Взаимодействия в баскетболе. Нападение в баскетболе

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ

Основные понятия тактики баскетбола. Классификация тактики игры. Обучение тактике баскетбола. Задачи и ме­тодика совершенствования тактической подготовки. Комп­лектование команды и ведение игры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТАКТИКИ БАСКЕТБОЛА: СРЕДСТВА, СПОСОБЫ, ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ ИГРЫ

Трудно переоценить значение тактики игры для успеха баскетбольной команды. Мало собрать в команду сильных баскетболистов, которые умеют метко бросать по корзине, владеют техническими приемами передач, ведения мяча, заслонов, обладают хорошими физическими качествами. Если эти баскетболисты не будут сыграны, не будут действовать на площадке осмысленно, коллективно, то такая команда не сможет добиться успеха в современном баскетболе.

Тактика игры представляет собой совокупность средств, способов и форм ведения игры и целесообразное их применение против конкретного противника, в конкретных условиях для достижения поставленной задачи.

Может возникнуть вопрос: почему в определении тактики сказано, что целью ее является достижение поставленной задачи, не просто победа в матче. Дело в том, что при составлении тактического плана игры тренеры реалистически оценивают соотношение сил своих воспитанников и соперников, учитывают положение команд в турнире, физическое и психическое состояние игроков, важность победы в предстоящей и последующих играх и в зависимости от этого ставят перед баскетболистами задачу на матч. Эта задача - не обязательно победа. В практике даже в крупных международных соревнованиях нередко встречались случаи, когда тренер настраивал своих воспитанников на проигрыш матча, но с небольшой разницей в счете выигранных и проигранных очков.

Словом, тактика - это область тренерской деятельности и творчества. Тактика игры - это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры.

Современная тактика баскетбола располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Их наилучшее использование возможно только при правильном учете основных факторов, которые реально влияют на данный конкретный матч. Они базируются на всесторонней оценке возможностей своей команды и команды соперника (составы команд, уровень тренированности игроков, их моральное состояние, техническая и тактическая оснащенность и пр.) и учете определенных внешних условий, при которых протекает данная встреча (погода, оснащенность и состояние поверхности площадки, особенности оборудования, реакция зрителей и т.д.). Без учета указанных факторов команда не может достигнуть максимального результата.Существование столь тесной и взаимообусловленной связи между техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характе­ристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие - технико-тактическое действие . Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков. Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие .


Средства ведения игры. К средствам ведения игры относятся все приемы техники нападения и защиты. Если баскетболист не владеет техническими приемами, то он не может участвовать в игре и выполнять какие-либо тактические действия. Однако если техническая подготовка направлена на изучение структуры движения того или иного приема, то тактическая подготовка вооружает баскетболиста знаниями и умениями целесообразного применения изучаемых приемов в условиях борьбы двух команд.

Способы ведения игры. Способами ведения игры являются тактические рациональные действия игроков, которые применяются в борьбе с противником (индивидуальные, групповые, командные).

Индивидуальным тактическим действием называется такое действие, которое игрок осуществляет без участия партнера по команде и которое направлено на решение отдельной тактической задачи.

Групповые тактические действия решают часть команд­ной задачи. Они осуществляются при взаимодействии двух, трех и большего числа игроков.

В командных действиях участвуют все пять игроков. Командные действия осуществляются различными способами через различные системы игры и комбинации. Командные действия направлены на решение общекомандной задачи, им подчинены индивидуальные и групповые действия.

А при характеристике целостных командных действий используется термин система игры, подразумевающий специфическое взаиморасположение и взаимодействия всех игроков команды, объединенные единой целевой направленностью (например, система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т.п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность действий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.

Структурной единицей командных действий в нападении является комбинация. Под комбинацией подразумевается заранее изученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков команды в пределах конкретной системы, направленные на создание одному из баскетболистов условий для атаки кольца. Кроме того, комбинация может быть творчески создана и реализована игроками на основе типовых взаимодействий и сыгранности и накопленного соревновательного опыта.

В ходе проведения заранее разученной комбинации пред­полагается логическое ее развитие и завершение в зависимости от сложившейся соревновательной обстановки. Комбинации могут применяться как в динамике матча, так и в статические моменты введения или вбрасывания мяча в игру (при начальном броске, при вбрасывании из-за боковой или лицевой линии или при штрафном броске).

Формы, ведения игры. Формами ведения игры называют внешнее проявление действий команды, связанных с решением определенных тактических задач. Формы могут быть активными или пассивными. В зависимости от применения активных или пассивных форм тактика носит наступательный или оборонительный характер (быстрый прорыв, личная защита). Причем оборонительная тактика может быть и пассивной, и активно оборонительной. Та или иная форма ведения игры выбирается тренером, исходя из обстановки соревнований и реальных возможностей команды. В современном баскетболе принято следующее распределение игроков по функциям (амплуа): защитники, форварды, центровые.

Основные обязанности защитников - четкое руководство действиями партнеров в нападении, а также готовность к заверяю атаки позиционным броском или стремительным проходом; в обороне - сдерживание быстрой контратаки соперников в случае потери мяча, действия на переднем рубеже защиты у своей корзины.

