Боевые искусства: секреты постижения. Нож

Наверняка, глядя фильмы про гордых самураев и стремительных нинзя, вам хотелось попробовать себя в фехтовании катаной? Действительно этот меч окружен славой и легендами!

Он известен с конца XIV века как традиционной оружие самураев.















Техническая справка:

Длинна катаны: от 60 см

Вес: 1100-1200 грамм

По типу хвата катана относится к полуторным мечам: в основном используется двуручный хват но возможен и одноручный.

При изготовлении используются минимум два сорта стали: вязкий для основания и твердый для режущей поверхности.

Клинок слегка изогнут чтобы увеличить площадь режущей поверхности(изгиб клинка характерен для многих мечей в том числе шашка, сабля и пр.)

В России доступны для изучения несколько направлений:

Кендо — фехтование на мечах, контактный вид спорта с партнером.

Иайдо- практика мгновенного извлечения меча из ножен с последующим нанесением удара.

Тамэсигири — разрубание предметов мечем.

Как правило все вышеперечисленные направления в России практикуются и преподаются как Кендо.

Кендо (путь меча) - японское воинское искусство, основанное на приемах владения самурайским мечом, имеет длинную и богатую историю, которая насчитывает много сотен лет. С момента зарождения и до второй половины 19 века в Японии применялось боевое оружие, позже были введены бамбуковые тренировочные мечи (синаи) и защитное снаряжение, что сделало возможным свободное состязание без кровопролития. Подобное снаряжение используется в Кендо и в наши дни.

В настоящее время Кендо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы по Кендо. С 1998 года в международных соревнованиях принимает Русская Федерация Кендо, основанная в этом же, 1989 году, и входящая в состав Всемирной (FIK) и Европейской (EKF) федераций кендо. В 2010 году Русская Федерация Кендо переименовывается и регистрируется как Российская федерация Кендо, Иаидо и Дзёдо, одновременно Кендо приобретает в России статус вида спорта.










Изучение подобного искусства подразумевает не только физическое но и духовное развитие.

Согласно положениям AJKF (всеяпонской федерации Кендо) озвучивается следующая концепция: Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.

Зачем заниматься Кендо?

Для соединения воедино тела и духа,

Развития сильного и решительного духа,

И посредством правильных и упорных тренировок

Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,

Уважать человеческое достоинство и честь,

Искренне общаться с другими людьми,

Всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.

Таким образом, такой человек сможет:

Любить свою страну и общество,

Способствовать развитию культуры,

И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

Кендо можно заниматься всем, независимо от пола и возраста. Регулярные занятия позволяют повысить не только силу мышц и выносливость тела, но также

Научиться снимать стресс;

Сделать осанку и походку красивой;

Нормализовать вес;

Поправить здоровье.

Приходите в кендо и вы научитесь побеждать испуг и страх, сомнение и неуверенность в себе, быстро и правильно принимать решение, быть наблюдательными, без потерь выходить из сложной ситуации и уметь ее предвидеть.

Узнать адрес клуба Кендо в вашем городе и другую полезную информацию вы можете на сайте Российской Федерации Кендо:

Также вам полезен будет сайт о катанах:

Раз уж мы сегодня говорим о самурайских мечах то нужно также сказать несколько слов про кодекс самураев – Бусидо.

Бусидо - неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам.

Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в книге «Начальные основы воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

* Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

* К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

* Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

* Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

* В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

* Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.

* Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

* На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

* Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

* Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

* Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

* Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

* Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

* Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

* Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

* Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

* Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.

Также рекомендуем вам еще одни очень хороший трактат: Хага?курэ «Сокрытое в листве - это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо .

Сделай сам! Удар катаной.

Стойка:

Правая нога впереди, стопа развернула прямо, левая – под углом примерно 45 градусов, пятки на одной линии, колени согнуты, вес тела распределен равномерно между ступнями. Спина прямая, плечи опущены, локти чуть согнуты, рукоять меча смотрит в пупок, кончик лезвия – на уровне переносицы противника. Правая рука крепко держит меч под цубой, она отвечает за силу удара, левая – за направление. Для тех, кто не знает – цуба – это пластина между лезвием и рукоятью, защищающая руку. У боккена(это деревянный меч) нет цубы, она условно обозначена переходом лезвия в рукоять. Левая рука находится примерно на ширине кулака от правой, при этом мизинец должен чувствовать край рукояти.

Удар: удар выполняется одновременно с шагом вперед.

Выполнение:

1.Корпус(центр тяжести) начинает двигаться вперед по прямой линии на которой в находятся пятки, одновременно с этим начинаем шаг левой ногой вперед.

2.К моменту когда ноги поравняются должен быть выполнен взмах: вы обеими руками взносите катану над головой так что она уходит за спину.

3.Левая нога становится на намеченное место, завершая шаг(теперь соответственно левая нога смотрит вперед а правая развернута под 45 градусов, пятки по прежнему на одной линии) и одновременно с этим вы наносите удар.

4.После нанесения удара положение меча возвращается в исходное.Соответственно следующий шаг-удар вы совершаете с правой ноги.

Итак, поздравляем! Вы выполнили ваш первый удар катаной и первый боевой шаг. А одна восточная мудрость гласит: «путь в тысячу ли начинается с одного шага».

Удачи вам на этом пути!

Ваш А.Б.

Меч и техника владения мечом во время боя

Надо полагать, искусство фехтования в Европе появилось приблизительно в то же время, что и само рыцарство. Уже на памятниках изобразительного искусства IX-X вв. встречаются изображения пеших воинов, сражающихся на мечах.

На протяжении всей своей истории техника боя на холодном оружии, несмотря на общие изменения в его конструкции, придерживалась одной и той же биомеханической основы. Действия руками с течением времени и с усовершенствованием конструкции вооружения изменялись довольно заметно, но перемещения ног менялись незначительно.

О технике рыцарского боя, относящейся к XI- XIV вв. мы можем судить прежде всего по многочисленным дошедшим до нашего времени иконографическим памятникам - книжным миниатюрам, скульптурам, рельефам и т. д., а также по текстовым источникам.

Как правило, сражающиеся рыцари изображены примерно в одной и той же позиции, которую, пожалуй, можно трактовать как исходную боевую стойку перед боем: с выставленной вперед ногой, обычно левой, реже правой, несколько наклоненным вперед туловищем. Рука со щитом выставлена вперед, при этом щит расположен на таком уровне, чтобы закрыть как можно большую площадь тела; рука же с мечом либо отведена назад, либо находится несколько сбоку. Туловище рыцаря повернуто к противнику боком.


Раннесредневековая стойка с большим щитом...

Такая стойка с поворотом корпуса и выставленной вперед ногой создавала для воина достаточно большую площадь опоры, так что рыцаря было довольно трудно повалить на землю, тем более что при этом вес тела равномерно распределялся на обе ноги, а кроме того, к противнику была обращена именно та сторона тела, которая была закрыта щитом. При этом щит прикрывал тело от рубящего удара сверху, им можно было отбить в сторону колющий удар противника и прикрыть ноги, опустив щит вниз. Если позволяла дистанция между сражающимися, то щитом можно было и толкнуть неприятеля, попытаться сбить его с ног.


Фехтование позднего средневековья с применением кулачного щита



Мечевая рубка в конном строю. XIII в.

Совершенно очевидно, что во время боя далеко не всегда у рыцаря было достаточное количество времени, чтобы принять исходную боевую стойку. К тому же зачастую приходилось сражаться не с одним противником, а с двумя-тремя одновременно. Поэтому для того, чтобы успешно выходить из подобных положений, прибегали к широким маховым ударам, которыми можно было хотя бы отогнать противников на некоторое расстояние и таким образом выиграть время и занять более выгодную позицию.



XVI в.: массовая схватка по правилам "фехтовально-борцовского братства св. Луки" (Германия)

Что касается перемещений воинов во время боя, то они зависели прежде всего от конструкции и массы оборонительного снаряжения, главным образом щита. Поскольку до второй половины XII в. щит был довольно высоким и соответственно тяжелым, то быстро передвигаться с ним, а также подставлять его под удары было весьма трудно. Чаще всего рыцарь не столько отбивал удары щитом, сколько прятался за ним. Поэтому основой перемещения рыцарей того времени в бою была ходьба или короткий небыстрый бег для сближения с врагом, а во время самого поединка - шаги вперед, назад, вправо или влево, при нападении сзади или сбоку - повороты всего тела в соответствующую сторону.

В это время предпочитают, используя вес холодного оружия, его инерцию, а также мускульную силу воина, наносить широкие сильные рубящие удары, которые призваны были если и не разрубить доспехи неприятеля, то хотя бы сбросить их, чтобы нанести серьезный ушиб или контузию, а уже после этого серией ударов по противнику рыцарь поражал его окончательно.

Томас Мэлори в своей книге "Смерть Артура", вышедшей в 1469 г., дает много образцов фехтовальных и рукопашных поединков. Ему можно верить: Мэлори - не кабинетный писатель, но рыцарь (кажется, он даже разбойничью "профессию" однажды испробовал). Описывая одну из таких схваток - несколько "архаичную" по сравнению с боями его собственного времени Мэлори приводит такую подробность: после долгого боя рыцарь оказывается столь утомлен, что уже не может парировать удары щитом и начинает от них уворачиваться (что ему, надо сказать, удается недолго).

Положение несколько изменилось с появлением небольших щитов, которые были гораздо легче и удобнее, поскольку их относительно малый вес позволял быстро подставлять их под удары. Так что стали возможны уже более активные перемещения во время поединка - вперед, назад, вправо или влево, по прямой или по кругу, одиночными или двойными шагами, перебежками или прыжками, а также различные уклонения тела вперед, назад, вбок и вниз.

Подобно тигру мастер выделывал прыжки
И только тем спасался от рыцарской руки.

("Кудруна")

Кроме того, уменьшенный вес щита позволял не только парировать им удары неприятеля, но и использовать его в качестве наступательного вооружения, а именно - наносить рукой со щитом удары в корпус или голову врага, причем удары можно было наносить как плоскостью, так и кромкой, а также углами щита.

Но щитами не только ударяли. В крайнем случае можно было попытаться даже метнуть его во врага.

Был Зигфрид ранен насмерть, но жаждал отомстить.
Он так сумел в убийцу своим щитом пустить,
Что лопнул щит...
От мощного удара свалился с ног злодей...

("Песнь о Нибелунгах")

Понятно, что нужно было обладать воистину силой Зигфрида, чтобы, будучи смертельно раненным, так запустить щит в обидчика, но само по себе это отнюдь не отвергает возможности использования подобного приема в реальных боевых условиях.

В эпоху викингов щиты, правда, тоже метали - и не только в противника: описаны случаи, когда щит бросали так, чтобы он в падении прикрыл своей плоскостью одного из "своих" (раненого, оглушенного и т. п.).


Деталь гравюры Г. Гольбейна "Битва ландскнехтов". Сочетание кинжально-мечевои схватки с приемами рукопашного боя

Очень часто бой на мечах сопровождался не только толчками, но и разного рода подсечками, захватами и бросками, а также ударами ногой в пах или под колени Неприятелю.

Как видно из изобразительных источников, при нанесении ударов часто использовалась не только мускульная сила воина, но и вес его тела. При замахе осуществлялись, помимо движений рук, перемещения всего корпуса, так что эффект от наносимого таким образом удара был весьма значительным.

Так сильно ударяли противники лихие,
Что наземь отлетели навершья мечей золотые...

("Кудруна")

Очень часто, например, на книжных миниатюрах можно увидеть, как ударом меча снимают с противника голову или разрубают его почти напополам, что, надо сказать, не является таким уж большим преувеличением. При раскопках могил русских воинов, погибших во время знаменитой битвы у Чудского озера, был обнаружен череп с несколькими сохранившимися шейными позвонками. Как показал анализ, воин, которому принадлежал этот череп, погиб в результате отсечения головы от туловища одним сильным ударом меча. Но при нанесении столь сильных ударов нужно было быть очень внимательным, так как можно было сломать собственный меч.

Вонзился в щит клинок прямой
Так глубоко, что там сломался...

("Эрек и Энида")

Сами же удары можно условно распределить на такие разновидности:
а) вертикальный, наносившийся сверху вниз, рубящий удар по голове или по плечу;
б) вертикальный секущий удар по лицу или корпусу;
в) горизонтальный рубящий удар по голове, шее или плечу;
г) горизонтальный рубящий удар по туловищу примерно на уровне груди;
д) наклонный рубящий удар по голове или плечу;
е) наклонный секущий удар по корпусу;
ж) удар снизу вверх в подбородок или в живот.

Исходя из анализа средневековых изображений, а также текстовых памятников, можно с достаточной уверенностью сказать, что большинство ударов направлялось в голову, шею и верхнюю часть туловища неприятеля, то есть в те места, попадание по которым могло привести к смерти или тяжелому ранению.

Достал жених Кудруны сверкающим клинком
Грудь Людвига меж шлемом и кованым щитом.

("Кудруна")

...По шлемам сыпятся удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча...

("Эрек и Энида. Клижес")

Несколько реже били по рукам, в основном с тем, чтобы вывести противника из строя, или для того, чтобы выбить оружие.

"...Кто ранен в кисть, кто древко расщепил и на руку кладет себе лубки", - описывает последствия таких ран "Песнь о Гильоме".

Удары по ногам на иконографических памятниках встречаются относительно нечасто, но из текстовых источников, а также данных археологических раскопок, например, на острове Готланд, можно установить, что такие удары использовали весьма активно, в основном как обманные, вынуждавшие врага открыть голову.

"Магистр захотел явить все свое умение: скрестив свой меч с симитаррой (род сабли) Мусы, он сделал вид, будто собирается поразить того в бедро, и для этого опустил свой меч ниже симитарры мавра. Муса поспешил опустить и свое оружие, чтобы защитить бедро. Но тогда магистр с такой невероятной скоростью взмахнул мечом и занес его над головой Мусы, что доблестный Муса не смог с необходимой поспешностью защититься от удара: меч магистра с такой сокрушительной силой обрушился ему на голову, что срезал половину зеленой чалмы... оставляя открытым шлем".

Иногда, впрочем, поступали наоборот: Обманный удар направляли в голову, а настоящий - в ноги(у Висбю были раскопаны скелеты, у которых были перерублены обе ноги).

"... магистр получил рану в руку, и из раны, хотя и небольшой, обильно полилась кровь. Эта рана явилась причиной ярого гнева магистра, который, решив за нее отомстить, направил свой удар в голову Мусы, но тот с поспешностью защитился и избежал раны. Магистр, увидев удар отраженным, стремительно нагнулся и нанес удар Мусе в бедро, и броня, прикрывавшая его, не помешала острому мечу магистра коснуться тела".

