Что такое йога — вопрос, на который невозможно ответить кратко. Философия этой индийской традиции интерпретируется как угодно, преподносится с любой стороны. Единого правильного определения просто не существует. А преподаватели йоги, учителя, и гуру предлагают лишь субъективную интерпертацию. И все же, попытаемся разобраться.

Особенности переводов книг по йоге

Древние тексты написаны на санскрите, мертвом языке, который почти исчез из обихода. Никто его не знает досконально, как носитель. Большинство слов в этом языке имеют несколько значений, поэтому переводы одной фразы значительно разнятся в зависимости от понимания переводчика.

Слово йога происходит от индийского корня йудж. Оно имеет множество трактовок: «соединение», «связь», «гармония»,»упряжка» «обуздание», «упражнение».

Разнообразие переводов не проясняет значение.

Дополнительная сложность заключается в том, что некоторые из переводчиков далеки от темы йоги, и основные концепции философии совершенно не вписываются в их картину мира. Поэтому объяснения терминологии, в результате, основываются на личном, субъективном видении философии.

Приведу пример переводов фразы, которая дает определение йоги. Взята она из базового текста “Йога-Сутры” авторства Патанджали:

Йога это:

подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании). (А. Ригин)

способность направлять внимание на определенный объект и, не отвлекаясь, удерживать его. (Т.К.В. Дешикачар)

прекращение деятельности сознания (Островская, Рудой)

сдерживание функций ума (Сэр Ганганатх Джха)

прекращение видоизменений сознания (В. Данченко)

Исходя из первой интерпретации, йога это — насилие над мозгом, желание его покорить и подчинить.

Из второй — умение концентрировать внимание.

В третьей упоминается переход в бессознательное состояние. Такое толкование подталкивает к странному заключению, что йога — это потеря сознания.

Четвертая сродни первой, но желание к насилию выражено не столь агрессивно. Звучит как угроза насилия, но от интеллигентного человека.

Пятый вариант можно интерпретировать как угодно, так как слово “сознание” не имеет конкретного определения. Остальные интерпретации в той или иной степени повторяются.

Слово “сознание” стараются избегать даже ученые-когнитивисты. Эта наука, которая изучает процессы познания и мышления. Раньше этим занимались йоги в Индии или философы Древней Греции. Сейчас же предпочитают называть это когнитивистикой. Так вот ученые, изучающие работу мозга, пока еще не договорились о едином значении слова “сознание”.

Какой перевод выбрать?

Но вернемся к переводам. Наиболее подходящим кажется второй вариант. Почему? В нем нет насилия. Одним из базовых принципов йоги есть “ахимса” — что в переводе означает “ненасилие”. Многие это понятие интерпретируют как сострадание к окружающим. Некоторые убеждены, что ахимса предполагает переход на вегетарианство. Но вполне логичным кажется вывод, что и к себе надо относиться бережно. Поэтому все переводы в которых  нужно что-то покорять, порабощать, удерживать силой и так далее, противоречат основным концепциям философии йоги.

Кроме того, в переводе Т.К.В. Дешикачара, прослеживается отсылка к медитации. Ведь именно эта практика помогает человеку фокусировать долго свое внимание.

Т.К.В. Дешикачар — сын известного индийского учителя йоги 20-го века Тирумалая Кришнамачарьи. Соответствующая среда сформировала его взгляды, в связи с чем его толкования кажутся наиболее удачными.

Зачем нужно уметь концентрировать внимание?

В следующей фразе текста “Йога-Сутры” объясняется зачем нам нужна концентрация внимания, так как она не может быть целью.

Появляется способность правильно понимать объект.

Способность понимания либо замещается ментальной концепцией, либо отсутствует вовсе.

Чтобы понять что такое ментальная концепция, представьте себе картинку “времена года”. Как правило, в голове возникает четыре изображения: пейзажи, соответствующие сезону. Картинки образуют собой круг либо квадрат. У некоторых людей лето находится сверху, у других — снизу. Изображения располагаются как по часовой стрелке, так и против. Схематичное представление абсолютно никак не связано с процессами, происходящими в природе, а лишь отражает представление о нем, ментальная конструкция. Причем каждый человек уверен, что собеседники представляют то же что и он.