Форварды должны обладать хорошей маневренностью, умен; ем результативно атаковать с дальних и средних позиций, обострять игру вблизи корзины соперников за счет собственного скоростного прохода или нацеленной передачи центровому. Помимо этого они обязаны грамотно осуществлять защитные действия на своих позициях и обеспечивать вместе с центровы подбор мяча на обоих щитах.

Центровые - наиболее высокорослые и мощные игроки в команде, призваны таранить оборону соперников на ближних подступах к их щиту, а также «цементировать оборону собственной корзины: они играют основную роль при борьбе за отскок, при добивании мяча и накрывании бросков соперников.

Количество игроков по функциям на площадке в ходе игр может меняться в зависимости от избранной командой систем игры и складывающейся в матче ситуации.

В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на тактику нападения и защиты.

Каждый раздел ее подразделяется на группы в зависимости от принципа организации действий игроков: индивидуальные, групповые и командные. В свою очередь, каждая из групп, исходя из форм ведения игры, делится на виды (например, индивидуальные действия в нападении могут быть действиями игрока без мяча и действиями игрока с мячом). В зависимости от конкретного содержания игровых действий виды подразделяются на способы. Способы, имеющие различные особенности выполнения, обусловливают проявление вариантов. Например, одним из способов позиционного нападения является система нападения через центрового игрока. Исходя из количества центровых, одновременно оперирующих на поле, эта система может располагать тремя вариантами нападение через одного центрового; через двух и через трех центровых.

На начальном этапе подготовки обучение тактике (развитие ориентировки, сообразительности и т.п.) включается в физическую и техническую подготовку. Для этого в соответствующие упражнения постепенно вводятся дополнительные и усложненные условия. Например, увеличение количества мячей; увеличение различных сложных перемещений, связанных с действиями партнера по упражнению; введение звуковой и, главным образом, зрительной сигнализации; введение сначала пассивного, а затем нарастающего активного сопротивления противника.

При проведении подобных занятий важно, чтобы вводимые дополнительные условия и усложнения не влияли отрицательно на развитие физических качеств и формирование двигательных навыков, лежащих в основе какого-либо технического приема.

Основная задача игрока, действующего в защите, - «держать» противника.

Это значит:
1. Не давать противнику выходить на свободное место, где он может получить мяч, чтобы предотвратить возможность развития атаки.

2. Если игроку удалось выйти на свободное место, не дать ему получить мяч, стараясь перехватить его.

3. Если игроку все же удалось получить мяч, не дать ему бросить мяч в корзину или передать мяч, провести его или применить какое-либо другое действие. Для этого защитник стремится вырвать или выбить мяч из рук противника.

4. Если противнику удалось бросить мяч в корзину, помешать овладеть мячом, не дать ему приблизиться к щиту или вступить с ним в борьбу за мяч, отскочивший от щита.

Если мяч перешел в руки другого нападающего, то действия защитника начинаются сначала.

Перечень действий защитника определяет, как ему следует действовать и против игрока без мяча, и против игрока с мячом.

Рассмотрим эти действия подробнее.

Действия игрока в защите против игрока с мячом. Главная задача защиты против игрока с мячом заключается в том, чтобы не дать ему забросить мяч в корзину. Чем ближе игрок с мячом к корзине, тем он опаснее.

Это ставит перед каждым защищающимся игроком вторую задачу - не дать подопечному игроку пройти к корзине, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям.

С ростом мастерства игроков увеличивается количество бросков с среднего и дальнего расстояния. Данные Всесоюзных зимних соревнований 1953 г. показывают, что сильнейшие команды совершают в среднем около 50% бросков в корзину с среднего и дальнего расстояний. Это заставляет защитников более активно бороться против бросков, совершаемых с среднего и дальнего расстояний, особенно если в команде противника имеются так называемые снайперы.

Обеспечив защиту от бросков в корзину, игрок должен вступить в единоборство с противником, мешая ему передать или вести мяч. Защищающийся направляет все свои усилия на то, чтобы при малейшей возможности перейти в нападение. Поэтому он должен стараться перехватить, вырвать или выбить мяч из рук противника.

Действуя против игрока, ведущего мяч, защитник стремится остановить его. Если это ему удалось и противник прекратил вести, защитник должен смело вступать в борьбу за мяч.

Действия в защите против игрока без мяча. За последнее время активность игроков без мяча в нападении значительно возросла, в связи с чем защита против них приобретает все большее значение.

Многие защитники ослабляют внимание к своему подопечному игроку, когда он остается без мяча. Это большая ошибка защитника.

Действуя против игрока без мяча, необходимо сосредоточить свое внимание на том, чтобы не упустить своего подопечного и не дать ему возможности выйти на свободное место, особенно к щиту.

Для этого игрок должен уметь остановить противника, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям площадки.

Активные защитные действия должны быть направлены на то, чтобы локализовать игру нападающего, не дать ему возможности получить мяч, для этого защитник должен стремиться перехватить мяч.

Кроме того, защита должна бороться против заслонов.

Защитник должен своевременно заметить, когда его подопечный попытается сделать заслон и немедленно предупредить об этом партнера, а также, если нужно, принять правильное решение - поменяться с партнером, дав ему соответствующее указание об этом.

Наконец, задача защитника заключается и в том, чтобы подстраховать партнера, ведущего борьбу против игрока с мячом, и в случае необходимости прийти к нему на помощь.

Независимо от того, действует ли защитник против игрока с мячом или без мяча, он обязан стремиться захватить инициативу в единоборстве с противником.