Вообще, надо отметить, что многие типы доспехов защищали ноги хуже, чем торс.

Видно также, что иногда воины берутся за меч обеими руками, несмотря на то что рукояти мечей XII- XIII вв. не предназначены к такого рода хватам. При нанесении наклонных или горизонтальных ударов перемещали не только само оружие, но и одновременно, для усиления эффекта, проворачивались всем корпусом, стараясь, однако, не отрывать ступни ног от земли, чтобы самому не потерять равновесие.
Это вполне сродни характерным для дальневосточного боевого искусства принципам оптимальных траекторий движения.

Колющие удары старались наносить в те места, которые были слабее всего защищены доспехами, как правило в лицо (если шлем противника был открытым) или шею, под шлем, а также в низ живота, под панцирь. С появлением доспехов типа "бригантина" и щитков на руках и на ногах старались уколоть в места стыков, для чего, как известно, в XIV в. появились "мечи-протыкатели", или в глазницы шлема.

Все вышесказанное, естественно, относится к пешему поединку. Конный же бой на мечах отличался тем, что удары в нижнюю часть тела и по ногам наносились очень редко, но, с другой стороны, чаще били по рукам. Такой бой был более быстротечным, чем пеший. Нередко для нанесения ударов использовали энергию скачущего коня, особенно для ударов колющих, когда рыцарь выставлял меч острием вперед, как копье. Таким ударом можно было проткнуть насквозь даже защищенного доспехами противника. С разгона наносились и рубящие удары по- шлему.


Франция XVв.: обезоруженный рыцарь "разворачивает" противника, не давая ему возможности нанести удар

В конном бою щит также не был только пассивным средством защиты. На одной из миниатюр XII в., изображающей бой святого Георгия с драконом, показано, как Георгий на полном скаку направляет заостренный конец своего миндалевидного щита прямо дракону в пасть. Конечно, сам сюжет миниатюры - фантастический, но что, если представить на месте дракона какого-нибудь пехотинца? А если рыцарь немного поднимет конец щита - пожалуй, он сможет поразить и вражеского коня.

Как известно, классический рыцарский бой, как правило, начинался со сшибки на копьях, после чего и приступали к рубке на мечах. Но часто бывало так, что дистанция между противниками не позволяла пустить в ход мечи, и поэтому в подобных случаях сразу же после тарана копьем рыцари хватались за кинжалы. И, надо сказать, действовали ими весьма эффективно.

"Когда французы увидели, что греки нападают на них со всех сторон, они пустили в ход копья, а потом схватились за ножи и мизерикорды, которые были при них, и начали защищаться с такой силой, что многих
убили".

Часто, за недостатком времени, в ход пускали любое I оружие, какое в этот момент оказывалось под рукой, или же первый попавшийся под руку предмет.

Граф Оливье несется полем вскачь.
Обломок древка у него в руках
Он Мальзарому им нанес удар,
Щит расписной сломал, разбил шишак,
У мавра вышиб из орбит глаза,
И вылетел на землю мозг врага...
"...Я бью арабов,- Оливье сказал,
- Мне меч из ножен недосуг достать".

("Песнь о Роланде")

О способах боя, на мечах с конца XIV в. известно несколько больше. К этому времени относятся первые изданные в Европе книги по фехтовальному искусству, написанные немецкими мастерами Оттом (которая, к сожалению, до настоящего времени не сохранилась) и Лихтенауэром (1388), который, в частности, рассказывал в ней, что "обучал молодых рыцарей фехтованию мечом даже стоя на лошади, в доспехах и без них". С этого же времени, по-видимому, начинается постепенная дифференциация способов фехтования в разных европейских странах (о чем будет подробнее сказано ниже).

Но несмотря на региональные различия, в европейском фехтовании сохранялись и общие черты, характерные для всех западноевропейских государств.

Стремительно возрастает значение колющего удара - ведь латные доспехи, появившиеся еще во второй половине XIV в., все равно не удавалось разрубить, зато можно, было нанести укол в сочленение или в не защищенное доспехами место. Перемещения во время боя, несмотря на усиление доспеха и на некоторое увеличение его массы, убыстряются.


Очередной вариант средневековой баталии: сочетание действий вооруженных и невооруженных рук. Слева: "таран" мечом, удерживаемым как копье." (Миниатюра первой трети XIV в.)

Движения нападения и защит несколько усложняются, поскольку отбить колющий удар было гораздо труднее, чем рубящий. Кроме того, такие усложнения были вызваны еще и тем, что с середины XV в. в бою перестали пользоваться щитом: латные доспехи прекрасно защищали от рубящих ударов клинкового оружия и копейных таранов, но их сочленения оставались весьма уязвимыми к уколу.

Все же заметим, что для противодействия таранному удару копья щит иногда продолжал применяться: в основном для того, чтобы рассредоточить колоссальную энергию соударения.

В заключение этого раздела следует вкратце упомянуть о способах боя на двуручных мечах. Хотя они предназначались для "неблагородных" пехотинцев, все же изредка ими пользовались в пешем бою и рыцари.

Сражались такими мечами, как явствует из их названия, только двумя руками. Обхват оружия осуществлялся тремя основными способами:
а) обеими руками: за рукоять;
б) одной рукой за навершие, другой - за рукоять;
в) одной рукой за рукоять, другой - за рикассо ("пятку" - затупленное основание клинка).

Такие мечи служили главным образом для нанесения широких рубящих ударов с замахом обеими руками из-за головы (при вертикальных или наклонных ударах) и из-за корпуса (при боковых ударах).

Впрочем, судя по фехтовальным учебникам XVI- XVII вв., в бою на двуручных мечах практиковались обводки, доставание противника на предельной дистанции самым кончиком клинка (т. е. с "досыланием") и т. д. Применимо для двуручных мечей и понятие "линии атаки", характерное для шпажного боя. Вообще, это как будто неуклюжее и архаичное оружие позволяло осуществлять фехтование высочайшего уровня и с не меньшей научно-теоретической проработкой приемов, чем это применялось для шпаги!

Информация предоставлена

Мы проводим тренировки как по обучению классике владения клинком (катана, мачете, нож), так и по боевым вариантам фехтования.

Если вы новичок - мы научим вас держать меч или нож, научим правильно двигаться, отражать и наносить удары.

Подвинутым фехтовальщикам мы предлагаем углубленную программу боевого практического фехтования.

Проводим семинары по повышению квалификации техники владения клинковым оружием. Мы учим людей самообороне и умению защищать себя в критической ситуации.

Katana Club - это наработанные уникальные методики, позволяющие владеть клинком людям с совершенно разными физическими данными.

Не секрет, что в большинстве современных школ фехтования огромное внимание уделяют чисто физической подготовке.

Многочасовые, отупляющие тренировки с тяжелыми клинками, не встроенные в общую систему обучения мастерству владения клинком, не учитывающие индивидуальные особенности каждого отдельного человека - это как правило основа современных школ фехтования.

Комплекс упражнений, для мускулистого качка и хрупкой девушки - как правило - один и тот же. Побывав во многих фехтовальных клубах, наблюдаем одну и ту же картину - полтора часа изнуряющей тренировки, которую не всегда выдержит инструктор по спортивному фитнесу, а потом попытки заставить фехтовать человека так, как умеет сам мастер, который фехтует часто уже лет так двадцать.

Подгонка под свои стандарты фехтования - обычная практика учителей фехтования в Москве и других городах. Ах, не получается, не можешь, иди качай физуху.

