Рассказ про лошадь на татарском языке. Татарская лошадь

30 сентября 2017 близ села Новый Кырлай Арского района Татарстана прошли конноспортивные соревнования на «Международный кубок стран СНГ». В забеге на короткую дистанцию в 2400 м соревновались лошади татарской породы. Порода татарская, но все призовые места завоевали наездники из Башкортостана.

К сожалению, у нас в республике в почете арабские и английские лошади. Их лелеют, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они и не являются нашей национальной гордостью. В Аравийском полуострове до 7 века тоже не было коней. Арабы пользовались для своих нужд верблюдами. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Островитяне стали заниматься скрещиванием, чтобы вывести породу, которая могла бы жить на жарких арабских землях. В течение сотен лет им это удалось. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30-35 градусов жары разжижают кровь и кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более семи км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому у нас арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. К тому же содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т.д. Тоже самое можно сказать и про английских коней. В 1750-м году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень не дешевое. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих арабских странах и т.д. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Но после трех лет скачек даже не знают, куда их потом девать.

В августе 2007 года лама Тывы Монгуш Лопсан Дожиевич пригласил меня в гости на народный праздник Республики Тыва «Надым». Как положено по тюркской традиции на празднике проводились скачки коней. Меня эти скачки заинтересовали, ведь тувинцы, хакасы еще до революции назывались минусинскими татарами, а их кони ничем не отличаются от наших. В основном это степные татарские кони. Вернувшись в Казань, я встретился с некоторыми депутатами, которые держат арабских, английских коней. Попробовал убедить начать возрождать своих татарских коней. Но не получилось.

В феврале 2009 года я привез из Башкирии двух шестимесячных жеребят и с тех пор они у меня. Они выросли и дали потомство – двух жеребят. Через два года ко мне приехал в гости Фарид Набиуллин из Бугульминского района. Увидев коней, он загорелся и сказал, что в их районе с древних времен в основном занимались разведением этой породы. И он решил возрождать татарских коней. Не откладывая дела в долгий ящик, он тоже поехал в Башкирию купил там более 50 жеребят татарской породы.

В августе 2011 года в средствах массовой информации прошло сообщение о разрабатываемой в Татарстане программы по развитию коневодства и конного спорта на 2013-2015 гг., на которое должны потратиться 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению, в этой программе уделяется внимание английским, арабским, русским и т.д. коням, а татарским — нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Для возрождения татарских коней в Татарстане их необходимо закупать в Туве, на Алтае, Казахстане и т.д. Здесь они вернут свое историческое название – “татарские кони”. Как в республиках Алтае, Туве, Казахстане, Киргизии, будем проводить в Татарстане конные бега (Байга) на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй и стать национальным брендом.

Чтобы привлечь правительство к возрождению татарских коней, я предложил в подарок своего коня «Углан» президенту Татарстана Рустаму Минниханову с одним условием, если он сядет на него верхом на него на празднике Сабантуй. Рустам Нургалеевич пока думает.

Я надеюсь, что возрождение татарских коней начнет бурно развиваться. Мы надеемся увидеть на наших праздниках не только бега «байга» татарских коней на длинные дистанции, но джигитовку татарских парней на своих скакунах, национальные игры на конях, которыми богаты татарские традиции. Ведь все эти мероприятия давно проводят в Башкортостане. Поэтому у них и результаты хорошие.

Живу я в Высокогорском районе в деревне Камаево. Продолжаю держать татарских коней. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. эры на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере границы Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что означает «татары». Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (современные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии, территория современной Монголии и Южная Сибирь была татарской территорией. Русский ученый В.П.Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия) в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии. Оттуда далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала, Нижней и Средней Волги и далее на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, называл «Татарской степью». В течение многих тысячелетий татары (тюрки) — кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя.

“Они появлялись на свет божий в седле лошади, умирали и погибали, сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Татарское слово «ир-ат» переводится дословно на русский как «мужчина-конь». Видимо было немыслимо представить татарских мужчин в старину без коня. Такое схожее слово есть только в греческом мифе – кентавр. Постоянно на коне в лютый мороз и в знойную жару — такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, они способны были выносить всяческие неудобства и лишения и с мужеством переносили все тяготы походной и военной жизни.

