игрока к игроку. Последний производит бросок в ворота с места, после чего происходит смена мест на одно.

    Упражнения в парах. Защитники расположены у линии площади ворот, нападающие – напротив них на расстоянии 6-8м. По сигналу нападающие ведут мяч, защитники выходят к линии свободных бросков и блокируют броски. После этого учащиеся меняются местами.

    Учебная игра в гандбол.

Судить по правилам игры.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 3 мин .

Построение, итоги урока, уход из зала.

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей

Городская детско-юношеская спортивная школа г. Краснодар

(По материалам учебного пособия Кудрицкого В.Н.)

Составитель: Рябовол Л.Г. .,

тренер-преподаватель МОУДОД ГДЮСШ

Краснодар, 2009 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

ПО ГАНДБОЛУ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ
При организации занятий в спортивных секциях по гандболу особое внимание необходимо уделять постепенному повышению уровня физической, технической и тактической подготовки занимающихся. Этому будет способствовать, в первую очередь, хорошая организация занятий, при наличии достаточного количества и качества спортивного инвентаря и оборудования.

Одним из главных условий хорошей организации занятий в спортивной секции является планирование учебного процесса. Оно определяет объём, порядок и сроки выполнения поставленных задач. Планирование охватывает

основные разделы организационной, учебно-тренировочной и воспитательной работы, должно быть простым, доступным и конкретным.

Основными документами при планировании являются, годовой

учебный план: график учебного процесса; программа; рабочий план; план -

конспект урока; расписание занятий.

Годовой учебный план составляется на каждый год обучения и должен

определять общее содержание учебно-тренировочных занятий по теоретической и практической подготовке занимающихся.

График учебного процесса уточняет учебный план и составляется на год, определяет общее содержание учебно-тренировочных занятий в подготовительном, соревновательном и переходном периодах. График раскрывает последовательность прохождения учебного материала по неделям и месяцам, а также определяет сроки участия занимающихся в предстоящих соревнованиях, контрольных играх и выполнение контрольных

нормативов и зачётных требований.

Рабочий план предусматривает более длительное разъяснение хода и результатов учебно-воспитательного процесса на сравнительно небольшой, но логически законченный период времени.

Рабочий план составляется на один - два месяца или на каждый период процесса обучения.

В рабочем плане материал должен распределяться в определённой последовательности в пределах как одного урока, так и в цикле уроков.

План - конспект учебно-тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана на каждое занятие с указанием содержания, дозировки и организационно - методических указаний.

При составлении конспекта необходимо учитывать пройденный материал, условия проведения занятий и наличие спортивного инвентаря.

Расписание занятий имеет большое значение для организации учебной работы, оно дисциплинирует занимающихся. Расписание должно быть постоянным на определённый отрезок времени, заранее доведено до сведения занимающихся и вывешено на видном месте. В нём указывается, какая группа, в какие дни и часы занимается, место занятий и фамилия преподавателя.

Основной формой проверки уровня выполнения технических приемов игры, физической и морально-волевой подготовки, воспитательной работы в спортивной секции является участие занимающихся в календарных и вне календарных соревнованиях.

Соревновательная подготовка

Во время соревнований проверяются результаты учебно- воспитательной работы, ее методика и содержание. В ходе соревнований возникает возможность познакомиться с техникой и тактикой игроков, достигших высоких спортивных результатов.

К календарным - относятся соревнования, предусмотренные календарным планом спортивных мероприятий (первенства, соревнования на приз, кубок). Это наиболее ответственные соревнования, определяющие чемпиона первенства или обладателя кубка.

Некалендарные соревнования (матчевые встречи, показательные, классификационные или отборочные соревнования) организуются по взаимной договоренности. Они проводятся в учебно-тренировочных целях и являются подводящими к календарным соревнованиям. Большинство соревнований проводятся по двум основным системам розыгрыша - круговой

системе и системе с выбыванием, иногда применяется смешанный вид розыгрыша.

При круговой системе розыгрыша команды должны встретиться друг с другом по одному разу, если соревнования проводятся в один круг, и по два раза, если они проводятся в два круга. Такая система розыгрыша позволяет объективно выявить соотношение сил соревнующихся команд и определить сильнейшую команду.

По круговой системе определяются места всех команд участниц данного соревнования. Порядок игр по круговой системе определяется жеребьевкой команд-участниц. На основании определившихся номеров команд составляется расписание игр.

При проведении соревнований в один круг игра проходит на поле той команды, которая в паре стоит первой. Если в соревновании предусмотрено два, то вторая игра должна состояться на поле другой команды. Система розыгрыша с выбыванием применяется, как правило, при большом количестве участвующих команд, когда игры должны быть проведены в короткий срок. Проигравшая команда выбывает из соревнования. Преимущества системы с выбыванием состоит в том, что, несмотря на большое количество команд, победитель определяется в короткий срок.

Однако существенным недостатком этой системы является то, что встречающиеся пары команд определяются жребием и это вносит большой элемент случайности. Может получиться, что две наиболее сильные команды волей жребия окажутся в одной половине сетки. Тогда еще до финала одна из них должна выйти из дальнейшего участия в соревнованиях. При этой системе обычно определяют победителя: 1 -е место - победитель финала; 2-е место - команда, проигравшая финальную встречу. Смешанный вид розыгрыша применяется в целях сокращения времени для проведения первенства. Для этого последовательно используется круговая система розыгрыша, а затем система с выбыванием или наоборот.

