Достижение цели

Задумывались ли вы, что случайно прочитанная статья или даже просто похвала может полностью изменить жизнь? Перемены могут, при этом, произойти как в лучшую так и в худшую сторону. Звучит неправдоподобно. Однако исследования психологов доказывают, что мнение авторитетного источника может полностью изменить отношение большинства учащихся к приобретению знаний. А неспособность эффективно учиться или здраво оценивать себя и свои способности мешает достижению поставленной цели.

Хотя я уже писала о том, как воплощать задуманное здесь, мне кажется полезным описать то, как наши внутренние убеждения, навязанные окружающими могут испортить самые серьезные стремления.

Правильные установки в процессе обучения

Психологами стэнфордского университета, под руководством профессора Дуэк проводились исследования в области обучения. Группа ученых провела эксперимент. Одной группе школьников дали почитать статью, где речь шла о том, что лишь благодаря персональным усилиям можно освоить данный предмет. Другой же группе детей предлагалась заметка другого содержания. В ней “авторитетно” заявлялось, что способности к математике — врожденные. Их практически невозможно развить, если, как говорится, не дано. По окончанию курса учащиеся, которые верили в то, что природные данные можно усовершенствовать, сдавали тесты гораздо успешнее тех, кто верил, что математика — удел избранных.

Эксперимент повторяли неоднократно, в разных областях. Например, будущим менеджерам предлагали версию статьи, в которой утверждалось, что навык управления дается от природы. Те же, кто поверил такого рода информации — учились в этой области гораздо хуже. Понять этих студентов можно. А действительно, зачем напрягаться, изучать что-то, если все равно реализоваться в деятельности не получится, так как это лишь “избранным”?

Вывод, к которому пришли исследователи: важно иметь правильные установки во время обучения. Их легко изменить, поэтому чрезвычайно важно что говорят своим подопечным учителя, коучи, тренеры, а самое главное родители.

Вред похвалы

Самым вредным для дальнейшего продвижения является похвала личных качеств ученика. Что? — скажете вы, — Да как это возможно? Оказывается, существуют разные виды поощрения и они несут за собой противоположные последствия.

Первая из них — оценивает талант, природный дар. Достаточно сказать: “Какой ты молодец, тебе далось что-то совсем легко”. Или “У тебя есть способности к математике (музыке, танцам и так далее)”. Такая формулировка заставляет поверить ученика в свою уникальность, одаренность. При этом он сам тоже начинает верить в эту идею и всячески ее защищать. Это приводит к тому, что действия, осуществляемые для достижения результата — обесцениваются. Дети с такой внутренней установкой стараются доказать, что все приходит к ним легко, без усилий с их стороны, как бы само собой.

Это существенно мешает достижению конечной цели — приобретению знаний. Ученики больше не пытаются браться за сложные задачи. Ведь если у них не получится — то вера окружающих в образ талантливого ребенка пошатнется. Поэтому они все больше склоняются к простым заданиям, даже если те нагоняют на них скуку. Процесс обучения для таких детей превращается в неприятную обязанность, ведь больше они не стремятся постигать новое (что естественно для любого человека с момента рождения), а лишь ведут борьбу за свой имидж. Данный настрой провоцирует агрессивность, зависть, иногда неуверенность в себе.

Как хвалить правильно?

Какая же похвала тогда правильно стимулирует ребенка? У тех детей, которым часто говорят о ценности приложенных усилий, наблюдается больше рвения к приобретению знаний. А в конце учебного года их отметки гораздо выше “талантов”. Это происходит потому, цель поставлена иначе. Важно, чтобы человек во время обучения стремился к приобретению знаний. Звучит банально, но именно такая установка ведет к результату. Как показывают исследования, при правильной постановке приоритетов дети больше не боятся сделать что-то неправильно, так как понимают, что ошибки — неизбежны. Такие ученики склонны переспрашивать учителя, если недопоняли материал (им же не обязательно поддерживать статус своей “гениальности”). Также они чаще берутся за дополнительные задания и учебники. Все вспомогательные шаги, сделанные без страха потери собственного образа «самородка» приводят к хорошей успеваемости.

Другая же группа, как и в эксперименте с математикой так и студентам, изучающим менеджмент, которым просто раз сказали, что данные невозможно развить, просто перестали прикладывать усилия во время учебы.