Замечу, ни один из этих тренеров не задает простого вопроса - а КАК фехтовали клинками в средние века и во времена Ренессанса?

В ходу обычное объяснение - "вот были люди в наше время" - то есть воинам сратого времени приписываются НЕСУШЕСТВУЮЩИЕ характеристики. При малом росте, рахите, скалиозе, хроническом недоедании, отсутствии витаминов и прочих радостах тогдашней жизни им приписываются способности которым позавидует Супермэн и Бетмен вместе взятые....

Однако... Однако ФАКТЫ говорят об обратном. Люди Средних Веков и Ренессанса были низкорослые и болезненные. И они не были силачами. Недоедание, плохая, некачественная пища, почти без витаминов приводила к ранним смертям. Средняя продолжительность жизни была 35 - 40 лет. Подросток считался мужчиной в 14 - 15 лет.

Вы поверите, что такой мальчик мог ворочать тяжелым мечом как Буденный, с плеча нанося им удары. Да ни в жизнь... К слову, мечи были вовсе не такими тяжелыми, как это любят утверждать иные "историки" и любители древностей. Средний вес одноручного меча был 0,8 - 0,9 кг, полуторный меч "bastardsword" был 1,3 - 1,5 кг, а двуручные мечи, которые носили могучие по тем временам рыцари весили до 2 кг, чаще 1,8 кг, иногда даже 1,6 кг.

Следовательно, победа достигалась не массой оружия. Но чем тогда? Лихим ударом, на скаку, на лихом коне?

Тоже не выходит. Во первых на лихом коне на скаку НЕЛЬЗЯ наотмаш ударить мечом - на скаку вывернешь себе руку из плеча.... Если и рубились - то только с шага лошади. Во вторых - а вы представляете СКОЛЬКО на воина было всего надето? Помимо доспехов - часто кольчуга, поддоспешник - сродни толстенной телогрейке, нижняя кожанная броня или рубаха, нательная рубаха из толстой ткани. На голове был подшлемник, кожананный шлем, кольчужный, на нем стальной.

Читатель, ты веришь что все это можно разрубить с плеча так,как тебе обычно рассказывают?

Следовательно, боьлшая часть приемов фехтования были основаны не на грубой силе. Не было этой силы у воинов тех времен. Но было умение пользоваться клинком и той относительно небольшой силой, что у них была.

Меч - это продолжение руки. Все слышали эту фразу, но ктото задумывался над ней? Об этом писали великие учителя фехтования Ренессанса - Мароццо, Наварес,Агриппа.

Katana Club старается воссоздать утеряннные нынче приемы и техники владения клинком.

По гравюрам прошлого, по старым трактатам, по многочисленным тренировкам и отработкам приемов в зале и на природе. Да да, на природе. Если вы хотите научиться фехтовать, то основную массу занятий вы просто ДОЛЖНЫ находиться на природе. А вовсе не в уютном зале.

Мы стараемся дать нашим ученикам премы, которые потребуют от них мастерства, владения своим телом, но восе не грубой силы. Сила - она тоже потребуется, но не потребуется для ее достижения ихнурять себя на тренажерах. Особенно это касается девушек. В древности каждая свободная женщина умела сражаться хотя бы в минимальной степени. Муж часто был на войне, на охоте, просто далеко. И уметь защитить себя от грабителя, насильника или лихого человека должна была не только дворянка, но и крестьянка. и они УМЕЛИ это делать.

Нелепо думать, что у них было больше силы, чем у их мужчин. Однако они часто отлично владели клинками, что зафиксированно в хрониках того времени.

При правильном подходе меч - это действтиельно продолжение руки. Вы уроните руку, потому что кисть тсала тяжелой? Конечно нет. И мы учим приемам, когда за счет правиьлного положения, правильных движений меч становится невесомым. рука толко направляет его движение вперед на противника.

"Глазомер, быстота, натиск" - об этом писал великий Суворов. Однако и до него эти же максимы были в ходу у фехтовальщиков. Бусидо повторяет их в слово в слово. Еще раньше подобные максимы написал Сунь Цзы:

"Правила для воина заключаются в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю его нападение на себя невозможным для него" .

Правило фехтовальщика - сделать нападение на себя невозможным. Бить когда противник не ждет, упреждать его атаку своей.

Оборону от нападения сделать СВОИМ нападением. Использовать силу удара противника, для нанесения своего решающего удара. Бой с противником - это не игра по его правилам. Лучше один верный и мощный удар, чем десять комариных укусов.

Ты должен поразить врага так, чтобы самому остаться целым. Это - аксиома боя исповедуемая Katana Club.

Вот основные постулаты принципов фехтования, которые мы применяем в Katana Club.

Разумеется, Katana Club четко делит классическое и боевое фехтование. В классике - мы учим людей базовым приемам владения клинком (катаной, мачете, ножом). Без изучения основ классики - невозможно постижение боевого фехтования. Те, кто постиг классику фехтования, переходят на более продвинутый уровень.

В классическом фехтовании основные навыки направлены на правильное выполнение приемов, они сделаны более размашистыми, движения не экономные.

В боевом фехтовании движения коротки и неуловимы. Это не красивая классика - это эффективный способ защитить себя и отразить нападение противника. Однако не овладев азами фехтования, не стоит пытаться научиться приемам боевого фехтования, это просто невозможно.

Katana Club учит умению предельной концентрации в максимально короткий промежуток времени. В битве нет возможности красиво и картинно нанести удар, основной упор делается на эффективность, ведь перед вами может быть вовсе не один противник, и тогда скорость, быстрота, глазомер, натиск возможно спасут вам жизнь.

И разумеется, фехтование - это не только сила и умение, это еще и дух. Именно посреднее наиболее часто забывают всякие ремесленники от фехтования. Только сочетание всех величин вместе, даст на выходе хорошего фехтовальщика.

Если бы достигая тех или иных высот в своем деле, можно было передать другому обретенные навыки и умения, было бы все гораздо проще. Однако чтобы чем-то по-настоящему овладеть, нужно понять суть данного предмета, причем сделать это самостоятельно. Учитель должен понимать, что восприятие одних и тех же вещей у каждого человека происходит по-своему,поэтому его главная задача, как учителя, – разработать такой комплекс упражнений и даже философии, при следовании которым ученик с большей долей вероятности приобретет те навыки и понимание, которые и желал бы в нем видеть его учитель.

Единство физического и духовного воспитания: так ли оно необходимо?

В большинстве случаев, ученик старательно повторяет движения учителя и беспрекословно выполняет то, что ему говорят. Постигая искусство боя, он из всех сил стремится совершенствоваться в этом мастерстве, но при этом некоторых вещей он упорно избегает, предпочитая обходиться без них. Здесь имеется в виду духовная составляющая боевого искусства. Сегодня многие считают ее совершенно не обязательной для восприятия и относятся к ней, как к забавной причуде мастеров Востока и не более того. Тем не менее, значимость духовного аспекта в боевых искусствах еще никто не отменял. Хотя это и не подразумевает многочасовую неподвижность в позе лотоса с неизменным бормотанием мантры.

Чтобы не быть голословным, можно привести такой пример. Один каратист, чье имя попало в книгу рекордов Гиннеса, за одну минуту способен голыми руками разбить восемьдесят кокосов. Его ученик уверен, что научиться подобному вполне возможно, главное подобрать правильный комплекс физических упражнений. Благодаря ежедневным тренировкам он накачал большие мышцы, однако его личный рекорд по разбиванию кокосов составляет лишь двадцать штук в минуту. Почему так получилось, ведь сам рекордсмен уже не молод и не обладает столь фактурной мускулатурой? Впрочем, достаточно посмотреть видеозапись их выступления, чтобы заметить разницу: все удары учителя не просто красивы, но и выверены с предельной точностью, в то время как движения его ученика подобны маху колотушки.