Вначале соревнования проводятся внутри коллектива физкультуры по круговой системе для выявления мест занятых всеми командами, а затем во втором этапе розыгрыша по системе с выбыванием встречаются между собой команды разных производственных коллективов, занявшие соответствующее место в первенстве завода или фабрики. В соревнованиях по такой методике, несмотря на участие большого количества команд, победитель определится за сравнительно небольшой промежуток времени.

Для выявления команды победительницы соревнований, проводимых по круговой системе, необходимо оценивать очками. При розыгрыше первенства коллектива физической культуры по гандболу за победу команде начисляется два очка, за ничью - одно очко, за поражение и неявку ноль очков.

Можно изменить оценку очков и начислять за победу три очка, за ничью - два очка, за поражение одно очко и за неявку ноль очков. Для выявления победителя розыгрыша необходимо суммировать количество очков, полученное командой за результаты каждой встречи. По общему количеству очков определяется место команды, которое она заняла в соревновании. Таким образом команда, набравшая наибольшую сумму очков, занимает первое место, следующая за ней -второе и т.д. Для информации о проведенных встречах и подведения итогов соревнований составляют таблицу розыгрыша первенства, в которой указывают название команд, количество забитых и пропущенных мячей, количество набранных очков и место, занятое командой в розыгрыше.

Учебно-тренировочный процесс

Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях проводятся круглогодично согласно плану работы, где предусматриваются теоретические и практические занятия, а также сдача контрольных нормативов по физической подготовке и участие занимающихся в соревнованиях.

Годичный план работы спортивной секции целесообразно делить на летний и зимний циклы подготовки и соответственно каждый из этих циклов необходимо подразделять на подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Продолжительность периодов зимнего цикла лучше всего строить в такой последовательности: учебно-тренировочную работу в подготовительном периоде целесообразно начинать с I сентября по 30 октября; соревновательный период - с I ноября по I января; переходный период - с I января по I марта, продолжительность периодов летнего цикла рекомендуется строить в такой последовательности: подготовительный период - с I марта по 30 апреля, соревновательный период - с 30 апреля по I июля, переходный период - с I июля по I сентября.

Основными задачами подготовительного периода являются увеличение уровня развития физической и технической подготовки занимающихся. А также получение занимающимися теоретических знаний по обзору развития гандбола, о личной и общественной гигиене, физической культуре и спорте, о режиме труда и отдыха, по врачебному контролю и самоконтролю в процессе физического воспитания, правилам соревнований, организации и проведению соревнований.

В начале подготовительного периода основное внимание обращается на общую физическую подготовку, обучение и совершенствование в технике и тактике игры.

В середине этого периода особое внимание обращается на физическую подготовку с элементами специальной физической подготовки, идет процесс совершенствования в технике и тактике игры.

В конце периода большое место в тренировке занимает специальная физическая подготовка, идет разучивание и закрепление комбинационных ходов игры, т.е. четкое разучивание дебютов, как в нападении, так и в защите.

В тренировках начинают преобладать игровые моменты, увеличиваются по времени двухсторонние игры с разучиванием комбинаций. Именно в это время необходимо определить состав команды и не ослаблять общую и специальную физическую подготовку.

В соревновательном периоде особое место отводится тактической подготовке игроков, объем физической работы стабилизируется за счет специальной физической подготовки, продолжается на более качественной основе техническая подготовка игроков, увеличивается объем товарищеских и контрольных игр. Растет объем выполнения индивидуальной технической и тактической подготовки. В середине соревновательного периода команда должна достичь пиковой формы и быть готова к участию в соревнованиях любого масштаба.

Физическая подготовка как общая, так и специальная в большей мере совершенствуется за счет участия игроков в двухсторонних играх. Особое место в соревновательном периоде занимает психологическая подготовка игроков. Её необходимо направлять на спортивное совершенствование и на достижение цели, требующей максимальной отдачи физических и морально-волевых качеств. Для того, чтобы занимающиеся могли в какой-то мере проверить свою спортивную подготовку, рекомендуется включать в учебный процесс соревнования по различным видам спорта, проводимые по упрощенным правилам. Это даст возможность занимающимся выявить слабые стороны физической, технической и тактической подготовки, и постепенно приобретать уверенность в игровых тренировках.

Психологическая подготовка

Психологическую подготовку рекомендуем проводить в двух направлениях - общая психологическая подготовка и психологическая подготовка к предстоящему соревнованию.

К основным задачам общей психологической подготовки можно отнести развитие волевых качеств - решительности, упорства, выдержки, смелости и воли к победе, способности занимающихся противостоять различным внешним раздражителям - погодным условиям, поведению зрителей и противника; воспитывать умение оценивать игровые ситуации и мгновенно принимать эффективное решение, оценивать сильные и слабые стороны соперника и тактику ведения игры противоположной команды.

К основным задачам психологической подготовки к предстоящему соревнованию рекомендуем отнести - веру в победу; умение преодолеть предстартовые отрицательные эмоции; умение быстро переключаться на более эффективную тактику ведения игры.

Чтобы показывать высокие и стабильные результаты, необходимо управлять своим психологическим и волевым состоянием. Эту способность можно приобрести в процессе тренировок, в которых одновременно совершенствуется техническая, тактическая, физическая и психологическая подготовка.

Правилом номер один для занимающихся должно быть регулярное соблюдение режима дня, добросовестное посещение тренировок, обязательное выполнение общественных поручений, умение преодолевать различные трудности, оставаясь при этом выдержанным, корректным не зависимо от ситуаций, возникающих во время спортивных состязаний и исхода соревнований.