Это значит, что при общении у нас возникают абсолютно разные образы и то, что мы в беседах иногда даже понимаем друг друга, можно назвать чудом или парадоксом.

Избавление от представлений об объектах переносит нас в настоящее. Да, мы начинаем воспринимать настоящий момент. Мы избавляемся от постоянной “болтологии”, непрерывно происходящей в голове. Появляется сосредоточенность на совершаемых действиях. Действия наполняются осознанностью.

Какие практики входят в учение йоги?

Первые две ступени йоги мало кому известны. Называются они яма и нияма. Эти разделы трактуются некоторыми переводчиками как заповеди, аналогичные христианским. Но исходя из интерпретации Т.К.В. Дешикачара, которая кажется наиболее аутентичной, эти концепции имеют другой подтекст.

Яма — это: 

  • сострадание к живым существам 
  • навыки общения и коммуникации при помощи слов, жестов, в письменной форме
  • отсутствие жадности
  • ровное поведение, без эмоциональных всплесков
  • умение брать от мира только то, в чем нуждаешься

Нияма:

  • привычка содержать в чистоте тело и окружающее пространство
  • принятие любых испытаний от жизни, удовлетворенность тем, что есть
  • поддержание ума и физического тела в чистоте благодаря правильному питанию, упражнению, работе и сну
  • постоянное обучение и способность правильно оценить успехи в продвижении
  • понимание ограниченности собственного ума и возможностей

Ни одно из вышеописанных правил никак не противоречит обычному поведению современного образованного человека. За тысячи лет мир изменился настолько, что яма и нияма уже не являются чем-то сверхъестественным, а превратились в норму. Поэтому не требуется предварительных глубинных трансформаций поведения для желающих освоить хатха-йогу. Возможно, некоторым понадобится слегка подкорректировать некоторые жизненные установки.

Третья ступень — асаны. Вот что говорит Патанджали о влиянии поз тела на организм:

“ Если правильно следовать этим принципам, практика асаны поможет минимизировать влияние внешних факторов на тело, таких как возраст, климат, диета и работа.

Четвертый пункт — пранаяма или дыхательные упражнения. В основном, они помогают  справиться с эмоциональными проблемами.

Остальные четыре ступени — это разные формы медитации:

  • Пратьяхара — фокусировка внимания на определенных точках своего тела
  • Дхарана — концентрация внимания на любом объекте, как внутри тела так и за его пределами
  • Дхьяна — подразумевает более глубокую взаимосвязь с наблюдаемым объектом
  • Самадхи — полная интеграция с объектом познания

Подводя итог всему вышесказанному, йога — это, в первую очередь, работа с умом и сознанием при помощи медитаций и самонаблюдения. А во вторую — набор физических упражнений, которые нейтрализуют последствия сидячего образа жизни.

В заключение

Йога — это последовательности упражнений, которые помогают перевести уровень существования на более высокий уровень: улучшить здоровье, физическую форму, подкорректировать эмоциональное состояние, избавиться от разного рода психологических проблем, приобрести стрессоустойчивость. Что брать из системы и какими инструментами пользоваться — решать только вам. Не обязательно использовать абсолютно все техники. Даже в древних текстах говорится о том, что многие упражнения стоит использовать только тем, кто в этом нуждается. Другими словами, не стоит чинить то, что не сломано.

Но, как показывает мой опыт инструктора, рано или поздно любой человек приходит к возрасту, в котором без помощи упражнений не обойтись.

Успехов всем в практике! Намасте! Ваша Диана Рюгер 🙏 😊 🕉

Поделиться

У этой записи 2 комментариев

  1. Людмила

    Статья-супер!Спасибо.

    1. Диана Рюгер

      Спасибо большое 😊!

Добавить комментарий