2-3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2-3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди во всем мире разные, так и кони бывают разными. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во-первых, своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени, прежде всего, необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (серебряной) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладают темно-буланой мастью, точнее светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади, прежде всего, отличаются высокой плодовитостью. Груди у них широкие, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это, ноги у них короткие и тонкие. Рост у них 135-145 см. По европейским стандартам кони должны быть высотой 160-175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми.

Они очень легко выносят и холод и жару (40-45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природе юргалар (иноходцы), быстроходные и способны на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных соперников. В день могут пробегать до 150-200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна очень важная отличительная их черта — они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы разгребают из под снега траву. Когда овцы и кобылы, стоящие в стороне, видят, что жеребец откопал корм, они подбегают и начинают есть. Жеребец переходит на другое место и начинает вновь искать корм. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР) Северном Китае вдоль китайской стены.

Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника и удар в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшим мастерством конного лучника считалось не только стрелять на ходу, но и повернувшись назад. Это было обычной тактикой татар — заманивать врага в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался догнать их. Татары при отступлении, будто при бегстве, разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады. Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана вряд ли мы знали что-либо о потрясателях Вселенной.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто и как принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурганом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему десятки тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. 20 тысяч воинов со своими семьями чжурчжени (маньчжуры) и большая часть татар онгутов расселили в Поволжье, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские, северно-казахстанские степи и в Крым. В последствии онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары-онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падном походе. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами-онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

До революции татарских коней называли еще и ногайскими. И ещё об одном источнике, где говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овса принимают мало. Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней…” Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли несколько км. Но на высоком коне боярин показывал свое верховенство.

В 30-е годы под предлогом необходимости для колхозов сильных лошадей, татарских коней пустили под нож. В Советский период во все республики, в том числе и в Татарстан, стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились по сегодняшний день.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана большое поголовье лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя, что кони в современное время не нужны, перестали заниматься разведением лошадей. К 60-м годам XX века в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и само это название. Несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, в Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. А в 60-х годах века местным коням стали давать коды. Так, в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т.д.

В Уфе убеждены, что соседи присвоили очередной этнический бренд башкир

Как только в Татарстане заявили о регистрации татарской породы лошадей, некоторые общественники в Башкирии разразились негодованием. Мол, татары и здесь обскакали - в очередной раз присвоили чужой бренд, а именно «башкирскую лошадь». Это не первая битва регионов за этнические символы, чего только стоят баталии вокруг «курая» и «Кыш Бабая». Впрочем, в данном случае профессионалы стремятся успокоить спорящих. Хотя в Татарстане еще недавно не было ни одной татарской лошади и часть животных завезли из Башкортостана, татарская порода все же существует и отличается от башкирской, уверяют коневоды. Подробнее - в материале «Реального времени».

Полцарства за татарского коня

Татарская лошадь - теперь не просто выражение, а официально зарегистрированная порода. Новостью о регистрации поделились в Минсельхозе РТ, попутно рассказав, как республика с 2005 года занимается разведением этих животных.

Лошади татарской породы разводятся для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса, - заявил замминистра Назип Хазипов на брифинге на прошлой неделе, - 4 декабря 2018 года мы получили официальное разрешение заниматься этим видом деятельности.

По его словам, татарские лошади очень выносливые: зимой даже под снегом найдут корм, за день пройдут 100-120 км. Впрочем, хотя название и обязывает, еще не так давно в Татарстане нельзя было отыскать ни одного коня этой породы. Фермеры купили животных у коннозаводчиков Башкирии и Челябинской области. Сейчас татарских лошадей выращивают в Лениногорском, Алькеевском, Тюлячинском и Сабинском районах - всего около 300 голов.

«Лошади татарской породы разводятся для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса», - заявил замминистра Назип Хазипов. Фото agro.tatarstan.ru

«Мы у них - полслогана, они у нас - целую лошадь!»