Достичь определенного уровня психологической подготовки можно за счет регулярного проведения воспитательной работы на протяжении всего учебно-тренировочного процесса.

Воспитание у занимающихся высокой сознательности к учебно- тренировочным занятиям зависит от задач, стоящих перед спортивными секциями. В первую очередь это достижение занимающимися хороших результатов в физической подготовленности, физическом развитии и профессионально-прикладной физической подготовке; высоких показателей при сдаче контрольных нормативов.

Воспитание волевых качеств является одним из главных факторов достижения высоких спортивных результатов. Большое значение в развитии волевых качеств спортсменов занимают спортивные соревнования, в результате которых выявляется уровень физической, психологической и тактической подготовки участников соревнований, повышается интерес, целеустремленность и активность занимающихся к занятиям, появляется большое желание дальнейшего совершенствования индивидуального и коллективного спортивного мастерства.

Воспитание трудовой и соревновательной дисциплины в секциях проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Необходимо добиваться от занимающихся регулярного выполнения индивидуальных заданий, добросовестного выполнения элементов техники игры на тренировках, воспитывать потребность выполнять физические и игровые упражнения с полной отдачей.

Воспитание чувства ответственности перед коллективом занимает важное место в жизни каждого человека. Необходимо добиваться от каждого занимающегося выполнение индивидуальных, групповых и коллективных заданий, сложных упражнений, различных поручений. Чувство ответственности всех членов команды за честь своего коллектива в большей степени проявляется на соревнованиях, когда успех команды полностью зависит от целенаправленной спортивной борьбы всего коллектива.

Переходный период является барьером между напряженной спортивной работой и началом постепенного снижения нагрузки. В этом периоде проводить занятия по физической, технической и тактической подготовке необходимо постепенно снижать интенсивность тренировок с переходом к активному отдыху. Большое место в переходном периоде рекомендуется отводить туризму, подвижным играм, можно переключаться к игровым тренировкам по другим видам спорта. Переходный период можно подразделить на этап постепенного перехода к активному отдыху и этап активного отдыха.

Тренировки во время этого периода направлять в первую очередь на исправление выявленных в соревнованиях технических и тактических ошибок. Основными задачами переходного периода должны быть: поддержание достигнутого уровня общей и специальной физической подготовленности; постепенное снижение нагрузки и переход к выполнению упражнений из других видов спорта; переход к активному отдыху; тщательной проверке состояния здоровья занимающихся; подготовке к более высоким нагрузкам предварительного этапа подготовительного периода.

Изложенные средства тренировки по периодам и этапам обязательны для занимающихся всех разрядов. Объем и характер выполнения упражнений определяются в зависимости от местных условий, этапа учебно- тренировочного процесса, уровня общей физической и специальной подготовленности занимающихся.

Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является учебно-тренировочное занятие. Тренировка, как и другие виды занятий физическими упражнениями, подразделяют на три части: подготовительную, основную и заключительную. В процессе тренировки преподаватель обучает и воспитывает занимающихся, проводит теоретические занятия, учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, повышают уровень физической подготовки и физического развития.

В подготовительной части занятия преподаватель проводит начальную организационную подготовку с занимающимися - построение, объясняет задачу и содержание занятия. Проводит разминку и различные перестроения для выполнения последующих физических упражнений. Для организации проведения разминки используют общеразвивающие упражнения из различных видов спорта, направленные на подготовку организма к предстоящей работе. Это могут быть упражнения из гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, тяжелой атлетики и других видов спорта.

Упражнения можно выполнять на месте и в движении .

В основной части занятия решаются основные задачи: обучение и.совершенствование в технике и тактике игры; повышение общей и специальной физической подготовки; подготовка занимающихся к соревнованиям. Основными средствами тренировки должны служить упражнения с мячом для игры в ручной мяч, набивными мячами, подвижные и подготовительные игры, упражнения из других видов спорта. :

В заключительной части занятия необходимо медленно снижать нагрузку за счет корригирующих упражнений на дыхание и расслабление, привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние и снизить эмоциональный фактор, полученный в результате тренировки. В заключительной части занятия часто используют медленный бег и медленную ходьбу, строевые упражнения. В этой части преподаватель подводит итоги занятия и дает домашнее задание на физическую или техническую подготовку занимающихся.

Продолжительность заключительной части занятия может составлять 5-10 мин.

План-конспект занятий

На основе рабочего плана на каждое занятие составляется конспект с указанием содержания учебного материала, количества времени на каждую часть, дозировки выполнения упражнений или технических приемов игры, организационных и методических замечаний.

В плане-конспекте содержание всего занятия должно записываться коротко и понятно.

Готовясь к учебно-тренировочному занятию, преподаватель должен учесть все особенности данной группы занимающихся, условия проведения занятий, а также пройденный учебный материал. В графу «части занятия» вписываются: подготовительная часть с разделением на вводную и специально-подготовительную часть занятия; основная часть занятия и заключительная его часть. В графу «время» преподаватель вписывает общее время, отведенное для выполнения поставленных задач в каждой части занятия.

В графу «содержание занятия» необходимо вписывать разновидности перестроений, поворотов, ходьбы и бега, Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые в движении и на месте. Кратко описываются специальные упражнения и упражнения на обучение и совершенствование техническим приемам игры. В графе «дозировка» указывается время, отведенное на выполнение физических упражнений или количество их выполнения. В графу «методические указания» включаются основные замечания о выполнении отдельных упражнении, о необходимом инвентаре и оборудовании, о порядке построения группы при выполнении физических упражнений.