Также своего рода ловушкой можно назвать веру в частичную одаренность. Есть люди, которые считают, что одни качества можно развить, а другие — врожденные. Это доказывает, что в голове у многих полная каша. Они даже способны содержать в себе противоположные по сути идеи одновременно и как-то примирять их. Например, некоторые убеждены, что математике можно обучиться, а вот актерскому искусству — нет. Потому что это природный дар. Но жизнь удивляет фактами. Люди, совершенно не имеющие данных от природы добивались вершин в выбранных ими областях. Эми Вайнхаус выгнали из музыкальной школы за профессиональную непригодность. А Вильме Рудольф, не то что бегать, ей ходить было сложно из-за перенесенного в детстве полиомиелита. В итоге, в возрасте 20 лет она побила мировые рекорды по бегу на 100 и 200 метров и завоевала бронзу в эстафете на олимпийских играх. И таких примеров огромное количество.

Почему наш настрой не стабилен?

Не удивительно, что одна прочитанная статья может поменять отношение школьников к обучению. Они не склонны мыслить критически, и у них нет достаточно жизненного опыта, чтобы поверить либо опровергнуть утверждение, прочитанное где-то, или высказанное учителем. Но такого рода установки работают и для взрослых. Это указывает на то, что никто не подходит осознанно к формированию своей личности.

Люди в любом возрасте принимают любое утверждение на веру, если источник кажется  авторитетным, не перепроверяя ее. Затем все зависит от порядка поступления информации. Той, которая пришла первой — человек склонен доверять. Не удивительно, что религия и политические взгляды, в большинстве случаев, зависят от места проживания. Лишь немногие позволяют себе усомниться в истинности своих  верований. Иногда такие изменения происходят в результате потрясений, или просто неприятных ситуаций, когда в привычном “мирке” оставаться невозможно под давлением внешних факторов. Но обычно наше описание мира формируется случайно.

Осознанное формирование своей личности

Давайте будем откровенны, кто те люди, которые сформировали ваше мировоззрение? Да, иногда это достойные личности, но как правило, это персонажи с сомнительной репутацией из телевизора или Youtube, какие-то учителя, с явно не гарвардским образованием, соседи, друзья и так далее. Какие идеи и в каком порядке они забросили вам в голову? Там полный хаос бессвязных, часто противоречащих друг другу идей.

Что же в таком случае делать? Важно начать создавать свою личность осознанно. Первым шагом будет понимание того, что всему можно научиться. Даже характер не дается нам от природы, а есть предметом наших регулярных усилий, о чем уже упоминалось в этой статье выше. (Я предлагаю не доверять мне на слово, а проверить на собственном опыте). А дальше осознанно очертить тот круг изменений, который может улучшить ваше, персональное существование в этом мире. А затем начать последовательное продвижение в указанном направлении.

Я преднамеренно употребила слово “осознанно” Осознанность — удивительная человеческая способность взглянуть на себя и свое место в мире со стороны. (По-другому еще называется это свойство саморефлексия). Как только включается эта функция, у человека появляется возможность вносить изменения в свою жизнь. До того с ним что-то “случается”. Условно, это свойство можно сравнить с увеличительным стеклом. Мы направляем свое внимание на определенный объект, видим его более детально, а затем вносим в свое поведение небольшие корректировки, которые в дальнейшем изменяют направление движения. Подробнее об осознанности читайте в моей следующей статье.

В качестве заключения

Любой навык можно развить, даже если “не дано”. Все зависит от количества времени, посвященного определенному занятию и от уровня квалификации педагога. Раньше учиться было сложнее, так как для того, чтобы попасть к хорошему преподавателю, нужна была либо удача, либо необходимо было или проявить себя (на конкурсе, соревновании). Сейчас, благодаря интернету можно учиться у лучших. Секреты любой деятельности становятся общедоступными. Поэтому в наше время ничто не мешает достижению цели. А результат, скорее, зависит лишь от персональных качеств: внутреннего желания, настойчивости, веры в себя и целеустремленности.

Вдохновения Вам и упорства! Ваша Диана Рюгер

Поделиться

One thought on “Что мешает достижению цели?”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *