Словосочетание хатха-йога позаимствовано из одного из древнейших текстов по йоге Свами Сватмарамы “Хатха-йога-прадипика”. В этом труде впервые в истории человечества описываются асаны — позы тела, с которыми у нас тесно ассоциируется понятие “Йога”. Более поздние труды хатха-йоги — “Герандха самхита”, авторства Герандхи и “Шива самхита”. Эти первоисточники — азбука йоги, поэтому прежде чем приступить к практике, стоит с ними ознакомиться.

Тексты, предшествующие “Хатха-йога-прадипике” описывали йогу скорее как работу с сознанием и умом. Например, в работе Патнаджали «Йога Сутры» все техники йоги упоминаются вскользь, в нем нет описания техник выполнения физических упражнений.

А в хатха-йоге совсем другой подход. Внимание направлено на работу с телом. Разнообразные упражнения развивают контроль дыхания, физическую силу и выносливость, способствуют очищению тела, сохранению молодости и здоровья. И хотя некоторые созерцательные практики в хатха-йоге тоже упоминаются, но очевидно, что они играют значительно менее важную роль в этой системе.

Казалось бы, такой подход совсем не плох. Для достижения состояния самадхи — конечной цели йогов, необходимо крепкое здоровье, потому что она требует долгих лет непрерывных усилий. Кроме того, путь йоги предполагает длительные медитации. А хатха-йога помогает убрать негативные последствия сидячего образа жизни.

Но в процессе обнаруживаются подводные камни: техники изложенные в “Хатха-йога-прадипике” превращаются в самоцель, уводят от главного — философии йоги, трансформации ума и работы с сознанием.

Хатха-йога хорошо вписывается в современность — она помогает справится с негативными последствиями малоподвижного образа жизни, неправильного питания и стрессов.

Но если цель — радикальное изменение себя как личности, то лучше обратиться к раджа йоге, описанной в “Йога-Сутрах” Патанджали.

Полная система хатха-йоги состоит из таких понятий: яма и нияма, асана — позиция тела, пранаяма — дыхательные упражнения, бандха и мудра — энергетические замки и печати, перенаправляющие энергию. Еще одна составляющая — шаткармы, то есть очистительные упражнения. Но они рекомендуются только людям, страдающим лишним весом.

История происхождения хатха-йоги

Согласно мнению британского индолога Джеймса Маллинсона, хатха-йога возникла на основе буддийской традиции. В древних текстах первого тысячелетия нашей эры упоминались положения сидя, кхечари мудра и созерцательные упражнения Будды. Со временем, подобные описания обнаруживаются в трактатах хатха-йоги. Они трансформируются в конкретные упражнения.

Слово “йога” переводится с санскрита как “единение”, “слияние”. А “хатха” трактуется по-разному. В одной из версий переводится слово целиком, как “ усилие”, “интенсивность”, поэтому всю фразу можно интерпретировать как “интенсивное единение”.

В другом варианте слово не рассматривается целиком, а делится на составляющие “ха” и “тха”. Отдельных значений слоги не имеют, но вместе воспринимаются как слияние противоположностей. “Ха” символизирует солнце, а “тха”- луну. А объединяясь они образуют целое, как мужское и женское начало, как инь и ян в китайской философии.

Яма и нияма

На первых пунктах я не буду особо останавливаться, так как им посвящена эта статья. Основные концепции ямы и ниямы хатха-йоги, в основном, совпадают с видением ямы и ниямы йоги Патанджали.

Если говорить предельно кратко, то яма — отношение к окружающим, а нияма помогает организовать жизнь в соответствии с философией и задачам учения:

  • Ахимса — ненасилие.
  • Сатья — правдивость. 
  • Астейя — неприсвоение чужого. 
  • Брахмачарья — умеренность в желаниях.
  • Апариграха — умение довольствоваться малым.

