Задумывались ли вы, что случайно прочитанная статья или просто похвала может полностью изменить жизнь? Перемены могут, при этом, произойти как в лучшую так и в худшую сторону. Звучит неправдоподобно. Исследования психологов доказывают, что мнение авторитетного источника может полностью изменить отношение большинства учащихся к приобретению знаний. А неспособность эффективно учиться или здраво оценивать свои способности мешает достижению поставленной цели.

Хотя я уже писала о том, как воплощать задуманное в этой статье, мне хочется рассмотреть другой аспект и рассказать, как внутренние убеждения, навязанные окружающими портят самые серьезные стремления.

Правильные установки в процессе обучения

Психологи стэнфордского университета, под руководством профессора Дуэк провели исследования в области обучения. Они в рамках исследования одной группе школьников курса дали почитать статью, о том, что лишь благодаря персональным усилиям можно освоить данный предмет. Другой же группе предлагалась заметка противоположного содержания. В ней “авторитетно” заявлялось, что способности к математике — врожденные. Их практически невозможно развить, это природный дар. По окончанию курса учащиеся, которые верили в то, что способности поддаются улучшению, сдавали тесты гораздо успешнее тех, кто верил, что математика — удел избранных.

Эксперимент повторяли неоднократно, в разных областях. Например, будущим менеджерам предлагали версию статьи, в которой утверждалось, что навык управления дается от природы. Те же, кто поверил информации — учились в этой области гораздо хуже. Понять этих студентов можно. А действительно, зачем напрягаться, изучать материал, если в конечном итоге реализоваться получится лишь у “избранных”?

О чем говорит эксперимент: важно иметь правильные установки во время обучения. Их легко изменить, поэтому чрезвычайно важно как направляют подопечных учителя, коучи, тренеры, а самое главное родители.

Вред похвалы

Возможно вас это здорово удивит, но часто похвала здорово мешает достижению цели. Что? — скажете вы, — Неужели это возможно? Оказывается, существуют разные виды поощрения, и они влекут противоположные следствия.

Первая из них — оценивает талант, природный дар. Достаточно сказать: “Ты молодец, тебе дается предмет совсем легко”. Или “У тебя талант к математике (музыке, танцам и так далее)”. Формулировка заставляет поверить ученика в свою уникальность, одаренность. Он тоже начинает верить в эту идею и всячески ее защищать. Это приводит к тому, что действия, осуществляемые для достижения результата, ребенком обесцениваются. Дети с такой внутренней установкой стараются в дальнейшем доказывать, что все приходит к ним легко, без усилий с их стороны.

Эта позиция существенно мешает достижению конечной цели — приобретению знаний. Ученики начинают бояться сложные задач. Ведь если результат будет провальным — вера окружающих в образ талантливого ребенка пошатнется. Поэтому дети выбирают простые заданиям, даже если те нагоняют скуку. Процесс обучения превращается в неприятную обязанность. Идет лишь борьба за имидж, а постижение нового (что естественно для любого человека с момента рождения) — игнорируется. Данный настрой провоцирует агрессивность, зависть, иногда неуверенность в себе.

Похвалить правильно

Какая похвала правильно стимулирует ребенка? У тех детей, которым часто говорят о ценности затраченных усилий, наблюдается больше рвения к обучению. В конце учебного года их отметки гораздо выше “талантов”. Это происходит потому, цель поставлена правильно. Важно, чтобы человек во время обучения стремился стать лучше. Звучит банально, но именно такая установка ведет к результату. Как показывают исследования, при правильной постановке приоритетов дети не боятся сделать получить отрицательный результат, так как понимают, что ошибки — неизбежны. Ученики склонны переспрашивать учителя, если недопоняли материал (им не нужно поддерживать статус своей “гениальности”). Чаще они берутся за дополнительные задания и учебники. Вспомогательные шаги, сделанные без страха потери собственного образа, к результате приводят к хорошей успеваемости.

Вера в частичную одаренность

Еще одна ловушка — вера в частичную одаренность. Есть люди, которые считают, что одни качества можно развить, а другие — врожденные. Это лишь доказывает, что в голове у многих способны уживаться противоположные идеи, а примиряет их отсутствие критического мышления. Например, некоторые убеждены, что математике можно обучиться, а вот актерскому искусству — нет.

Но жизнь разнообразна и способна удивлять фактами. Люди, совершенно не имеющие данных от природы добивались вершин в выбранных ими областях. Эми Вайнхаус выгнали из музыкальной школы за профессиональную непригодность. А Вильме Рудольф, не только бегать, ходить было сложно из-за перенесенного в детстве полиомиелита. Но благодаря тяжелому труду, в 20 лет она побила мировые рекорды по бегу на 100 и 200 метров и завоевала бронзу в эстафете на олимпийских играх. Подобных примеров хватает в истории человечества.

Почему наш настрой не стабилен?

Не удивительно, что одна прочитанная статья может поменять отношение школьников к обучению. Они не склонны мыслить критически, и у них нет достаточно жизненного опыта, чтобы поверить либо опровергнуть утверждение, высказанное учителем или другим авторитетом. Но установки работают и для взрослых.

Люди в любом возрасте принимают любое утверждение на веру, если источник кажется авторитетным, не перепроверяя ее. Зависит формирование стереотипов от порядка поступления информации. Человек доверяет первому источнику. А второй — будет подвергаться сомнению. Не удивительно, что религия и политические взгляды, в большинстве случаев, зависят от места проживания и отражают мнение подавляющего большинства. Лишь немногие позволяют себе усомниться в истинности своих верований. Иногда такие изменения происходят в результате потрясений, или просто неприятных ситуаций, когда в привычном “мирке” оставаться невозможно под давлением внешних факторов. Но обычно наше описание мира формируется случайно.

В качестве заключения

Любой навык можно развить, даже если “не дано”. Все зависит от количества времени, посвященного определенному занятию и от уровня квалификации педагога. Раньше учиться было сложнее, так как для того, чтобы попасть к хорошему преподавателю, нужна была либо удача, либо необходимо было или проявить себя (на конкурсе, соревновании). Сейчас, благодаря интернету можно учиться у лучших. Секреты любой деятельности становятся общедоступными. Поэтому в наше время ничто не мешает достижению цели. А результат, скорее, зависит лишь от персональных качеств: внутреннего желания, настойчивости, веры в себя и целеустремленности.

Вдохновения Вам и упорства! Ваша Диана Рюгер

Поделиться

У этой записи один комментарий

Имя (обязательно)Email (обязательно)Веб-сайт

Добавить комментарий