Для этого он должен держать противника под непрерывным активным воздействием, не давая ему ни секунды передышки, все время угрожая перехватить, выбить или вырвать мяч из его рук.

Эти действия помогут защитнику навязать свою волю нападающему и вынудят его действовать так, как выгодно защитнику.

Действия игрока в защите против двух и более игроков противника. В ходе игры, особенно против команд, пользующихся в нападении быстрым прорывом, игроку в защите приходится бороться против двух и более игроков противника.

Поэтому он должен так организовать свои действия, чтобы лучше справляться с создавшейся сложной обстановкой.

Во-первых, он должен стремиться, не вступая в непосредственную борьбу за мяч, выиграть время и замедлить продвижение нападающих до подхода своих партнеров.

Для этого защитник должен закрыть кратчайший путь к щиту и отступать назад лицом к противнику в темпе, позволяющем сдержать движущихся вперед нападающих, но в то же время внимательно следить, чтобы кто-либо из нападающих не оказался за его спиной (рис. 68).

Рис. 68. Действия 1: 2

Отступая, защитник пользуется отвлекающими действиями, заставляя противника остановиться или сделать лишние передачи, но ни в коем случае не вступает с противником в действительную борьбу.

Если кто-либо из противников все же оказался за спиной защитника, то последний должен быстро отступить назад к прорвавшемуся в тыл игроку и, не теряя из виду остальных, помешать ему получить мяч.

Защитник не может на себя взять большей задачи и совершит грубую тактическую ошибку, если в поле начнет борьбу за мяч или же будет препятствовать броску с среднего, а тем более с дальнего расстояния.

Теоретические предпосылки.

В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат ин­дивидуальные действия без мяча и с мячом, а также разновидно­сти взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», засло­ны, наведение и пересечение.

В современном баскетболе из взаимодействий трех игроков наи­большее распространение имеют: «треугольник», «тройка», «ма­лая восьмерка», «скрестный выход», «сдвоенный заслон» и «наве­дение на двух игроков».

«Треугольник» - простое, но эффективное взаимодействие при контратаке в ситуации 3x2 или при розыгрыше мяча в позицион­ном нападении.

В начальном расположении игроки занимают позиции на даль­них подступах к корзине, образуя треугольник, основанием обра­щенный в сторону атаки. Игрок с мячом занимает вершину тре­угольника и соответственно должен находиться дальше от щита соперников, чем два его других партнера.

При скоростной контратаке в ситуации численного перевеса нападающие, используя ведение мяча, передачи и выход на сво­бодную позицию, выводят на завершающий бросок своего парт­нера. При умелых действиях нападающих такая атака, как прави­ло, завершается из-под щита без активного противодействия броску со стороны защитников.

В позиционном нападении взаимодействие «треугольник» прово­дится без смены мест (рис. 72) и со сменой мест (рис. 73) по принципу «передай мяч и выходи». При розыгрыше мяча исполь­зуют быстрые передачи с возвращением его в вершину треуголь­ника. После каждой выполненной передачи игрок стремится за счет финтов освободиться от опеки и занять выгодное для атаки корзины положение. Туда и должна своевременно последовать выводящая на бросок мяча передача.

«Тройка» - взаимодействие, основанное на использовании за­слона для выхода с получением мяча (рис. 74). Начальная расста­новка нападающих напоминают тот же треугольник, но его рас­положение на площадке по отношению к корзине может быть разным: с вершиной на трехочковой линии и основанием, обра­щенным к корзине, или с вершиной у боковой линии и основа­нием, обращенным к другой боковой. Мяч при этом всегда у иг­рока, находящегося в вершине условного треугольника.

Нападающий с мячом начинает взаимодействие передачей в одну сторону, а сам направляется для постановки заслона в дру­гую, где его партнер предварительно сближается с защитником и, используя заслон, выходит на свободную позицию. Этому иг­року и доставляется мяч для завершающего броска. При удачном стечении обстоятельств атакующий игрок может беспрепятствен­но дойти до корзины и поразить ее без особого труда из-под щита. В другом случае возможно завершение атаки позиционным брос­ком с дальней или средней дистанции без сопротивления защит-

ника. Игрок, поставивший заслон лицом к сопернику, после бло­кирования защитника поворачивается кругом и поддерживает ата­кующие действия партнера с мячом, как при взаимодействии «двойка».

Чтобы разыгрываемое взаимодействие было результативным, каждый игрок должен использовать соответствующие обманные движения и согласовывать свои действия с партнерами по команде во времени и пространстве.

«Малая восьмерка» - взаимодействие, предназначенное для розыгрыша мяча на задней линии нападения и построенное на многократном наведении и пересечении нападающих. При этом

К пути движения игроков напоминают вытянутую и несколько вы­гнутую в середине цифру 8 (рис. 75). Начальное расположение нападающих соответствует взаимо­действию «треугольник», мячом владеет средний игрок.

Игрок с мячом начинает дриблинг в сторону одного из парт­неров, который одновременно направляется навстречу ему и по­лучает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок, передавший мяч, делает короткий рывок к корзине с последую­щим восстановлением позиции на фланге, а нападающий с мя­чом, используя ведение, следует в направлении третьего партне­ра, также совершающего встречное движение. В момент их пересе­чения происходит аналогичная передача мяча из рук в руки. Дриб-лер вновь занимает место в середине площадки, замыкая «восьмер­ку», а снабдивший его мячом партнер после короткого рывка к корзине располагается уже на другом фланге атаки и т.д. Цикл передвижений нападающих по «восьмерке» продолжается не­сколько раз.

Взаимодействие используется для удержания мяча, а также с Целью подготовки условий для результативной атаки. Наиболее пер­спективными вариантами продолжения взаимодействия счита-

ются: проход к щиту противника в момент пересечения, вос­пользовавшись несогласованностью действий защитника; дистан­ционный бросок мяча после неожиданной остановки нападаю­щих в момент передачи мяча из рук в руки, используя наведе­ние; передача на фланг освободившемуся от опеки игроку и его последующий проход-бросок в случае попытки соперников орга­низовать групповой отбор мяча в середине площадки с участием крайнего защитника.

«Малая восьмерка» будет успешной, если взаимодействующие игроки выполняют ряд требований:

    ведут мяч дальней от соперника рукой без зрительного конт­роля;

    при владении мячом постоянно угрожают проходом к корзине;

    для получения мяча следуют наружу, т. е. в дальнюю от щита противника сторону, и передача из рук в руки соответственно осуществляется в сторону от защитников;

    при пересечении проходят рядом друг с другом, надежно передавая мяч, не оставляя шансов обороняющимся добраться до него;

    непрерывно держат в поле зрения мяч и контролируют игро­вую ситуацию;

    своевременно выходят для получения мяча, и он постоянно находится в середине площадки;

    передвигаются быстро, решительно и уверенно;

    мгновенно используют ошибочные и несогласованные дей­ствия соперников для завершения атаки.

«Скрестный выход» (рис. 76) также базируется на пересечении и наведении. Его можно проводить: 1) прямо перед щитом сопер­ника при участии центрового и двух игроков задней линии напа­дения; 2) от боковой линии, когда взаимодействуют центровой,

форвард и защитник.

В первом случае игроки в на­чальной расстановке образуют треугольник, обращенный вер­шиной к щиту противника, и центровой занимает позицию спиной к корзине. Во втором - треугольник, обращенный вер­шиной к противоположной бо­ковой линии, а центровой на­ходится в средней позиции на «усах» трехсекундной зоны. Мя­чом может владеть любой из партнеров центрового.

Взаимодействие начинается передачей центровому с после-

дующими диагональными перемещениями двух игроков в его на­правлении и пересечением перед ним. Благодаря этому маневру, а также возможному наведению защитников на центрового один из проходящих нападающих освобождается от опеки, получает от него мяч из рук в руки и завершает атаку броском в движении из-под щита. Партнеры поддерживают атакующего в готовности подобрать мяч в случае его промаха. Возможным продолжением атаки может быть и бросок мяча самим центровым после поворота в сторону корзины, если защитники осуществляют переключение на про­рывающихся игроков или пытаются заранее предугадать развитие атакующих действий.

Основные правила, которыми следует руководствоваться при осуществлении «скрестного выхода»:

    первым мимо центрового проходит игрок, направивший ему мяч;

    выход должен быть стремительным и применяться в сочета­нии с предшествующим финтом вышагиванием или скрестным шагом;

    игроки обязаны проходить вплотную к центровому, чтобы между ними не смог прорваться ни один сопровождающий за­щитник;

    центровой может передавать мяч из рук в руки любому парт­неру, но чаще в более выгодном положении оказывается второй проходящий игрок.

«Сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков» - взаимо­действия, при которых нападающий с мячом или без мяча осво­бождается от опеки противника благодаря постановке заслона од­новременно двумя партнерами (рис. 77) или с помощью наведе­ния на двойную преграду (рис. 78).

Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападе­ нии с участием трех игроков «треугольник».

    Выполнение взаимодействия в ситуации численного превос­ходства нападающих (3 х 1, 3 х 2) на месте и в движении без атаки корзины: подвижные игры, например: «Не давай мяч водящему» и др., требующие многократного выполнения передач между парт­нерами без потерь мяча.

    То же, но в ситуации численного равенства противоборству­ющих (3x3): подвижные игры, например: «Борьба за мяч», «10 передач», «Мяч ловцу» и т.п., требующие длительного сохра­нения командного контроля над мячом.

4. Повторное выполнение взаимодействия с атакой корзины при позиционном розыгрыше мяча в зоне соперника, преодоле­ вая пассивное, а затем активное сопротивление одного, двух за­ щитников: способы завершения атаки варьируются по ситуации, смену защитников производят после указанного количества по­ вторений задания нападающими.

    То же, но в игровом противоборстве 3 х 3 с атакой в одну корзину: команда атакует до потери мяча в ходе его розыгрыша или после неточного броска, в случае результативных действий нападающие сохраняют контроль над ним и получают право на очередную атаку.

    Поточное выполнение взаимодействия с атакой корзины со­перников после скоростного передвижения нападающих вдоль площадки: игроки перемещаются от одной корзины к другой в расстановке для взаимодействия «треугольник», непрерывно пе­редавая мяч между собой через ближнего (среднего) партнера и завершая атаку броском из удобного положения; окончив скорост­ную атаку, занимающиеся вдоль боковых линий возвращаются на и. п.; очередная тройка игроков начинает упражнение, как только предыдущая пройдет центральную линию, и т.д.