Новость о появлении татарской породы лошадей соседи из Башкирии восприняли неоднозначно. Разгорелись споры: вправе ли татары присваивать себе лошадь из Башкирии? Да и в России среди лошадиных пород гораздо более известна башкирская.

Кто-то по этому поводу шутил, как глава совета директоров «Башинформа» Ростислав Мурзагулов: «Кажется, вызов принят!? Мы у них - полслогана, они у нас - целую лошадь!» - написал он у себя на странице в Facebook, подразумевая недавнее послание Курултаю Радия Хабирова, где тот перефразировал известный татарский девиз «Мы можем».

«Так зебры и слоны татарские появятся», «Раз татары взяли, уже не отдадут!», «Требую права на «кыстыбый», «учпочмак» и «вакбеляш», - отвечали в тон Мурзагулову пользователи. Не собираются ли в Башкортостане узаконить и свою породу лошадей?

- Я на башкирской лошади лет с трех катаюсь у себя в деревне. Мы как-то не думали о том, что ее надо регистрировать. Мой пост в Facebook - это, конечно, шутка. Если Татарстан развивает коневодство, мы за соседей только рады. Но нам почему-то всегда казалось, что эта порода башкирская. Все-таки башкиры были кочевниками, а татары - оседлой нацией. Но я еще раз подчеркну, мое сообщение - исключительно дружеская предновогодняя шутка, не воспринимайте всерьез. Я считаю, самый мощный спор у нас должен идти по пчелам, но там очень легкая разгадка: если пчела жужжит: «быз», то это башкирская, а если «быж», то татарская, - рассмеялся Мурзагулов в беседе с «Реальным временем».

«Я сейчас скажу, что опять не понравится татарам»

Но в Башкирии были и те, кто реагировал на новость о татарской породе с нескрываемым недовольством: «В прошлом году зарегистрировали товарный знак «Кыш Бабай», в этом году лошадь присвоили, хотя никогда кочевниками не были. Доколе? Считаю необходимым инициировать судебный процесс по лишению правового статуса охраняемых товарных знаков».

Напомним, жаркие баталии за этнические бренды между Татарстаном и Башкирией идут давно. Например, в 2015 году разгорелся скандал, когда башкиры пытались открыть у себя резиденцию Кыш Бабая, на что татарстанские власти отреагировали очень жестко - чиновники заявили, что у этого бренда уже есть правообладатель в нашей республике. Этим летом спор возник из-за патента на курай. Башкиры зарегистрировали инструмент как свой территориальный бренд, что в свою очередь возмутило татарстанцев, которые напомнили, что этот тип флейты используется и татарами. Теперь и регистрация татарской породы лошадей у многих башкир вызвала недоумение, если не сказать больше.

Председатель РОО «Башкорт» Фаиль Алсынов посетовал, что два народа давно раздирают конфликты за национальные бренды: «То говорят, что курай - татарский национальный инструмент, то Кыш Бабай. Потом начали говорить, что Салават Юлаев - татарский национальный герой, теперь вот лошади». По мнению собеседника издания, этот спор выгоден политическим силам, которые хотят, чтобы у татар с башкирами сохранялось непонимание.

- Из Башкортостана забрали башкирских лошадей и назвали татарской породой. Поэтому я сейчас скажу, что опять не понравится татарам. Если посмотреть историю, и восстания, где наш народ участвовал, везде упоминаются башкирские лошади. Поэтому татары некрасиво поступили - нельзя говорить, что это татарская порода. Нам это, конечно, неприятно, - признался Алсынов.

«Татары на лошадях завоевали полмира!»

Депутат Госдумы от Татарстана Фатих Сибагатуллин славится не только своими резонансными высказываниями, но и необычным хобби - народный избранник увлекается коневодством. У себя в Нурлатском районе он даже конный завод основал. Предприятие носит его имя и считается единственным в республике заводом по разведению чистокровных лошадей.