Приводим примерное содержание учебно-тренировочного занятия для начальной организации учебного процесса.

Занятие №1

Задачи.

Теоретические сведения.

Инструктаж по технике безопасности при занятиях.

Обучение стойке и перемещению по площадке.

Обучение ведению мяча.

Продолжительность урока - 90 мин.

Инвентарь - набивные и гандбольные мячи. Стойки для обводок.

Секундомер.

Вводная часть - 5 мин.

Построение занимающихся и объяснение, задачи урока.

Теоретические сведения.

Инструктаж по ТБ.

Подготовительная часть - 20 мин.

Ходьба обычная, на пятках, на носках, спортивная ходьба с переходом на бег, ходьба, по сигналу остановка, поворот кругом и ходьба в обратном направлении.

Упражнения в движении: большие круги руками вперед и назад, рука перед грудью, разведение рук в стороны, ходьба в полуприседе, ходьба выпадами с поворотом туловища и отведением рук в сторону - назад; прыжки на одной и двух ногах, медленный бег, ходьба.

Перестроение занимающихся для выполнения упражнений на месте.

8-10 упражнений, направленные на развитие гибкости.

Основная часть - 60 мин.

Основная стойка в защите и нападении.

Перемещение игрока по площадке.

1) Передача мяча одной рукой от плеча сверху и ловля мяча двумя руками на месте.

2) То же при встречном перемещении.

3) Передача мяча одной рукой от плеча сверху и ловля мяча двумя руками в движении парами.

4) Ведение мяча по прямой со средней скоростью.

5) Ведение мяча на скорость в противоположных колоннах.

Заключительная часть - 5 мин.

Произвольная ходьба, ходьба с выполнением упражнений на расслабление и дыхание.

Подведение итогов занятия.

Организованный выход занимающихся из спортивного зала.

Методические указания

При организации учебного процесса на первых занятиях необходимо особое внимание обратить на имеющийся инвентарь и тщательно его подготовить. Желательно, чтобы в учебной группе на пару занимающихся был один гандбольный мяч, а при необходимости и больше. Инвентарь должен быть исправным. Занимающиеся знакомятся с техникой безопасности при занятиях гандболом, с основными правилами игры. Большое внимание уделяется физической подготовке, которая должна постепенно повышаться от урока к уроку.

Занятие № 2

Задачи.

Теоретические сведения

Обучение передаче и ловле мяча на месте и в движении.

Обучение ведению мяча.

ОФП - развитие основных физических качеств - силы, быстроты, прыгучести, выносливости.

Инвентарь . Набивные и гандбольные мячи, стойки для обводки, секундомер, скакалки, гимнастические скамейки.

Подготовительная часть занятий - 20 мин.

Построение, рапорт, сообщение задачи урока.

Ходьба на месте с поворотом направо, налево, кругом.

Ходьба обычная, на пятках, на носках, спортивная ходьба с переходом на бег.

Ходьба, по сигналу остановка, поворот кругом и ходьба в обратном направлении.

5-6 упражнений в движении.

Перестроение группы,6-8 упражнений на месте, направленные на развитие

ловкости.

Основная часть - 67 мин.

Передача мяча одной рукой сверху и ловля его двумя руками на месте.

То же при встречном передвижении.

Ведение мяча по прямой со средней скоростью.

Ведение мяча с обводкой стоек или набивных мячей.

Игровая эстафета.

Комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовой

подготовки.

Комплекс упражнений на тренажерах, направленный на развитие скоростно-

силовой подготовки.

Подвижная игра «защита крепости».

Заключительная часть занятий - 3 мин.

Произвольная ходьба, ходьба с выполнением упражнений на расслабление и

Подведение итогов занятий.

Методические указания . На первом занятии необходимо создать конкретные представления о данном виде спорта. Занятия необходимо строить так, чтобы обучение, и воспитание студентов осуществлялось на протяжении всего учебного процесса. В процессе обучения следует разнообразить применяемые комплексы физических упражнений. Выявить занимающихся, умеющих хорошо выполнять приемы игры, и давать им более сложные упражнения.

Необходимо равномерно вовлекать занимающихся в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. Перед занимающимися следует ставить конкретные задачи, которые можно решать именно на данном занятии.

Занятие № 3

Задачи .

Обучение ловле и передаче мяча одной рукой сверху на месте и в движении в парах.

ОФП - развитие основных физических качеств (силы, быстроты, прыгучести и гибкости) посредством упражнений на тренажерах и на дополнительном оборудовании.

Инвентар ь. Набивные и гандбольные мячи, стойки для обводки, секундомер, гимнастические скамейки, набивные мячи.

Подготовительная часть занятий- 20 мин.

Построение, рапорт, ознакомление с задачами урока. 2-3 упражнения на внимание. Ходьба, переходящая в бег; бег правым, левым боком и спиной вперед; во время бега сделать рывок на 8-10 м; по сигналу выпрыгнуть вверх. 5-6 упражнений в движении. Перестроение группы. 5-6 упражнений на месте с набивными мячами. 1. Броски мяча вверх над головой и ловля его двумя руками. 2. Передача мяча двумя руками от груди в парах. 3. Передача мяча двумя руками выше головы. 4. Передача мяча назад через голову и ловля его в прыжке. 5. Передача мяча одной рукой сбоку. 6. Передача мяча сидя с акцентом на работу кистей и ловля его с перекатом на спину.