    То же, но со сменой мест нападающими по ходу атаки: мяч постоянно «ходит» через среднего игрока, но при этом каждый атакующий после выполнения передачи совершает рывок вслед за мячом на фланг (за спину партнеру), а игрок, получивший мяч, устремляется в центр и т.д.; игроки без мяча должны все время опережать его и получать пас «на ход».

    То же, что в упр. 6 и 7, но с преодолением в передовой зоне активного противодействия одного, а затем двух защитников: на­падающие при необходимости могут использовать ведение мяча и завершать атаку по ситуации; защитники встречают нападающих наверху трехочковой дуги; смену обороняющихся производят в слу­чае их успешных действий (перехват или выбивание мяча, накры-вание броска) или при невынужденных ошибках нападающих (тех­нические потери мяча, неудачные броски в корзину и т.п.).

9. Выполнение разновидностей взаимодействия в игровом проти­воборстве «нападают тройки»: соперничают три команды (по три игрока в каждой); в начальной расстановке две команды распо­лагаются в защите на противопо­ложных щитах, а третья начина­ет атаку от центральной линии в любом направлении; при резуль­тативном завершении атаки тре­тья команда нападает на другой щит; в случае успеха защитников происходит смена ролей, т. е. ата­кующими противоположный щит становятся защитники, а их по­зиции занимает потерявшая мяч тройка игроков и т.д.

10. То же, но в двусторонних учебных играх с установкой педагога. нии с участием трех игроков «тройка».

    Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонст­рационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

    Выполнение взаимодействия без сопротивления защитников в поточном упражнении (рис. 79): позиции защитников обозначают переносными тренировочными стойками или их аналогами; атаку завершает броском в движении из-под щита освободившийся бла-

годаря заслону партнера игрок после получения голевой переда­чи от третьего нападающего; сме­ну позиций занимающиеся про­изводят против часовой стрелки.

3. То же, но варьируя направ­ ление первой передачи и соот­ ветственно развитие атаки:

    передача вправо - заслон влево;

    передача влево - заслон вправо.

4. То же, но варьируя способы развития и завершения атаки:


    выход из-под заслона с полу­чением мяча - проход-бросок после ведения (рис. 80, а);

    выход из-под заслона с по­лучением мяча - остановка дву-

мя шагами (прыжком) - дистанционный бросок мяча в прыж­ке (рис. 80, б);

Выход из-под заслона с получением мяча - «откидка» парт­ неру, поддерживающему атаку после постановки заслона - бро­ сок мяча в движении (рис. 81).

5. То же, что в упр. 3 и 4, но изменяя начальное расположение и позиции игроков по отношению к корзине:

    прямо перед щитом;

    справа от щита;

    слева от щита.

    Выполнение разновидностей изучаемого взаимодействия в условиях пассивного противодействия одного, двух защитников в поточном упражнении: смену позиций производят после завер­шения атаки перемещением занимающихся по ходу или против часовой стрелки - в направлении первой передачи мяча.

    Повторное воспроизведение разновидностей «тройки» с пре­одолением активного противодействия защитников: количество защитников постепенно увеличивают до трех; смену функций между нападающими и защитниками производят после выполне­ния заданного количества повторений взаимодействия.

    То же, но в игровом противоборстве 3x3 с атакой в одну кор­зину: смену функций производят после завершения каждой атаки.

9. Выполнение разновидностей взаимодействия в двусторонних учебных играх с установкой педагога.

Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападе­ нии с участием трех игроков «малая восьмерка».


1.

    Выполнение взаимодействия без атаки корзины и при отсут­ствии сопротивления (рис. 82): циклические передвижения осу­ществляются по заданным ориентирам на площадке.

    То же, но в условиях пассивного противодействия трех за­щитников: защитники в параллельной стойке сопровождают пе­ремещения нападающих; смену ролей производят после выпол­нения заданного количества циклов изучаемого взаимодействия.

    То же, но с атакой корзины после выполнения заданного количества циклов перемещений по «восьмерке»:

    проход-бросок после пересечения в момент передачи мяча из рук в руки (рис. 83);

    дистанционный бросок после наведения на неподвижный заслон партнера, передавшего мяч из рук в руки (рис. 84).

5. То же, но варьируя момент и способ завершения атаки в условиях ограниченной активности противодействия защитников:

    противодействовать разрешено только проходу-броску;

    противодействовать разрешено только дистанционному броску.

    Повторное выполнение разновидностей взаимодействия в ус­ловиях неограниченной активности защитников: смену ролей меж­ду нападающими и защитниками производят после заданного ко­личества атак каждой тройкой игроков.

    То же, но в условиях игрового противоборства 3 х 3 с атакой в одну корзину: время командного владения мячом ограничивают 24 с.

    Выполнение разновидностей взаимодействия «малая восьмер­ка» в двусторонних учебных играх с установкой педагога.

Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападе­ нии с участием трех игроков «скрестный выход».

1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонст­рационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

    центровой передает мяч первому проходящему игроку, кото­рый и завершает атаку броском в движении;

    центровой передает мяч второму проходящему игроку, за­вершающему атаку проходом-броском;

    центровой передает мяч первому или второму проходящему игроку, а тот выполняет «откидку» партнеру для броска из-под

Центровой после поворота лицом к корзине сам завершает атаку позиционным броском.