В хатха-йоге есть несколько дополнений. К понятиям ямы добавляются такие качества:

  • Кшарма — прощение, терпение.
  • Дхрити — стойкость.
  • Дайя — сострадание.
  • Митахара — умеренность в еде.
  • Арджава — честность, прямодушие.

Нияма состоит из:

  • Тапас — рвение к практике
  • Шауча — поддержание чистоты мыслей, тела и окружающего пространства
  • Сантоша — удовлетворенность, оптимизм
  • Ишвара пранидхана — почитание Высшего Разума, Бога
  • Свадхьяя — обучение, познание

В хатха-йоге сущесвуют дополнительные пункты:

  • Мати — заучивание мыслей
  • Джапа — практика мантр
  • Врата — соблюдение обетов

Асана, как неотъемлемая часть хатха-йоги

Слово асана в переводе с санскрита означает “сидеть”, “место для медитаций”. Большинство гимнастических упражнений современных йога-классов — новодел, не старше лет 100-150. Классические же тексты хатха-йоги содержат всего от 16 до 32 поз. Некоторые из них —  устойчивые позиции сидя, в которых можно долго медитировать. Остальные — требуют серьезного уровня гибкости и силы. Чтобы сделать хатха-йогу доступной каждому и привлечь максимальное количество последователей, гуру 20 века изобретали новые, упрощенные версии. 

И казалось бы, ничего страшного. Что плохого в заботе о теле? Но если взглянуть с исторического ракурса, то за последних 2 тысячи лет буддийское созерцание плавно трансформировалось в спорт.

Потерялась основная идея древней индийской системы. Согласно старинным трактатам, асана — это неподвижная и расслабленная поза. Главная ее задача — достижение расслабления. В современном мире популярностью пользуется динамическая йога, где длительных фиксаций нет вообще, либо они слишком кратковременны и не несут пользы.

Как правильно выполнять асаны

Замечали ли вы, что с возрастом пропадает гибкость тела? Наиболее распространенный ответ: «Да». Мышцы теряют эластичность, так как теряется способность их полностью, на 100% расслаблять. Они остаются напряженными даже во время сна.

При правильном выполнении упражнений тело напрягается. Спустя минуту или две, поддерживать интенсивность становится сложно, появляется усталость. Мышцы в какой-то момент сдаются, полностью расслабляются. Потому тело становится более податливым и гибким.

То есть, если вы не удерживаете позицию долго, то занимаетесь физкультурой, а не хатха-йогой. Эффект от занятий будет, но не тот. Вы станете сильнее, но расслабляться вы вовсе не научитесь.

Классические упражнения хатха-йоги

В “Хатха-йоге прадипике” описывается 16 асан:

Свастикасана, шлока 19

Гомукхасана, 20

Вирасана, 21

Курмасана, 22

Куккутасана, 23

Уттана курмасана, 24

Дханурасана, 25

Матсиендрасана, 26, 27

Пашчимотана, 28,29

Маюрасана, шлока 30,31

Шавасана, шлока 32

Сиддхасана, шлоки 35,36, 38, 39, 41, 42,43

Падмасана 44,45, 46, 47

Симхасана 50,51,51

Бхадрасана 53,54

Уткатасана, часть 2, шлока 26

В другом популярном произведении “Герадха самхита” перечисляется больше поз хатха-йоги:

сиддха, падма, бхадра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, матсиендра, пашчимоттана, утката, маюра, кукута, курма — повторяются. Все остальные встречаются впервые: мукта, ваджра, мрита, гупта, матсья, горакша, самката, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, шалабха, макара, уштра, бхуджанга, йогасана, сукхасана.

Пранаяма

Следующая ступень освоения хатха-йоги.

Слово “пранаяма” делится на две составляющие. “Прана-” означает постоянство в движении. В контексте йоги употребляется как “жизненная сила”, проявление тонкой энергии в грубой форме. “-аяма” — способность, продолжительность. В интернете часто встречается другое толкование. Слово разделяется на “Прана-” и ”-яма”, что в целом образует значение “контроль, управление энергий”. Но один из величайших учителей современности, Свами Сатьянанда Сарасвати утверждает, что второе толкование — неверно. Пранаяма — не контроль, а накопление большого количества энергии.