Основная часть занятий - 67 мин.

Передача мяча в парах и тройках.

Передача мяча в парах на расстоянии от 10 до 15 м.

Обучение броскам мяча с места, с разбега согнутой рукой от плеча.

Эстафета в передаче мяча в противоположных колоннах.

Комплекс упражнений, направленный на силовую подготовку.

Комплекс упражнений на тренажерах, направленный на скоростно-силовую подготовку.

Ведение мяча на скорость.

Заключительная часть занятия - 3 мин.

Медленная ходьба с различными положениями рук: в стороны, вверх, вниз, за голову, на пояс. Подведение итогов занятия. Организованный роспуск занимающихся.

Методические указания . Обучая приемам игры, преподавателю следует применять метод целостного упражнения. В начале обучения внимание занимающихся необходимо обратить на главное движение. Затем по мере усвоения упражнения, совершенствоваться в отдельных деталях технического приема.

В дальнейшем приемы игры следует совершенствовать в различных условиях, чем и будет достигаться точность их выполнения. Для того чтобы занимающиеся могли применять упражнения в игровой обстановке, необходимо обучение и совершенствование техническим приемам игры проводить преимущественно в движении из различных исходных положений в сочетании с различными элементами игры. Комбинированные упражнения необходимо выполнять как месте, так и в движении и подводить занимающихся к игровым ситуациям. Особое внимание необходимо уделять общей и специальной физической подготовке студентов посредством упражнений на тренажерах и дополнительном оборудовании.

Занятие № 4

Задачи.

Обучение передаче и ловле мяча.

Обучение броскам мяча по воротам.

ОФП - развитие основных физических качеств - силы, быстроты, прыгучести, гибкости, выносливости, посредством упражнений на тренажерах.

Инвентарь. Набивные и гандбольные мячи, стойки для обводки, секундомер, гимнастические скамейки.

Подготовительная часть - 20 мин.

Построение, рапорт объяснение задач урока. Повороты на месте. 2-3 упражнения на внимание. Ходьба, спортивная ходьба, ходьба противоходом. Бег по сигналу, бег правым, левым боком и спиной вперед. Обычный бег с переходом на ходьбу. 6-8 упражнений на месте, направленные на развитие силы.

Основная часть - 67 мин.

Ловля и передача мяча от плеча сверху.

Ловля и передача мяча за спину и снизу.

Броски мяча по ворогам разными способами.

Ведение мяча по прямой в шаге и в беге.

Игровая эстафета, ведение мяча партнеру, стоящему в противоположной колонне.

Выполнение комплекса, направленного на силовую подготовку.

Комплекс упражнений на тренажерах, направленный на скоростнo-силовую подготовку

Подвижная игра «не давай мяч водящему».

Заключительная часть занятия - 3 мин.

Произвольная ходьба, упражнения в движении на дыхание и расслабление.

Подведение итогов занятий.

Методические указания . Главным условием успешного проведения занятий является умение преподавателя подобрать и применить в процессе обучения определенный метод упражнений. Очень важно добиться от занимающихся правильного выполнения простерших и последующих более сложных упражнений в начале обучения. При изучении технических приемов игры необходимо сделать ряд подводящих упражнений по структуре и скорости выполнения похожих на технический прием. В период совершенствования технической подготовки надо учитывать индивидуальные возможности занимающихся и применительно к ним подбирать те или иные варианты выполнения упражнений. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и специальной физической подготовке за счет увеличения плотности и интенсивности занятий, посредством внедрения в учебный процесс различного дополнительного оборудования и тренажеров.

Занятие № 5

Задачи .

Обучение передачи и ловле мяча различными способами в движении.

Обучение ведению мяча

Обучение броскам, мяча по воротам.

Техника игры вратаря.

Инвентарь . Набивные и гандбольные мячи, скамейки.

Подготовительная часть - 20 мин.

Построение группы и объяснение задачи урока.

Повороты на месте. 2-3 упражнения на внимание.

Ходьба, спортивная ходьба, ходьба противоходом, бег, по сигналу бег правым, левым боком и спиной вперед.

Обычный бег с переходом на ходьбу, 6-8 упражнений в движении.

Перестроение группы для выполнения комплекса упражнений на месте, направленных на развитие ловкости.

Основная часть - 65 мин.

Ловля и передача мяча одной рукой от плеча в шеренгах.

Ловля и передача мяча одной рукой от плеча в движении в парах.

Ловля и передача мяча одной рукой в движении в тройках.

То же самое при встречном передвижении занимающихся.

Броски мяча по воротам.

Техника игры вратаря.

Ведение мяча на месте, в движении и на скорость.

Ведение мяча во встречных колоннах с последующей передачей.

Эстафета - ведение мяча на скорость с обводкой набивных мячей.

Заключительная часть - 5 мин: произвольная ходьба, упражнения в движении на дыхание и на расслабление. Подведение итогов занятий и организованный роспуск занимающихся.

Методические указания . На начальном этапе обучения технике передачи и ловли мяча особое внимание необходимо обратить на правильное положение руки с мячом и согласованные действия туловища и ног. Занимающиеся при выполнении технических приемов должны все внимание сосредоточить на игроке с мячом и быть особенно внимательным при выполнении игровых комбинаций в движении. При тренировке вратаря необходимо специальные упражнения подбирать с таким учетом, чтобы они выполнялись неожиданно, с целью тренировки реакции вратаря, при выполнении ведения с обводкой предметов необходимо это упражнение выполнять на больших скоростях.