Татары на лошадях завоевали полмира! Это татарские лошади. Но их называют по-другому - монгольской породой. Они некрупные, и по спине идет темная полоса. Ну, наверное, и башкиры могут претендовать на свою породу, а что такого? У них испокон веков своя башкирская порода - некрупная, прежде всего молочная - для кумыса. А наших лошадей можно использовать, чтобы кататься или для работы в сельском хозяйстве. Породы-то разные бывают: и башкирские, и татарские. Правильно встать под солнцем - на всех места хватит, так и напишите, - пошутил Фатих Саубанович в разговоре с корреспондентом нашего издания.

Оказалось, что в Татарстан так называемых татарских лошадей привезли от башкирского фермера Хасана Идиятуллина. Глава КФХ рассказал, как его отец занимался разведением этой породы:

Когда в моем детстве одна саврасая на Сабантуе пришла к финишу первой, оставив остальных позади чуть ли не на полкилометра, я спросил: откуда эта лошадь? Мне сказали, что ее порода известна со времен Тохтамыша. Она стрелой шла на скачках, и тогда я заразился страстью к ней. Потомки этой лошади оказались у меня в руках. Отец берег их до последнего, а потом я начал ими заниматься. Поэтому тут не может быть споров, что это не татарская, а башкирская лошадь. Если у кого есть претензии, пусть идут ко мне. Что они понимают в башкирской лошади?! - посетовал коневод.

В Татарстан так называемых татарских лошадей привезли от башкирского фермера Хасана Идиятуллина. Фото tatar-congress.org

В его хозяйстве есть и та, и другая породы. Именно у Идиятуллина выкупил татарских лошадок и татарстанский коневод из Алькеевского района Фанис Бакиров: «Башкирская порода совсем не похожа на татарскую. Кто в этом понимает, сразу видит. Наша пониже ростом и формами отличается. У башкирских полоса есть, у наших нет. И копыта у них побольше, а у татарских - как по одному стандарту, словно туфельки у девушек. Мы же где только не искали нашу породу, в Татарстане ее не было. Это очень выносливые лошади, у меня загон в лесу, они стоят прямо среди кустарников и чувствуют себя там даже лучше, чем в крытом помещении». По словам фермера, татарская лошадь весьма миниатюрная, ростом может быть не выше 140-147 см. Впервые вопрос о ее разведении встал в год празднования тысячелетия Казани. Первый президент Татарстана тогда посетовал, что у нас не осталось своей породы.

Когда сказали, что у татар лошадей нет, Минтимер Шарипович призвал: давайте наших лошадей найдем. Тогда в Татарстане я не нашел ни одной этой лошади. Ездил за ними в Башкирию. Их же и специалисты из Москвы проверяли, смотрели, говорили: вот это татарские лошади, а это нет, - рассказывает Бакиров.

«Пусть будут и татарские, и башкирские, и прочие породы»

Краевед и исследователь татарских сел в Мордовии Ирек Биккинин считает, что оба народа вправе иметь свою породу лошадей:

- Как мы знаем, есть русские породы лошадей, есть туркменские, арабские, английские, - заявил он «Реальному времени». - Пусть будут и татарские, и башкирские, и прочие породы. Лошадь занимала очень важное место в жизни мишарей. Особенно это прослеживалось до полного включения в московско-российскую систему и некоторое время после, пока мишари имели статус служилых татар.

По его словам, в былые времена жизнь татар-мишарей была связана с лошадью. Ни один праздник не обходился без лошадиных скачек. Также лошадь - это незаменимый помощник в сельском хозяйстве, транспорт, важный элемент обороноспособности. Из конского волоса делали арканы, защитные приспособления для воинов. Кожа использовалась для обуви и сбруи. Шерсть шла на войлок. Благодаря кумысу, изготавливаемому из кобыльего молока, люди спасались от многих болезней. Также в народной медицине до сих пор применяется конский жир. И немаловажный фактор - ценное конское мясо, в котором практически нет холестерина.