Прежде чем начать…

Прежде чем приступать к постижению искусства боя, необходимо самому себе ответить на два вопроса: какую цель вы преследуете, и подходит ли вам выбранный вид искусства; помимо этого, важно определить, хватит ли у вас времени для занятий. На сегодняшний день выбор направлений боевых искусств довольно велик: вы можете сконцентрировать все усилия на постижении рукопашного боя (бокс, айкидо, карате, ушу, капоэйра, тхэквандо, борьба и т.д.) или остановить свой выбор на школе владения тем или иным видом оружия (ушу, кэндо, фехтование и т.д.). Среди них наверняка найдется то направление, которое придется по душе.

Уже приступив к занятиям, следует прислушиваться к внутренним ощущениям. На выбранном поприще не должно быть ничего, чтобы вызывало у вас негатив, внутренний протест, в противном случае успеха здесь вы не добьетесь. Впрочем, избавиться от неприятных ощущений иной раз помогает взгляд на вызывающий тревогу аспект с другой стороны.

Понимание – залог успеха

Количество людей, занимающихся различными видами боевых искусств, едва ли возможно сосчитать, однако вершин мастерства достигают лишь единицы. Почему же истинных мастеров, таких как Брюс Ли или основатель айкидо Уэсиба Морихэй, так мало? Ответ прост. Те, кто действительно добился успеха, прежде всего, стремился постичь себя в данном занятии, раскрыть в себе новые возможности. Именно подобное самосовершенствование и понимание сути постигаемого искусства позволили им расширить горизонты, как индивидуального мастерства, так и искусства в целом, а также создать новые стили и школы.

Каждый из этих мастеров открыл в свое время для себя один немудреный секрет: дальнейшее совершенствование возможно лишь, если следовать собственным видениям и представлениям о данном направлении искусства боя. Довольно часто новичок, приступая к обучению, имеет вполне четкие собственные представления о выбранном пути и о том, как его преодолевать. Однако, ближе знакомясь с традициями боевой школы, свое первоначальное мнение ученик начинает считать неверным и отказывается от него. Безусловно, следует постигать и те знания, которые вам передают, и сложившиеся традиции, но подавлять ваш собственный подход они не должны. Универсального рецепта, действуя в соответствии с которым, вы станете мастером, не существует – каждый его пишет для себя сам.

Несколько полезных советов

Тренировки с мечом полезны для овладения практически всех видов боевых искусств. Звучит это немного странно, тем не менее, данный навык позволит лучше понять суть и закономерности движений человеческого тела и нанесения ударов. Пытаясь овладеть мечом, стоит следовать некоторым принципам.

При нанесении точного удара мечом давление на его рукоять должно быть минимальным. Благодаря этому создается ощущение, что меч двигается сам, и при встрече с другим мечом, сильной отдачи в руку не будет.

Добивайтесь того, чтобы каждое ваше движение, будь то удар мечом или рукой, было предельно точным. Пытаясь изменить направление удара или притормозить его уже в процессе выполнения, что само по себе требует дополнительных усилий, вы снизите его эффективность. Понятно, что о красоте удара в данном случае речь не идет. Движение получается рваным и грубым. Выполнено хорошо считается движение в том случае, если оно завершается само собой, при этом не играет роли, достигло ли оно цели или нет.

Все должно быть осознано

Настоящий мастер наносит удары практически без замаха, начиная движение мгновенно. К этому и следует стремиться. В фильме «Убить Била 2» главная героиня с расстояния вытянутых пальцев тренировалась пробить рукой немалый по толщине кусок дерева. Это не кинематографическая выдумка, в тренировке Цигун присутствует подобная практика. Между двумя досками следует зажать стопку газет и стянуть всю конструкцию веревкой. Удары по этому импровизированному тренажеру нужно наносить до тех пор, пока не возникнет ощущение, что при ударе кулак раздувается. Таким образом, вы начинаете наносить удар не только рукой, но и собственной энергией.

Прежде чем начать движение, постарайтесь четко понять, что именно вы хотите сделать. Вспомним пример про разбивание кокосов. Учитель разбивал кокосы, в то время как его ученик бил по ним. Это в принципе разные вещи, при том что намерения схожи. Для тренировки вам можно предложить упражнение попроще: подбросьте газету в воздух или придержите на весу двумя пальцами и пробейте ее насквозь кулаком. Повторите то же самое, только всей поверхностью ладони. Далее следует брать бумагу более плотную и меньшего размера. Данное упражнение поможет сконцентрировать все ваши усилия на том, что следует сделать.

Это лишь малая толика принципов, способных помочь в овладении боевыми искусствами. Но чтобы они действительно оказались полезными, приступать к их применению на практике сразу после знакомства с ними не следует. Прежде всего, их следует понять, пропустить через себя, и тогда вы сможете открывать новые принципы для совершенствования вашего мастерства.

Как выиграть поединок

Если вы относитесь к бою, как к демонстрации ваших навыков, то вряд ли вам удастся его выиграть. Вы должны быть нацелены на победу над оппонентом, что возможно лишь в том случае, если вы не станете акцентироваться на разного рода мелочах. Каждый ваш удар должен выводить соперника из строя, при этом ваши движения должны быть предельно просты и точны.

Научитесь воспринимать ситуацию напрямую и в целом

Овладевая боевыми искусствами, вам предстоит научиться воспринимать окружающее пространство напрямую, отбросив при этом свои мысли и привычки. От этого зависит, насколько быстро вы сможете реагировать на действия противника, на то, что происходит вокруг. Так, можно успеть подхватить падающий со стола стакан, на который до этого вы не обращали никакого внимания.

Это может показаться похожим на рефлексы. Однако рефлексы – это ни что иное, как выработанная многократным повторением привычка однозначно реагировать на вполне определенную ситуацию. В данном же случае речь идет о способности на каждую новую ситуацию реагировать мгновенно.

Следует попытаться воспринимать любую ситуацию в целом, при этом не концентрируя внимания на отдельных частях тела соперника или деталях боя. Взглядом вы должны воспринимать одинаково все объекты, попадающие в поле вашего зрения, независимо от того, какое расстояние отделяет их от вас. Благодаря этому вы добьетесь того, что ваше зрение станет острее, а внимание – более цепким.

Какими должны быть тактика и стратегия поединка?

Подробно рассматривать в данной статье тактику и стратегию ведения боя не имеет смысла, не смотря на всю важность этого вопроса. Дело в том, что различия в этих понятиях могут быть довольно значительны в зависимости от того о какой школе, стиле или традиции идет речь. Например, большинство китайских боевых школ обучает плавности движений, обороне и сохранению баланса; в японских же, напротив, делается акцент на четкости движений, динамике и нападении. Более того, тактика и стратегия в немалой степени определяются вашими личными предпочтениями.

Единственный совет, который можно здесь дать, заключается в том, чтобы в любой ситуации оставаться собой, не позволяя обстоятельствам вести вас – ситуацию нужно подстраивать под себя или найти с ней гармонию. Подстроиться под ситуацию является вполне естественной реакцией, однако это не должно вас изменить. Не стоит также перед боем вводить себя в особенное состояние, менять взгляд на вещи. Сиюминутный успех возможен и при таком ведении боя, однако о действительно высоких достижениях в таком случае лучше забыть.