Занятие № 6

Задачи.

Обучение держанию мяча.

Обучение технике передачи и ловли мяча в парах и тройках на месте и в движении.

Обучение ведению мяча по прямой и с изменением направления.

Обучение броскам по воротам.

Техника игры вратаря.

Обучение тактики игры в нападении и защите.

Инвентарь

Подготовительная часть - 20 мин.

Построение, рапорт ознакомление с задачами урока.

Повороты на месте.

Разновидности ходьбы и бега. 6-8 упражнений в движении.

Перестроение группы для выполнения упражнений на месте, направленных на развитие ловкости.

Основная часть - 67 мин.

Обучение держанию мяча захватом пальцами.

Ловля и передача одной рукой от плеча в парах, тройках, четверках, по восьмерке в движении.

Ведение мяча с обводкой набивных мячей и последующей передачей партнеру.

Броски мяча с разбега, в прыжке, в падении.

Техника отбивания мячей вратарем руками и ногами.

Обучение технике защиты при позиционном расположении игроков 6:0.

Обучение технике нападения по системе 3:3.

Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости.

Заключительная часть - 3 мин.

Произвольная ходьба, упражнения на дыхание и расслабление. Подведение итогов занятия. Организационный роспуск занимающихся.

Методические указания . В подготовительной части занятия особое внимание необходимо обращать на выполнение подводящих и специальных упражнений. Добиваться от занимающихся упражнения в движении выполнять на максимальной скорости. Рекомендуется при разучивании простых комбинационных упражнений применять метод расчленено - конструктивного и целостного упражнения. Особое внимание при обучении необходимо обращать на правильную работу рук, если это касается передачи, ловли, бросков мяча по воротам. При обучении технике игры вратаря особое внимание необходимо уделять на перемещение его в воротах.

Занятие № 7

Задачи.

Обучение ловле и передаче мяча на месте и в движении.

Обучение ведению мяча.

Обучение броскам мяча.

Обучение тактике в защите и нападении.

Инвентарь . Набивные и гандбольные мячи, гантели, скакалки.

Подготовительная часть - 20 мин.

Построение группы, сообщение задач урока.

Упражнения на внимание.

Ходьба, бег приставными шагами левым и правым боком и спиной вперед.

Бег с изменением направления и скорости бега, рывки на 10-15 метров по сигналу.

Упражнения в движении и на месте, направленные на развитие прыгучести.

Основная часть занятия - 67 мин.

Обучение ловле и передаче мяча в тройках и четверках.

Обучение ведению мяча при сопротивлении противника.

Обучение броскам мяча в прыжке и в падении.

Обучение технике игры вратаря.

Введение мяча в игру, отбивания мяча, летящего в нижние углы ворот.

Обучение тактике позиционного нападения при расположении игроков 2:4, обучение тактике зонной защиты 4:2.

Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие силы.

Заключительная часть -3 мин.

Медленный бег с переходом на ходьбу.

Упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Подведение итогов занятия.

Организационный роспуск занимающихся.

Методические указания . При обучении техническим приемам игры, в данном случае ловле, передаче мяча, преподавателю необходимо уделять особое внимание на правильное положение ног, туловища, рук. Ноги должны быть согнуты в коленях, тело слегка наклонено вперед, стопы ног расставлены на ширину плеч, левая или правая - впереди. Вес тела распределен равномерно на носки обеих ног, пятки слегка оторваны от пола, голову следует держать прямо и взглядом контролировать мяч и игроков. Обучение ловле, и передаче мяча можно проводить в различных построениях занимающихся -в шеренгах, колоннах, кругах, при одновременном выполнении технических приемов всеми занимающимися. На самом первом этапе обучения необходим показ, а затем идет практическое выполнение упражнений с многократными повторениями.

Занятие № 8

Задачи.

Совершенствование ловли, передачи, бросков и ведения мяча в игровых условиях.

Техника игры вратаря.

Тактика игры в защите и нападении.

Инвентарь. Набивные и гандбольные мячи, скакалки, гимнастические скамейки.

Подготовительная часть - 20 мин.

Ходьба на носках, руки в стороны, стоя на пятках, руки - за голову, в полуприседе, в приседе с переходом на спортивную ходьбу.

Бег: обычный на носках со взмахом прямых ног вперед, с захлестыванием голени, с ускорениями на 15-20 метров.

Упражнения в движении и на месте, направленные на развитие гибкости.

Основная часть -65 мин.

Обучение тактике позиционного нападения при расположении игроков 1:5.

Обучение тактике зонной защиты 4:2.

Двухсторонняя игра с использованием ранее разученных приемов технике игры (ловля и передача мяча, ведение в игровых условиях, броски с ближних и дальних позиций). Применение обманных действий и заслонов. Техника игры вратаря, направленная на взаимодействие с партнерами при защите ворот. Разбор ошибок по ходу игры.

Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие прыгучести.

Заключительная часть - 5 мин.

Подведение итогов занятия.

Организованный роспуск занимающихся.

Методические указания . При обучении занимающихся основным тактическим приемам и техническим действиям необходимо соблюдать последовательность в процессе обучения. При обучении техническим приемам игры рекомендуется соблюдать определенную последовательность – обучение, как правило, начинают с перемещений вдоль вратарской зоны, стоек в защите и нападении, остановок и поворотов, а затем переходят к обучению передачи и ловли мяча, ведению мяча, броскам по воротам, обманным действиям, заслонам, игре вратаря и тактическим действиям.