Уфимский этнополитолог Ильдар Габдрафиков считает, что в данном споре последнее слово за специалистами-зоотехниками, впрочем, речь лишь о региональных брендах: «В прошлые годы спорили по брендированию Кыш Бабая, хотя это общий символ. Здесь из той же серии. У нас, например, есть башкирская пчела, хотя ее и не у нас вывели. Раньше мед называли уфимским, а сейчас башкирским. Думаю, есть лошади, характерные и для одного, и для другого народов. Татары в более глубокой древности были кочевниками, а башкиры - вплоть до XIX века».

Василя Ширшова, Тимур Рахматуллин

15 сентября в селе Новый Кырлай Арского района прошел «День коня». На празднике, который проводится в третий раз, участвовали 118 спортсменов из районов Татарстана. Корреспондент ИА «Татар-информ» побывала на соревнованиях и узнала, какие бывают татарские лошади, как разделяются призы между владельцем скакуна и наездником и какое значение имеет конный спорт для республики.

Победителю – 200 тысяч рублей

Соревнования проходили в более чем десяти номинациях. Лошади татарской породы, чистокровные и полукровной породы соревновались на дистанциях 40, 80 и 120 км. Для беспородных лошадей устроили отдельные скачки – «Авыл егетләре» («Сельские джигиты»). Кроме того, владельцы лошадей могли показать свое мастерство и умение на конкурсах на самую красивую повозку, на самого быстрого обозчика. Общий призовой фонд соревнований – около 1 млн 800 рублей. В зависимости от вида скачек суммы призов в номинациях варьировались от 10 тысяч до 200 тысяч рублей.

«Татарина не представить без коня»

«День коня» открыл глава Арского района Ильшат Нуриев.


– Каждый год проводим этот наш замечательный праздник. Наш татарский народ во все века не мог свою жизнь представить без коня. И сегодня, несмотря на развитые технологии, мы до сих пор остаемся верными нашим традициям. Во все времена лошадь была кормильцем. В годы войны – боевым товарищем. Сейчас мы его видим в связи с историческими событиями, заложенными в наших генах. Например, я помню, как в детстве тоже скакал на лошади, участвовали в Сабантуях. Мы благодарны тем, кто пришел сегодня, чтобы участвовать в празднике, – сказал глава района.

«В Татарстане 34 тысячи лошадей»

Заместитель Премьер-министра РТ Василь Шайхразиев поздравил гостей с праздником.


– Хочу выразить вам свою благодарность. У нас в Татарстане более 34 тысяч лошадей. Они содержатся в частных и фермерских хозяйствах. В каждом районе есть конноспортивные школы, наставники. На праздник приехали очень много участников из разных районов. Для каждого есть возможность показать себя. Всем, кто любит лошадей, занимается конным спортом, участвует в скачках, выражаю свою большую благодарность, – сказал Василь Шайхразиев.

– В первые годы у нас были лишь дистанции 40 и 80 км. В прошлом году соревнованиям дали международный статус и ввели дистанцию 120 км. Стали приезжать из ближних регионов, зарубежных стран. Это, конечно, радует. Это праздник тех, кто любит лошадей. Это наша история, лошади всегда были нашими помощниками. Мы хотим показать силу лошадей, –сказал заместитель Премьер-министра РТ.


«Вместо коня запрягал быка»

Первый конкурс праздника – на самую красивую упряжку. Каждая повозка украшена оригинально, сразу видно – владельцы старались, приложили все усилия и фантазию. У Халиля Хасанова из деревни Курса Почмак Арского района «патриотичная» повозка – с флагами Татарстана и России. В руках мужчины – самовар. Халиль Хасанов – учитель физкультуры, но всю жизнь держал лошадей. В течение 27 лет он каждый год выезжает на Сабантуй на своей повозке.


– В хозяйстве у меня две лошади. Как же без лошадей? Мне кажется, кто держит лошадь, он более эмоционален, тонко чувствует. Лошадям ведь тоже нравится, когда их любят. Повозку каждый год стараемся украшать как-нибудь по-особенному. 1997 год был годом быка – так я на Сабантуй быка запряг! Запрягал и козу, и пони, – вспоминает Халиль Хасанов.