6. Выполнение разновидностей взаимодействия в условиях пас­ сивного противодействия двух, а затем трех защитников: защит­ ники вначале опекают только игроков, совершающих пересече­ ние, а затем в упражнение включают и опекуна центрового.

7. То же, но с расстановкой игроков и атакой от боковой линии: в и. п. центровой занимает место в средней позиции на «усах» трех- секундной трапеции, а его партнеры - у боковой линии (рис. 86).

8. Повторное выполнение разновидностей изучаемого взаимодей­ ствия в условиях активного противодействия защитников: смену ролей производят после указанного количества повторений задания каж­ дой тройкой игроков.

9. То же, но в игровом противоборстве 3x3 с атакой в одну корзину.

10. Воспроизведение разновидностей взаимодействия «скрест­ ный выход» в двусторонних учебных играх с установкой педагога.

Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении с участием трех игроков «сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков».

1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонст­ рационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

2. Выполнение взаимодействия без сопротивления защитников в поточном упражнении: позиции защитников обозначают пере­ носными тренировочными стойками; сдвоенным заслоном напа­ дающего освобождают от опеки для прохода-броска (рис. 87), или он открывается с помощью наведения на двух партнеров для вы­ полнения дистанционного броска (рис. 88); смену позиций произ­ водят после каждого завершения атаки.

3. То же, но варьируя начальные позиции игроков относитель­ но корзины и соответственно направление развития атаки: взаи­ модействие поочередно выполняют прямо перед щитом, справа и слева от него.

4. То же, но варьируя способы развития и завершения атаки: - атаку завершает освобождаемый сдвоенным заслоном или

наведением на двух нападающий;

I- атаку завершает один из ставящих сдвоенный заслон напада­ющих после поворота и получения передачи-«откидки» от осво­божденного заслоном партнера.

Организационно-методические указания.

    Добиваться своевременности и согласованности атакующих действий всех нападающих.

    Постепенно увеличивать степень активности противодействия защитников по мере усвоения нападающими сущности взаимо­действия.

    На этапе совершенствования чередовать начальное располо­жение и позиции нападающих, направление развития атаки и спо­собы ее завершения.

    При выполнении взаимодействия «треугольник»:

    передавать мяч через среднего игрока, использовать скорост­ные передачи;

    после передачи мяча осуществлять выход на свободную пози­цию;

При выполнении взаимодействия в движении стремиться опережать игрока с мячом, чтобы получить мяч «на ход»;

Варьировать способы завершения атаки в зависимости от скла­ дывающейся на площадке игровой ситуации.

5. При выполнении взаимодействия «тройка»:

    соблюдать правила постановки заслона и выхода под заслон для получения мяча;

    для обыгрывания защитников с мячом и без мяча использо­вать соответствующие финты;

    освобождающемуся игроку завершать атаку с учетом контр­действий обороняющихся: броском в движении, проходом-брос­ком, остановкой с получением мяча и позиционным броском или передачей-«откидкой» поддерживающему атаку партнеру с по­следующим его броском.

6. При выполнении взаимодействия «малая восьмерка»:

- соблюдать основные требования, предъявляемые к наведе­ нию и пересечению;

    встречные перемещения производить так, чтобы мяч переда­вался из рук в руки, в дальнюю от защитников сторону и в сере­дину площадки;

    перемещаясь с фланга, идти на мяч, т.е. от щита; а получая мяч, постоянно угрожать проходом в сторону корзины («давить» мячом на защитников);

    непрерывно держать в поле зрения мяч и быть в готовности к его получению в любой момент взаимодействия;

    варьировать число циклов перемещений по «восьмерке» пе­ред началом атаки корзины; решительно начинать завершающий проход-бросок или позиционный бросок из-под заслона при бла­гоприятно складывающейся ситуации.

7. При выполнении взаимодействия «скрестный выход»:

    первым мимо центрового проходить игроку, отдавшему ему мяч;

    выполнять основные требования, предъявляемые к наведе­нию и пересечению;

    взаимодействие изучать с разных позиций игроков по отно­шению к щиту: прямо перед ним или от боковой линии (справа и слева от него);

    чередовать адресата для ответной передачи и способы завер­шения атаки в соответствии со складывающейся ситуацией.

8. При выполнении взаимодействий «сдвоенный заслон» и «наведе­ ние на двух игроков»:

    игрокам, ставящим заслон, располагаться вплотную друг к другу, занимая как можно большее пространство на площадке;

    выход или проход из-под заслона совершать на скорости мак­симально близко к партнерам;

    варьировать способы завершения атаки (проход-бросок или по­зиционный бросок) адекватно складывающейся игровой ситуации;

    поддерживать атаку после заслона поворотом в сторону кор­зины в готовности получить передачу-«откидку» или бороться за отскочивший мяч в случае неточного броска;

    для освобождения с помощью наведения на двух использо­вать передвижения с неожиданной сменой направления;

    своевременно направлять мяч открывающемуся нападающе­му; начинать бросковое движение без пауз, одним темпом.

9. Добиваться от занимающихся уверенного, своевременного и адекватного использования необходимых технико-тактических действий и логического завершения каждого взаимодействия.

10. В игровом противоборстве поощрять результативное воспро­ изведение изученных взаимодействий согласно установке на игру педагога.

Основные ошибки при выполнении разновидностей групповых тактических взаимодействий в нападении с участием трех игроков.