При обучении занимающихся основным тактическим приемам игры можно с обучения нападению против организованной защиты с применением перемещений игроков по кругу, по малой и большой восьмерке. Затем можно переходить к обучению занимающихся нападению быстрым прорывом по центру площадке, вдоль боковых линий, через ближнего игрока к вратарю.

Занятие № 9

Задачи .

Совершенствование технических приемов игры в двухсторонних играх.

Совершенствование тактики игры в нападении.

Совершенствование тактики игры в защите.

Общая и специальная физическая подготовка.

Инвентарь . Набивные и гандбольные мячи, скакалки, гимнастические скамейки.

Подготовительная часть - 20 мин.

Ходьба на месте, по сигналу повернуться направо, налево, кругом.

Ходьба на наружной и внутренней сводах стопы, ходьба с наклонами туловища; ходьба в полуприседе и приседе.

Бег с подскоками, с выпадами вправо, влево и вперед.

Бег и прыжок вверх, ноги врозь, на носках спиной вперед.

Бег с ускорением по диагонали зала на 15-20 м.

Упражнения в. движении и на месте, направленные на развитие прыгучести.

Основная часть - 65 мин.

Совершенствование тактики позиционного нападения при расположении игроков.

Совершенствование тактики смешанной защиты (персональной на своем поле и зонной - 5:1).

Двусторонняя учебная игра с разбором возникающих игровых ситуаций.

Практика судейства игр.

Выполнение комплекса упражнений на тренажерах, направленных на скоростно-силовую подготовку занимающихся. Выполнение комплекса упражнений направленных на развитие быстроты.

Методические рекомендации . Обучение и совершенствование как техническим так и тактическим приемам игры необходимо проводить в такой последовательности, чтобы существовала определенная взаимосвязь между пройденным и новым материалам. Очень важно, чтобы на каждом занятии занимающиеся узнавали что-то новое. Эффективными будут занятия, когда используют разнообразные упражнения из урока к уроку с нарастающим требованием к правильному выполнению технических приемов, к физическим нагрузкам. При обучении необходимо добиваться, чтобы студенты выполнение любого технического приема доводили до совершенства.

Заключительная часть - 5 мин.

Выполнение упражнений на расслабление и восстановление дыхания.

Разбор ошибок возникающих при двухсторонних играх.

Подведение итогов занятия.

Организованный роспуск занимающихся.

Занятие №10

Задачи .

Совершенствование технических приемов, игры в двухсторонних играх.

Сдача нормативов по физической подготовке.

Сдача нормативов по спортивно-технической подготовке.

Инвентарь . Гандбольные мячи, стойки для обводки, секундомер.

Подготовительная часть -20 мин.

Ходьба обычным шагом на носках с различными положениями рук.

Ходьба выпадами, руки перед грудью и в стороны.

Прыжки на одной ноге с переходом на бег.

Бег на носках с изменением направления - по диагонали, змейкой, противоходом по открытой и закрытой спирали.

Бег прыжками вправо и влево с небольшими ускорениями.

Упражнения в движении и на месте, направленные на развитие силы.

Основная часть -65 мин.

Двухсторонняя учебная игра с использованием тактических и технических приемов игры по заданию преподавателя-тренера.

Практика судейства.

Разбор игровых ситуаций.

Сдача контрольных нормативов на силу, быстроту, выносливость, ловкость и прыгучесть.

Сдача нормативов по спортивно-технической подготовке: ведения мяча на скорость; передача и ловля в парах в движении на скорость; передача, ловля на скорость с последующим броском по воротам; по сигналу выполнение заслона переднего и бокового; выполнение кувырков и перекатов, с мячом в руках.

Заключительная часть - 5 мин.

Подведение итогов занятия. Выставление оценок по физической и спортивно-технической подготовке. Организационный роспуск занимающихся.

Методические указания . При организации занятий по обучению и совершенствованию технических приемов игры; рекомендуется применять фронтальный метод выполнения упражнений. В этом случае занимающиеся выстраиваются в шеренги или в противоположные колонны, что позволяет проводить упражнения без задержки. При обучении особое внимание необходимо уделять специальной физической подготовке, которая по структуре движений сходна с техническими приёмами игры и, под воздействием которых развиваются необходимые физические качества.

Подбирая учебный материал, необходимо учитывать уровень физической подготовленности студентов и их умение выполнять технические приемы.


Предупреждение травматизма при занятиях гандболом

При занятиях гандболом часто необходимы внезапные и большие напряжения органов движения и опорно-двигательного аппарата занимающихся. Передвигающиеся с большой скоростью игроки нередко сталкиваются друг с другом, преподаватель в таких случаях должен предвосхищать возможные столкновения и тренировочный процесс по ходу занятий перестраивать с учетом предупреждения травматизма. На первых тренировках организовываются теоретические занятия по вопросам предупреждения травматизма при занятиях гандболом, преподавателем раскрываются вопросы возможных ситуаций возникновения травм при выполнении специальных упражнений или технических приемов игры.

Преподаватель должен разъяснять значение «спортивной борьбы» с возникновением травм, прививать им знание правил игры, соблюдение которых предупреждает от нежелательных последствий - столкновений, неправильной борьбы за мяч, плохого состояния инвентаря и игровой спортплощадки. Внимание занимающихся должно направлено на предупреждение не только тяжелых повреждений, но и легких травм, которые при повторении их могут стать, причиной, понижения спортивной работоспособности.