Следует ли сохранять внутреннюю дистанцию во время боя?

Нередко во время боя его участники устанавливают внутри себя дистанцию, закрываются от боя и друг от друга. Для человека естественно закрываться от боя – он грозит ему повреждениями или смертью. Однако если вы, занимаясь тем или иным видом боевого искусства, продолжаете закрываться от боя, значит, вы занимаетесь не своим делом. Выставляя дистанцию внутри себя, вы ухудшаете собственную реакцию, восприятие сути ситуации, и на серьезный успех при этом не стоит даже и рассчитывать. Чаще всего именно такая внутренняя дистанция является причиной преждевременных или наоборот запоздалых ударов.

Вступая в бой, его следует пропустить через себя, не закрываясь внутренне от него. У вас не должно вызывать страх то, что противник может оказаться к вам слишком близко. Для того чтобы вы смогли предугадать следующий удар соперника, верно среагировать на него, не стоит торопиться. Помните, что, попав во внутрь обороны соперника, у вас больше шансов нанести точный удар.

Подведем итоги

Данная статья призвана, главным образом, напомнить о сути боевых искусств, о которой сейчас часто забывают и без которой искусство боя становится поверхностным и безжизненным. К сожалению, в настоящее время многие о сути боя и искусстве его ведения даже не задумываются, стремясь лишь нарастить мышечную массу, научиться наносить сильные и болезненные удары и защищаться от ответных действий противника.

Конечно, данная тема не ограничивается представленной информацией, ведь большинство вещей следует открывать самому. На практике многое станет понятнее, но только в том случае, если практика будет осмысленна. Взрастить же на бедной основе свое мастерство едва ли получиться, подобно тому, как не добыть из яблока больше сока, чем содержится в нем.

Известный британский мастер фехтования и постановщик поединков Ричард Райан

Как вы думаете, что не так в этом поединке? Да и в общем то почти во всех художественных сценах боя на мечах есть одно очень грубое допущение, по сравнению с реальным боем. Погодите, но что может быть не так с боем на мечах? Ведь, в конце концов, существует не так уж много способов ударить острой железякой другого человека. Взгляните, например, на эту боевую сцену из фильма «Царство Господне»:

При защите рубящим мечом часто сильно непонятен аспект применения оружия. Крайне важно понимать, что защиты (противодействие, блокирующее атаки) средневековым мечом или любым заточенным рубящим клинком выполняются не гранью клинка, а плоскостью («mit der flech»). Однако поразительно, как часто эта основная истина фехтования нарушается или игнорируется. Многие продолжают наивно верить, что лезвием рубящего меча можно легко блокировать удар, или что этому следует отдавать предпочтение.

Если у меча острое сильно закаленное лезвие, или тупое и более мягкое, парирование лезвие-в-лезвие быстро приведет его в негодность (что видно во многих фильмах и видеозаписях поединков). Такое действие ускоряет поломку меча. Например: даже без заточки лезвия лучшие реплики рапир сегодня немедленно начнут получать множество мелких и заметных выбоин на своих «лезвиях», полученных от контакта клинок в клинок во время простых упражнений. Это еще больше относится к более широким мечам с лезвиями, предназначенными для рубки. Фактически, принятие сильного удара на закаленную грань настоящего меча может вызвать его поломку (это редко случается сегодня с более мягкими цементированными репликами, используемыми для театрального боя, напротив, их более толстые мягкие грани можно неоднократно бить и заново обтачивать).

У рубящих клинков грани могут быть довольно твердыми, но они очень тонкие, в конце концов. Они слишком острые для того, чтобы их умышлено помещали на пути удара. Лезвия рубящих клинков должны оставаться острыми и не иметь зарубок или щербин. Как можно эффективно рубить мятым, зазубренным и жеваным лезвием? Хотя защита может быть выполнена рубящим лезвием, когда нет другого выхода, такое действие не является подходящим в обычной ситуации. Оружие этого типа не предназначено для применения таким образом, его не следует стремиться умышленно использовать для блоков лезвием.

Все еще можно услышать сегодня такие бредовые мнения, как: блок гранью меча «сильнее», т.к. меч «рубит» поперек клинка (!). Такие комментарии отражают полное отсутствие основных знаний о природе острой стали. Гибкость рубящего меча заключается в упругой деформации клинка от одной стороны к другой, и хорошие мечи специально разработаны с таким расчетом. Очевидно, что они не могут изогнуться правильно, если удар идет поперек лезвия.

Как руководитель АRMA и эксперт по мечам, Хэнк Рейнхардт многократно обращает внимание:
Если это было не так, как тогда мы объясняем явное и хорошо документированное отсутствие существенного повреждения на большом количестве исторических мечей, дошедших для нас? Они, конечно не все отполированы.

Рейнхардт также добавляет:
Если вы еще не можете понять, почему для блокирования используется плоскость меча, то просто возьмите два больших, острых охотничьих ножа и ударьте их лезвиями друг о друга со всей силы. Тогда вы быстро поймете, что к чему.

Конечно, когда ваша жизнь под угрозой, чтобы избежать смерти вы действительно будете блокировать любым возможным способом. Но помните, что, прием клинком сильного удара может всегда закончиться его поломкой. Вы никогда не знаете, может ли ваш меч выдержать каждый блокируемый удар. Кроме того, прием клинком шлепков и ударов при парировании может позволить противнику применить любое количество приемов, направленных на соединение и подготовку ловушек для клинка, а также отбить ваш клинок в сторону и подойти вплотную.

Здесь, вероятно, надо точно определить, что понимается под «лезвием» меча. Лезвие (грань) образуется пересечением плоских сторон, которые имеют все мечи. Но оно также может определять и заточенную, рубящую часть клинка, т.е. «собственно лезвие». Все мечи имеют «грани», но не все грани острые или даже в состоянии быть таковыми. Клинок с толстым поперечным сечением и большим заострением не могут иметь хорошо заточенного лезвия, как и не смогут рубить глубоко. Существует много примеров таких клинков от средневековых эстоков до рапир и почти всех малых мечей. Вдобавок, грани мечей могут иметь разную степень заточки. Лезвие катаны не означает то же самое, что у спадона, а лезвие фальшиона не идентично сабельному.

Сегодня люди часто хотят думать, что они могут парировать лезвием, либо потому, что они видят это по телевизору, либо потому, что они не представляют себе, как это сделать иначе. Основная часть проблемы непонимания того, как парировать, вызвана театральным фехтованием и сценическим боем. Многим покажется удивительным, что почти невозможно найти пример театрального фехтования или сценического боя, где клинки не сталкиваются грань-в-грань. Причины того, что на курсах сценического боя учат так, связано больше с безопасностью, чем с реализмом боя (правильно защищаться учить долго, и неправильные методы теперь стали доктриной).

Взгляните на это видео реконструкции боя времён викингов. Обратите внимание, насколько он физичен, как его участники используют щиты и как их мечи ни разу не соприкасаются:

Фактически, в каждом примере боя на мечах в фильмах, по телевидению и даже в живых шоу бойцы блокируют непосредственно лезвиями. Это неверно и по сути своей ошибочно (несмотря на решающее, фундаментальное непонимание, подобно этому, мы часто склонны принять теорию сценического боя как, своего рода, проявление настоящего «боевого знания» со стороны исполнителей).