1. Неверное начальное расположение игроков: затруднены не­обходимые действия.

Обучение индивидуальным тактическим действиям

Нападение - основная функция команды в процессе игры. От планирования, организации и реализации атакующих действий зависит результативность и в решающей степени конечный ре­зультат спортивного поединка.

Тактика нападения многообразна. Чем шире арсенал тактиче­ских знаний, умений и навыков отдельных игроков и команды в целом, тем больше возможностей выбрать и рационально постро­ить тактику игры против конкретного соперника, добиться жела­емой победы над ним.

Обучение основам тактики нападения предполагает освоение за­нимающимися базовых индивидуальных, групповых и командных дей­ствий в необходимом объеме.

Каждый игрок на площадке должен уметь ориентироваться в изменяющейся игровой обстановке и рационально действовать в рамках избранной его командой тактики ведения игры. Для этого необходимы умения постоянно контролировать складывающую­ся на площадке ситуацию, быстро анализировать ее, мгновенно принимать оптимальные решения и незамедлительно действо­вать.

Уровень индивидуального тактического мастерства игроков оп­ределяет результат коллективных действий.

В соответствии с принятой классификацией тактики баскетбо­ла среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока без мяча и с мячом (см. рис. 37, с. 148).

Действия игрока без мяча

Теоретические предпосылки.

Действия игрока без мяча могут быть направлены на освобож­дение от опеки защитника и выход на удобную позицию для по­лучения мяча либо для овладения отскоком мяча при неудачном броске партнера.

С их помощью можно также совершить отвлекающий маневр - выход для отвлечения внимания обороняющихся от мяча. Тем самым можно освободить для партнера участок площадки и со­здать ему выгодную ситуацию для обыгрыша соперника «один в


Вдин». Прежде чем изучать схемы игровых ситуаций и уп­ражнений для обучения, рас­смотрите условные обозначе­ния (рис. 39).

Выход для получения мяча производится по ходу разви­тия атаки. Он осуществляется перед соперником или за его спиной.

Учитывая характер измене­ния направления передвиже­ний на площадке, выделяют несколько вариантов выхода на свободное место. Это - V-образный выход (рис. 40), S-образный выход (дас. 41), пет-

леобразный выход (рис. 42) и круговой выход (рис. 43).

Выход производится с места и в движении с помощью при­емов перемещений и финтов.

Для осуществления выхода с места нападающий предваритель­но выбирает такую исходную позицию, которая обеспечивает хо­роший зрительный контроль над игровой ситуацией и одновре­менно затрудняет его защитнику. Далее за счет вышагивания в сторону, противоположную планируемому выходу, игрок сбли­жается с соперником и, резко изменив направление своего дви­жения с помощью скрестного шага, освобождается от его опеки. Возможно выполнение и других финтов с использованием пово­рота или повторного вышагивания. Эффективность данного тех­нико-тактического действия зависит от правдоподобности избран-


ного обманного движения, неожиданности начала ухода, быстро­ты и своевременности самого выхода.

Выход в движении производят благодаря изменению темпа бега или направления передвижений. Здесь используется так называе­мый «рваный бег» либо сочетание повторных финтов в одном или в разных направлениях.

Выход для овладения отскоком мяча осуществляется в заверша­ющей фазе атаки при борьбе на щите противника после неудач­ного броска партнера. Успешность этого технико-тактического действия без мяча определяется как описанными выше способа­ми обыгрыша защитника, так и прогностическими способностя­ми нападающего, его умением быстро и точно определить вероят­ное направление и дальность отскока.

Согласно статистическим данным, определены зоны возмож­ного отскока мяча при неточных бросках в зависимости от место­расположения атакующего игрока и направления совершаемого им броска относительно корзины (см. рис. 36, с. 142).

Так, при бросках из зон 1 и 5 мяч при отскоке окажется в этих же зонах с очень большой степенью вероятности (до 95 %). При­чем в более половины случаев мяч перелетит на дальнюю сторону площадки (т. е. при броске из зоны 1 отскочит в зону 5 и наобо­рот).

При бросках из зон 2 и 4 выявлена та же тенденция: 70 % от­скочивших мячей возвращаются в эти же зоны приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки. И наконец, броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мячей в зоны 2, 3 и 4 составляет более 90 %.

Помимо направления отскока мяча может изменяться и его дальность. В зависимости от удаленности броска от корзины, не­которых биомеханических характеристик совершаемого броско-


вого движения, траектории полета мяча отскок может быть ближ­ним, средним и дальним.

Следовательно, результативность выхода для овладения отско­ком обусловлена, прежде всего, быстротой оценки условий и стилем исполнения броска. Первостепенное значение имеют также напо­ристость и агрессивность действий нападающего при борьбе за выгодную позицию под щитом соперников. Способы же освобож­дения от опеки защитника остаются идентичными действиям при выходе для получения мяча от партнера: V-образный выход, S-образный выход, петлеобразный выход и круговой выход. Зна­чительно уменьшается лишь амплитуда маневрирования. А сигна­лом для начала обыгрыша защитника служит момент подготовки броска партнером (1) или непосредственно выпуск мяча (2). В слу­чае (1) нападающий стремится сблизиться с опекуном и благода­ря финту с последующим уходом первым устремится в точку предполагаемого отскока, оставив его за спиной. В случае (2) на­падающий, избегая блокирующих действий защитника, чаще всего отступает от него на полшага (разрывает дистанцию), чтобы тут. же совершить стремительное зашагивание или забегание к щиту и занять выигрышную позицию. При этом он должен прийти в ус­тойчивое положение и быть готовым к физическому давлению в спину со стороны соперника. Поэтому располагаться нужно на расставленных, оптимально согнутых ногах, заряженных на мощ­ное выталкивание, с поднятыми на высоту плеч руками и вы­ставленными в сторону локтями с целью овладеть отскочившим мячом в высшей точке его полета. Эффективное выполнение дан­ного технико-тактического действия сопровождается подбором и добиванием мяча в корзину либо его откидкой партнеру для продолжения атаки.