Если вы наблюдаете за собой, то заметите, что во взволнованном, эмоционально нестабильном состоянии дыхание учащается. И наоборот. Если вы дышите спокойно, ровно — то заботы куда-то пропадают. Эта закономерность используется в пранаяме. Главное в процессе — замедление и задержки дыхания.

Цель упражнений — полное прекращение эмоциональных реакций, успокоение ума, ровность восприятия в любой жизненной ситуации.

Согласно учению хатха-йоги, дыхательные упражнения, в первую очередь, воздействует на энергетическую структуру человека. 

В энергетическом теле существуют три энергетических канала: левый пингала, правый — ида, и сушумна — центральный. 

Как видно на изображении, энергия постоянно меняет направление. При помощи дыхания поток перенаправляется в центральный канал.

Если пранаяма сопровождается неприятными ощущениями в области дыхательных путей, появляются головная боль, икота, боль в глазах или ушах, то это показатель неправильного выполнения. В подобных случаях лучше прекратить самостоятельные занятия и, при возможности, посоветоваться с мастером.

Важно! Все дыхательные упражнения хатха-йоги выполняются на голодный желудок.

Наиболее популярные и применяемые пранаямы описаны во второй части Прадипики, шлоке 44: сурьябхеда, уджайи, ситкари, шитали, бхастрика, брамари, мурчха и плавини. Также к ним относится нади шодхана, шлоки 7-9. Дыхательную практику напоминает упражнение капалабхати. Но Свами Сватмарама рассматривает ее в качестве шаткармы.

Бандхи и мудры

Бандхи и мудры не случайно объединены, так как по воздействию очень схожи. Бандха переводится как замок, а мудра — это печать. Они оказывают влияние на энергетическое тело. Как можно догадаться из названий, их функция заключается в предотвращении рассеивания энергии и перенаправлении ее в требуемом направлении.

Обычно они не используются отдельно, а дополняются асанами или пранаямой.

Собака мордой вниз
Адхо мукха шванасана с уддияна и джаландхара бандхой

В «Хатха-йоге-прадипике» описываются десять основных мудр и бандх: маха, уддияна, мула и джаландхара бандхи, маха мудра, маха ведха, кхечари, випарита карани мудра, ваджроли и шакти чалана.

Однако в современной хатха-йоге применяются лишь некоторые из них. Ознакомиться с техникой выполнения можно по ссылкам:

Шаткармы

В переводе означает шесть действий.

Как я уже упоминала, шаткармы в хатха-йоге не нужно практиковать каждому, а только полным и малоподвижным людям. Как правило, люди совершают множество ошибок при освоении, поэтому практика приносит больше вреда, чем пользы. Тем не менее я опишу чистки кратко. 

Прежде чем приступать к опытам на себе, рекомендую учесть, что уровень гигиены и медицины были на более низком уровне в те далекие времена. Возможно, тогда требовались более радикальные методы в условиях полной антисанитарии. Но и сотни лет назад учителя рекомендовали чистки только в особых случаях. Четыре из них — агнисара дхоути, наули, капалабхати и тратака — относительно безопасны, но даже к ним надо относиться с чрезвычайной осторожностью.

Нети

Промывание носа соленой водой или джала нети. Если долго не проходит насморк, то можно воспользоваться такой процедурой: набираем воду через одну ноздрю, выпускаем через вторую. Для упрощения процесса используются чайнички — нети поты.

Нети пот

Второй вариант — сутра нети с использованием жгута. Классические тексты рекомендуют использовать хлопковую нить, пропитанную воском. Современный вариант — резиновый катетер. Такая разновидность травмоопасная и нет совершенно никаких причин ее делать в наше время.