Уважаемый итальянский производитель мечей Фульвио Дел Тин недавно сказал по этому поводу:
…Неправильно бить мечами грань в грань … лучше отклонить меч противника. Те люди, которые исполняют бой неправильно… используют мечи в полную силу лезвие в лезвие… Я хочу, чтобы в будущем многие люди учились тому, как биться правильно, вместо того, чтобы подражать голливудским героям.

Итак, для тех, кто не схватил интуитивных или технических аспектов того, как и почему следует парировать плоскостью заточенного меча, вместо того, чтобы подставлять грань, остается только вопрос того, откуда мы знаем, что это так. Есть ли в каких-нибудь исторических боевых руководствах детальное описание того, как парировать? Фактически, по большей части ответа нет (коли на то пошло, они даже не учат, как рубить). Защиты редко определялись в точных терминах. Их описывали больше как базовые защитные действия, чем как положение меча, и идея заключалась скорее в движении уклонения и контрударе, чем в блоке. Существует даже некоторый недостаток любых примеров прямых блоков мечом в работах средневековых художников.
Не вдаваясь в технические аспекты фехтования, достаточно сказать, что попытка уйти от удара предпочтительнее попытки парировать его. Идея в том, что действеннее и эффективнее контратаковать, чем парировать и бить снова (это описано в руководствах). Существует много путей отведения ударов контрударом, вместо препятствия ему жестким блоком. Нет реальных инструкций по парированию даже среди множества средневековых боевых руководств, возможно, исключая скандинавские саги. Это может быть очень хорошо, потому что всякий раз, когда возможен блок плоскостью, подобно рубке лезвием, это считалось такой очевидной и естественной функцией меча, что об этом не надо было говорить.

В скандинавской «Саге о Кормаке», Кормак отбивает меч Берси «Хвитинг», используя лезвие меча «Скофнунга», который он позаимствовал у своего друга Скегги. Он отламывает конец у берсивского Хвитинга своим блоком, но при этом появляется глубокая зарубка на Скофнунге, и это огорчает его, т.к. это был меч Скегги и Скегги будет «очень сильно раздосадован». Вдобавок, иллюстрации в немецком манускрипте 13 века, посвященном мечу и баклеру (Tower Manuscript «I.33″) довольно ясно показывает использование плоскости в нескольких отклоняющих и шлепающих защитах. Фактически, в любом средневековом и ренессансном руководстве по мечу очень понятно именно то, что «защита», кажется, должна быть отклоняющим действием, а не прямым блоком, как в печально известных многих театральных боях.

Это также согласуется с тем, как учат блокировать катаной в традиционном японском фехтовании (где, чтобы сохранить остроту переднего лезвия используется более толстая спинка оружия — как и в случае других клинков с одним лезвием). В кендзюцу прямому блокированию также предпочитаю отведение ударов и движения уклонения.
Это сходно с методами, описанными в средневековых европейских руководствах и подкрепленными практикой современной реконструкции (но, конечно, не придуманными условиями спортивного фехтования или сценического боя). Несмотря на многие различия, как основные, так и второстепенные, физические принципы, лежащие в основе японского и дорапирного европейского фехтования, в сущности одинаковы.
В самом деле, подробные иллюстрации боевых поз и готовых стоек во многих средневековых немецких и итальянских изображают клинок, подготовленных для блокирования плоскостью, а не лезвием. Но путаница обычно возникает с теми действиями, в которых используется лезвие против лезвия, чтобы войти в соединение, надавить или поймать в ловушку после сближения. Но не замечают, что против сильных ударов существует много защит, которые могут быть выполнены правильно только при использовании плоскости клинка. Плюс к тому, самый легкий переход от эффективной защиты к сильному удару достигается только заслоном от удара плоскостью меча.

Не существует ни специального «поворота запястьем», вовлекаемого, чтобы использовать плоскость острого меча в парирующих ударах, ни происходит «колебания» или изгиба меча при защите таким образом. Существует также несколько способов отклонения и сбивания атак, вместо прямого блока. Даже рубящий удар одновременно с наносимым ударом противника — жизнеспособный прием (и опять, он является обычным в кендзюцу).

В западном фехтовании это было только с горизонтальным или «в линию» парирующим движением рапиры и позднее малым мечом (также как и некоторыми рубяще-колющими мечами), чтобы блок был введен — который спортивные фехтовальщики иногда называют «истинной защитой». Применение более быстрого и легкого оружия допускает немедленный контрукол, сделало эту возможность и необходимость. Даже тогда, с рапирой «уход» был предпочтительным средством защиты.

В более раннем фехтовании использование прямых «блоков» против ударов избегали как неэффективных, и современная практика подтверждает это. Вы сталкиваете два острых клинка вместе лезвие в лезвие, и они немедленно (и часто сильно) щербятся. Во французском тексте 1460 г. «Турнирная книга короля Рене», притупленные мечи используемые для турнира, описываются со следующим комментарием:
…поперечина должен быть такой короткой, чтобы она могла только блокировать любой удар, который случайно опустится или соскользнет вниз по лезвию к пальцам
. Если лезвие или гарда намеренно использовались для прямого блока, то, конечно, не могло быть сказано «случайно».

Недостаток внимания к прямому парированию заметен в немецких «боевых книгах» и итальянских руководствах по длинному мечу. Они также отсутствуют среди ренессансных мастеров, отстаивающих рубяще-колющий метод, таких как Джордж Силвер и Джозеф Светнам, как и в 1639 Паллас Армата и работах различных немецких мастеров.

Но, в некоторой степени, что смутило последователей исторического фехтования, так это использование защит ранними ренессансными мастерами Мароццо и Агриппой. Их трактаты полны мест, где они пишут о необходимости парировать этот или тот удар либо «правильным» (передним) лезвием, либо «ложным» (задним). Они часто точно определяют, какое лезвие использовать почти каждый раз при упоминании, какая защита должна быть сделана. Не может быть никаких сомнений, что они дрались и что они учили парировать лезвиями. Но, в отличие от жестких направленных ударов, уколы можно легко парировать лезвием, когда надо только проскользнуть и отклониться. Неудивительно тогда, что Агриппа и Бологнезские мастера Манциолино и Мароццо не упоминают в своих текстах парирования сильных рубящих атак — либо с более тяжелым мечом, либо против него (также интересно отметить, что Мароццо, как и более поздний мастер Ловино, оба коротко обсуждают использование двуручных мечей).
Но не может быть сомнений, что эти фехтовальщики не использовали средневековый рубящий меч, или настоящую рапиру без лезвий, но обучали применению сужающихся рубяще-колющих клинков. Делая акцент на использовании уколов над ударами в своем методе, они могли действительно слабо беспокоиться о всяких повреждениях, наносимых их клинкам парированием грань в грань. Вдобавок, по той же самой причине они не могли чрезмерно заниматься собственно выравниванием лезвия, необходимым для того, чтобы рубить после защиты (это трудно, когда парируешь лезвием вместо плоскости). Также очень похоже и вполне возможно, что отведение колющей атаки и последующий ответ своим уколом является тем, что приводит к их рапироподобному методу парирования лезвием. Однако, мы не можем игнорировать то, что они также придают огромное значение защите уходом.