Причинами повреждений, возникающих при занятиях гандболом могут быть следующие:

Недостаточная воспитательная работа среди занимающихся в группе;

Недостаточная техническая и физическая подготовленность занимающихся;

Плохое оборудование мест занятий, неисправность инвентаря,

непригодность одежды и обуви, недостаточное освещение.

Главной причиной травматизма. во время учебно-тренировочного процесса, товарищеских игр и спортивных соревнований является слабая воспитательная работа с занимающимися, в результате чего появляются недисциплинированные игроки, которые проявляют грубое поведение и используют запрещенные приемы игры, поэтому основной задачей преподавателя является умение на протяжении всего учебного периода уделять воспитательной работе значительное место.

Очень важно, по возможности, индивидуализировать обучение и совершенствование подготовки, обращая взимание на отстающих и пропустивших занятия занимающихся. На начальном этапе необходимо подбирать соперника, чтобы он был близок по своей физической и спортивно-технической подготовленности.

На занятиях необходимо особое внимание обращать на подготовку суставов к резким движениям, так как значительная часть повреждений при занятиях гандболом приходится на суставы.

Особое внимание па учебно-тренировочных занятиях следует уделять предупреждению травматизма повреждений верхних и нижних конечностей.

У занимающихся этим видом спорта наблюдаются повреждения суставов пальцев и лучезапястного сустава, возникающие в большинстве случаев при недостаточном развитии мышц, вследствие падений на руки. При недостаточном развитии мышц ног происходит подвертывание стопы, а иногда это приводит к переломам лодыжки и повреждению менисков коленного сустава. Серьезность этих травм может быть различна. Однако при правильной организации учебно-тренировочного процесса, направленного на постепенность повышения нагрузок, обучения техническим приемам, начиная от простых комбинационных ситуаций с постепенным переходом к более сложным, может стать лучшей профилактикой против любого рода повреждений.

Занимаясь гандболом, занимающимся необходимо использовать эластичные наколенники, налокотники и необходимо отводить подбору обуви особое внимание. Не по размеру подобранная обувь может оказаться причиной тяжелых повреждений связанных с вывихами и переломами.


Педагогический и врачебный контроль
Основная цель педагогического и врачебного контроля – всемерное содействие положительному влиянию спорта на состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность занимающихся. Углубленные медицинские обследования проводятся: предварительное – при поступлении в спортивную школу и периодические – два раза в год.

Особое внимание при врачебном контроле обращается на состояние здоровья и функциональные системы организма, при этом решаются следующие задачи: возможность по состоянию здоровья начать или продолжить занятия гандболом; выявление у данного занимающегося в момент обследования противопоказаний к занятию гандболом.


Выводы: данная программа является началом активных занятий учащихся школы для повышения состояния здоровья и спортивного совершенствования. После окончания ДЮСШ лучшие из учащихся переходили в СДЮСШОР по гандболу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобрович Э.И. Кудряшов В.А. Ручной мяч - Минск, «Урожай, 1968.

2. Клусов Н.П. Гандбол. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

3. Клусов Н.П., Цуркан А. Школа стремительного мяча. - М.: Физкультура и

спорт, 1983.

4. Кудрицкий В.Н., Миронович СИ. Этот быстрый ручной мяч. - Минск,

«Полымя», 1980.

5. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. Высш. пед.

учеб. заведения. - Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. В.И. Савин, А.В. Лексаков;

Под ред. Ю.Д. Железняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Ратирнидзе А., Марушак В. Игра гандбольного вратаря. - М. 1981.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания

и спорта.: Учеб. пособ. для студ. Вузов. - М.: АСАДЕМА, 2000.

8. Теория и методики физического воспитания: Учебн. для студ. фак. Физ.

культ. - Б.А. Ашмарина, Ю.А. Виноградов, и др.; под. ред. Б.А. Ашмарина. -

М.: Просвещение, 1990.__

Конспект занятия по теме «Командные тактические действия в нападении в гандболе»

группа 4-Г Т-5

Цели и задачи: развитие скоростной выносливости, совершенствование техники бросков, тактические действия в нападении

Инвентарь: мячи гандбольные, фишки

Организационно

методические указания

I

20

мин

II

110

мин

III

5 мин

1. Подготовительная часть.

    Построение, сообщение задач занятия

3. Бег

4. ОРУ

5. Специальные упражнения

2. Основная часть.

1. Ускорения от лицевой линии до 6м., 9 м., до центра, до 9м., 6 м.

2. Ускорение до фишки, выходы от 6 до 9 м., ускорение до фишки, перемещение приставными шагами

3. Броски по воротам после встречной передачи, после скрестной передачи, после встречной передачи с обратным пасом

4. Броски по воротам с 9-ти м. в прыжке, опорные, в прыжке с отскоком от пола с позиций полусредних и разыгрывающего

5. Групповые тактические действия в нападении с выведением на бросок линейного

6. Групповые тактические действия в нападении с выведением на бросок полусреднего

7. Командные действия в нападении

- комбинация «стяжка» слева и справа

-комбинация «длинный вход угла»

-комбинация с завершающим броском полусреднего

8. Двухсторонняя игра

3. Заключительная часть:

1.Итоги занятия.

1 мин.

1 мин.

5 мин.

8 мин.

5 мин.

По 10

10 серий

15 мин

по 5

15 мин.

15 мин.

30 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

15 мин.

Темп средний

В движении

Возвращение к линии старта шагом

Скорость максимальная

Работа в парах с позиций полусредних

Смена вида броска после прохождения всех позиций


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то