Дхоути

Существует несколько видов данной практики, наиболее безопасный — агнисара дхоути, или огненное очищение.

Выполняется на основе уддияна бандхи. Пошаговая инструкция выполнения находится здесь.

  1. Принимаем любое положение сидя с прямым позвоночником.
  2. Выполняем уддияна бандху.
  3. На задержке дыхания отпускаем живот вниз и снова подтягиваем. Это один цикл.
  4. Повторяем 5-10 раз.
  5. Отпускаем уддияну.
  6. Свободно дышим.

Капалабхати

Дыхательное упражнение, предназначенное для очищения носовых пазух. При необходимости, подготавливает к пранаяме. Развернутая информация о капалабхати находится здесь.

А если кратко, то чистка выполняется при помощи сильных и резких выдохов через нос; вдохи при том совершаются незаметно, вполсилы.

Наули

Наули — волна животом, которая стимулирует работу пищеварительной системы. По сути, это самомассаж внутренних органов. Как быстро освоить наули, о пользе и противопоказаниях — читайте здесь.

Тратака

Созерцательная практика, которая способна улучшить зрение. Существует ее два основных вида:

  • Внешняя — бахиранга. Выбирается объект для созерцания, чаще всего пламя свечи. Свеча должна находиться на расстоянии вытянутой руки, потому что более близкое расстояние опасно для глаз, а далекое — не вызывает ожидаемого эффекта. Внимание фокусируется на кончике пламени. Смотрим пристально на него, не моргая до тех пор, пока не начнется выделение слез. Если слеза так и не пошла через минуты 2, то переходим к следующему шагу.
  • Внутренняя — антаранга. Свечу или любой другой объект мысленно рисуем в воображении.

Басти

Йоговская клизма. Ее выполняют сидя в воде. Чтобы выполнить манипуляцию, необходимо вставить трубочку диаметром 0,5-1,5 см в анальное отверстие и сделать уддияна бандху, затем наули и выпустить воду.

В современных условиях — самое бесполезное упражнение. Страшные инфекционные заболевания, например, холеру или тиф наша цивилизация победила. Поэтому столь радикальные средства потеряли свою актуальность.

Противопоказания к хатха-йоге

К своему физическому телу стоит относиться бережно и внимательно. А освоение упражнений требуют постепенности и настойчивости. Их невозможно разучить в течении единственного дня. Более того, без присмотра профессионала упражнения хатха-йоги способны разрушить даже крепкое, выносливое, молодое тело.

Если тело подвержено ряду болезней, хатха-йогой заниматься не рекомендуется. К ним относятся:

  • Психические расстройства
  • Онкологические заболевания
  • Эпилепсия
  • После черепно-мозговых травм
  • При инфекционных заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Временно прекращать занятия необходимо:

  • Во время критических дней у женщин
  • Второй триместр беременности у женщин
  • В послеоперационный период
  • При повышенной температуре
  • При обострениях хронических болезней
  • Повышенном внутричерепном и глазном давлении
  • В периоды сильных физических перегрузок
  • Сразу после еды (минимум 4 часа до занятия)
  • После сауны (3 часа до занятия)

Отдельные техники хатха-йоги тоже имеют ряд противопоказаний. Например, наули не стоит осваивать при обострениях в области желудочно-кишечного тракта, или повышенном давлении, а випарита карани мудру не рекомендуется делать тем, кто страдает шейными грыжами. В этой связи, прежде чем приступать к изучению хатха-йоги, важно ознакомится с мерами предосторожности и потенциальным вредом от практики.

Завершение

Хатха-йога — основа любого вида, стиля и направления йоги. Только обладая полными знаниями из первоисточников, можно делать правильные выводы. Не забывайте, каждый инструктор подает лишь субъективную интерпретацию древнего учения.

Приятной Вам практики. Ваша Диана Рюгер 😊 🕉 🙏 !

Поделиться

Добавить комментарий