Мароццо, Агриппа и другие ренессансные мастера защиты сражались преимущественно в городских условиях против противника, имевшего слабый или никакого доспеха. Они учили главным образом бою для дуэлей, а не для войны, и дуэли были часто непродолжительными. Так что мечи могли выдержать несколько выбоин и зарубок. Имея в виду, что в гражданских уличных драках, засадах и подзаборных стычках их эпохи, им не надо было наносить рубящие, раскалывающие удары по доспеху, чтобы рубить глубоко плоть и кости. Их удары должны были только покалечить настолько, чтобы либо заставить противника раскрыться для смертельного укола, либо удержать на расстоянии. Явная угроза жалящего, рвущего металлического лезвия, направленного на вас, может если не отклонить или отбить ваше оружие в сторону, то заставить подумать дважды об атаке. Даже на поле боя Эпохи Возрождения, удары более легкими клинками были направлены в суставы, прочь от стальных грудных пластин, а уколы были вполне полезны.
Другой главный источник непонимания относительно защиты острым клинком исходит из наложения спортивного фехтования на историческое. Неправильное представление о защите рубящим клинком является почти всегда результатом того, что шпажная/рапирная (или даже рапира/малый меч) теория неудачно применяется к рубящим мечам. В современном фехтовании их псевдооружием без граней можно блокировать любую и все возможные атаки, используя почти любую часть клинка. Хотя этот метод хорошо работает для спортивных форм, он совершенно ошибочен в применении к настоящим мечам с более плоскими, широкими рубящими клинками.

Думать в терминах слабого колющего клинка, выполняя сильные рубящие и встречные действия — неподходящая перспектива. Тогда как более легкие, быстрые клинки, сражающиеся острием, могут легко делать одиночные отклоняющие или останавливающие блоки с последующими немедленными контруколами, рубящие, ломающие клинки этого не могут. Вместо этого, должен быть сделан либо уход, контрудар (с применением отклоняющего контакта или без), либо применен прямой блок с последующей отдельной атакой. Это рассчитанный контрудар, который почти всегда предпочтителен.
Инструкторы спортивного и классического фехтования, обучающие на шпагах и имеющие небольшой опыт в более ранних военных мечах желают иногда доказать, что более широкими рубящими клинками (которые совершенно вне их компетенции) следует постоянно ставить блок лезвием. Глупо равнять методы парирования спортивными шпагами, рапирами и саблями (или даже историческими малыми мечами и рапирами) с парированием острыми рубящими мечами.

Также заслуживает внимания то, что хотя в основных защитных движениях, используемых в современном спортивном сабельном фехтовании, существует некоторое внешнее сходство с острыми средневековыми и ренессансными мечами, это не одно и тоже. Спортивные сабли также очень легкие и тонкие, их легкие хлещущие удары наносятся только запястьем. Оружие и метод, которые они пытаются воспроизводить, имеют только внешнее сходство с историческим применением средневековых и ренессансных рубящих мечей.

Исторически, многие боевые сабли имели довольно толстые лезвия и были зачастую не очень острыми. Они не были разработаны для противодействия доспеху и применялись больше для рубки и даже просто для «удара». Поэтому намного меньше уделялось внимания тому, использовалось или нет лезвие для защиты. Сходные вещи заметны в стилях фехтования китайского кунг фу и юга Тихого океана, которые редко или совсем не практикуют тест-рубку в своих тренировках. «В настоящее время некоторые практикующие ошибочно полагают, что использование лезвия так или иначе выравнивает запястье для лучшей остановки удара с более мощным сопротивлением. Все же, в действительности имеет место противоположность. Прямой блок лезвием лишает вас возможности правильно расположить клинок, что необходимо как для должной защиты, так и для ответного удара. Это также уменьшает лучший шанс сделать более эффективный ответный удар в любое открытие, созданное атакой противника. Даже известный авторитет по мечам Ewart Oakeshott, хотя он позднее изменил свое мнение, пал жертвой этой ошибки, создавая свою короткую работу «Рыцарь и его оружие» в 1960 г. (современные переиздания, однако, еще содержат ошибку).
Используя плоскость, на самом деле, лучше выровнять запястье и лезвие меча для более быстрого и спокойного ответного удара без потери времени и момента на поворот руки. Только таким образом блокирующее движение может быть превращено в более эффективный контрудар. Однако, в других действиях, таких как отклонение, соединение или удар по клинку противника, можно бить в плоскость как плоскостью, так и гранью. Опять же, это лучше всего понять после обширной практики в парировании репликами мечей и тест-рубки острыми клинками.

Проведя значительное количество времени, рубя острыми рубяще-колющими мечами, несомненно можно понять, что заточенный клинок должен оставаться настолько острым, насколько это возможно, чтобы быть эффективным в рубке.

Хотя, в отличие от более широких, тяжелых рубящих клинков, ренессансный рубяще-колющий меч обладает достаточной возможностью для парирования как уколов, так и ударов (других тонких клинков) с помощью либо лезвия, либо плоскость — хотя результатом будет значительное повреждение. Помните, что большинство одноручных мечей использовались вместе со щитом. Это был щит, применявшийся для защиты и блокирования, оставляя таким образом оружие свободным для предпочтительной и специализированной ударной работы. Это также справедливо для тех одноручных мечей, которые использовались с баклером или кинжалом. В случае двуручных мечей, роль защиты главным образом отводилась уходу, увертыванию и отклонению с противоходом.

Причина может быть связана с отсутствием выраженных граней на многих формах современного спарингового оружия (т.е. круглых палок, бамбуковых синаев, мягких «бофферов» и т.п.), что также может влиять на привычку парирования у некоторых бойцов. В результате становится непривычным использовать плоскость вместо грани.

Также важно обратить внимание на то, что приемы парирования, хорошо работающие в бою на палках или со смягченным оружием, не вполне эвивалентны тем, что применяются с тонкой полосой острого металла (т.е. настоящими мечами). Эти различия могут быть в полной мере оценены в практике защиты с незаточенными репликами мечей. Удары металла о металл могут перепрыгивать или отклоняться в сторону, самостоятельно меняя направление до момента полной остановки. Различия распространяются даже на использование затупленных театральных мечей. Большинство сценических или театральных мечей также слишком толстые и тяжелые, что делает их вполне способными выдержать неправильное блокирование лезвием. Конечно, это оружие никогда не предназначалось для рубки, не говоря уже о применении настоящими бойцами. Вдобавок, из-за большого числа дешевых имитаций, доступные мечи будут часто иметь слабый шатающийся клинок, чем смутят новичков, которые не смогут понять, каким образом надежно парировать с помощью плоскости.

В отличие от ошибочного блокирования лезвием, парирование плоскостью наоборот позволяет оставаться клинку неповрежденным, а упругость стали и форма клинка обеспечивают гибкость клинка под ударом. Помните, что в бою рубящими мечами вы пытаетесь не снова и снова бить со всей силы по мечу противника, а скорее рубить его плоть и кость. При защите вы не помещаете свой меч поперек его удара, как будто это щит, а пытаетесь отклонить удары, вынуждая удар отскочить или изменить направление движения, или даже отбить прочь своим собственным ударом. Этому не учат в театральном сценическом бою и редко, если вообще когда-нибудь показывают в живых хореографических постановках.

В сущности, чем дальше вы от рубки, тем меньше вы понимаете о защите и бое с заточенным оружием. Хуже всего — основывать понимание защиты на рафинированных приемах современного спорта, или на впечатляющих, преувеличенных искусственных движениях, предназначенных для развлечения зрителей. Наконец, что учит правильным приемам защиты с рубящим клинком — так это тренировка с правильными репликами, и практика контактных спаррингов с соответствующей экипировкой.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то