Выигрыш «чужого щита» во многом определяет конечный ре­зультат игрового соперничества. Этому компоненту спортивного мастерства уделяют значительное внимание при подготовке ква­лифицированных баскетболистов.

Передвижения баскетболиста в нападении должны носить ос­мысленный характер. Бесцельная, хаотичная смена позиций не при­несет стабильного успеха. Своевременность и рациональность - ос­новные слагаемые результативной «игры без мяча». Искусству пере­движений и освобождения от опеки соперников необходимо обу­чать с первых же занятий баскетболом.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (всего в каждой команде по 12 человек, замены не ограничены). Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину.

Корзина находится на высоте 3,05 м от пола (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за трёх очковой линии) - три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки - 28 метров в длину и 15 метров - в ширину. Баскетбол - один из самых популярных видов спорта в мире.

История возникновения баскетбола

Впервые игра зародилась в 1891 году, основателем стал преподавать Массачусетского колледжа Джеймс Нейсмит.

Созданная игра в первоначальном виде слабо напоминала современный баскетбол . Поэтому через год были разработаны первые правила баскетбола.

На всемирный уровень игра выходит в 1932 году, сразу после встречи конференции национальных баскетбольных ассоциаций, во время которой была основана Международная федерация по любительскому виду баскетбола. Первоначально считали, что баскетбол будет лишь любительским спортом, но уже в 1989 году игра выходит на профессиональный уровень .

Первая игра в баскетбол на олимпийском уровне была сыграна в 1936 в Третьем Рейхе . Победителем турнира стала американская сборная. После этого американцы стали регулярно побеждать в баскетболе, лишь единожды сборной СССР удалось отобрать первое место у американцев.

Особенности игры в баскетбол

В игре присутствует две команды, в каждой из которых участвует по десять человек, но одновременно на поле играют лишь пять из них, остальные находятся в замене. Основной смысл игры – забросить мяч в кольцо вражеской корзины , а также помешать своих противникам забросить в свою корзину.

Побеждает тот, кто на момент завершения матча наберёт большее количество очков , в случае равного счёта, командам дают дополнительное время – овертайм. Если же игроки не смогут выяснить, кто из них победил и после овертайма, то назначают ещё один и так далее, пока не выявится победитель.

Как заработать очки:

  1. Наибольшее количество очков можно получить за попадания на расстоянии семи с половиной метров – за это дают сразу три очка.
  2. Попадание в кольцо корзины с меньше расстояния, чем в первом случае – приносит два очка команде.
  3. Попадание мячом в корзину во время штрафного броска – даёт лишь одно очко команде.

Ход игры

Начало матча происходит с выбрасывания мяча судьёй на центре поля. Сразу после свистка игроки могут начинать играть.

Вся игра будет длиться на протяжении четырёх таймов , каждый из которых длится ровно по десять минут, а по правилам Национальный баскетбольной ассоциации – двенадцать минут.

После первого тайма происходит пауза на две минуты, после остальных таймов – пауза занимает пятнадцать минут. По окончании перерыва команды меняются корзинами .

Поле для игры в баскетбол:

  • по правилам играть можно как на открытой площадке, так и в зале, но при этом высота потолком должна быть не меньше семи метров;
  • размер поля должен составлять – 28 на 15 метров;
  • площадь щита, на котором расположена корзина равняется – 180 на 105 сантиметров;
  • высота, на которой должна располагаться корзина должна составлять ровно 305 сантиметров от пола.

Правильный мяч для игры . Размер спортивного снаряда для мужчин должен иметь длину окружности от 75 до 78 сантиметров, при этом его масса равняется 567–650 грамм. Для женщин размер составляет от 72.4 до 74 сантиметров, а масса равна 510–567 грамм.

Основные правила баскетбола

Дополнительные правила

По правилам у каждой команды должен быть один капитан – если капитан решит покинуть игровое поля во время матча, то он обязуется доложить судьёй о том, кто будет исполнять его обязанности.

Ход игры каждой команды регулируется тренером . Именно он решает, кому из игроков необходимо выйти на поле, а также кого из них необходимо заменить во время матча. В игре разрешается бесконечное число замен, но совершать замену можно только тогда, когда мяч находится не в игре.

Тренер вправе запросить тайм-аут , который длится на протяжении одной минуты. Всего разрешается брать не больше одного тайм-аута в каждом тайме. Запрос можно совершать только тогда, когда мяч находится не в игре, после чего игровое время останавливается.

Какие бывают фолы в баскетболе

Фол – несоблюдение каких-либо правил, конкретным игроком, а также некультурное поведение. В баскетболе существуют следующие виды фолов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то