Вот еще одна повозка – она вся утопает в цветах, сразу видно – руку приложила женщина. Так и есть. Владелица лошади – Ксения Городина, она приехала из Тукаевского района. Ксения рассказала, что конным спортом занимается давно и очень любит наряжать коня и повозку. «Всегда стараемся придумать что-то новое. Что-то красим, шьем, мастерим игрушки. Украшение обходится в 10 тысяч рублей, – поделилась она.


Интервью в седле

Продолжаю знакомиться с участниками конкурса. Мое внимание привлек мужчина, который с любовью поглаживал и “разговаривал” со своей лошадью. Подошла и только поздоровалась – дали команду обойти майдан по кругу. На повозке обхожу майдан и беседую с хозяином.

Мансур Салахов приехал из Балтасей.

– Любовь к лошадям от отца. Он тоже держал лошадь, ездил на лошадях, и я научился у него, – рассказывает Мансур Салахов.

Лошади тоже плачут?

Комментатор конных скачек – учитель с 42-летним стажем Фаргать Зиятов.

– Сейчас ведь времена техники, к лошади отношение не то, что прежде. Но что-то меняется. Люди начинают интересоваться лошадьми – кто-то содержит их для участия на скачках, кто-то – для работы. Есть даже фермеры с двумя сотнями лошадей в хозяйстве.

Некоторые скачки особенно запоминаются. Как-то в Сикертане (Арский район РТ – прим. ред. ) были очень напряженные соревнования – силы лидеров скачек были практически равны, никто не хотел уступать. Летят, искры из-под копыт! Тут у одного из лошадей с треском сломалась нога – лошадь покатилась по земле, наездник тоже слетел с седла. Ему так было жалко животное – он плакал. И у лошади на глазах были слезы. Это запомнилось как один из самых драматичных моментов на соревнованиях, – рассказал собеседник.

Какие татары, такие и лошади?

Какие они, татарские лошади? Этот вопрос я задала Василю Шайхразиеву.

– Больше всех мне нравятся татарские лошади. Горжусь, что наши предки вывели свою породу лошадей. Наши кони быстрые, терпеливые. Круглые сутки могут тебе помогать, выносливые. И их особенность в том, что они красивые, – ответил он.


О празднике «День коня»

– Почему «День коня» проводится в Арском районе? – интересуюсь у заместителя Премьер-министра.

– Здесь место удобное. Говорят, что эта трасса лучшая в России. Природа красивая, подъездные дороги удобные. Близко от Казани.

– Конный спорт популярен в Татарстане?

– Чтобы сказать, что конный спорт популярен, мы должны показать себя в масштабе России. В последние два года устраиваем соревнования татарских лошадей. Многое делаем для их популяризации. Надо сделать так, чтобы и другие заводчики захотели взять себе лошадей нашей татарской породы. Поэтому мы начали новые проекты. Для популяризации татарских лошадей собираемся провести также соревнования в Лениногорском районе.


Побеждает лошадь, а кому достается приз?

Особенность конного спорта в том, что успех зависит от троих: от животного, его владельца и наездника. И хотя со стороны кажется, что победа – заслуга наездника, на самом деле это не совсем так. Действительно, профессия жокея считается тяжелой. Помимо умения управлять лошадью многое зависит от умения держать себя в форме: чем меньше вес наездника, тем лучше. Высокие, люди крупного телосложения жокеями стать не могут. Но и при невысоком росте приходится постоянно следить за весом и скидывать лишние килограммы.

Если лошадь побеждает на скачках, кому достается приз? На международных соревнованиях жокею отдают лишь 10 процентов вознаграждения. Но если соревнования крупные, то эта сумма может быть достойной. Так, на Кубке мира в Дубае за первое место предусмотрено 10 миллионов долларов, из них один миллион достается жокею. Чем ниже призовое место, тем меньше вознаграждение жокею – за 2-е и 3-е места положено лишь 5 процентов от приза. Самым успешным жокеем в мире считается 41-летний уроженец Венесуэлы Хавьер Кастеллано. Его состояние исчисляется десятками миллионов долларов.

На конных скачках в Арске подобные правила пока не применяются. Руководитель агрокомплекса «Ак Барс» Арского района Шайдулла Салахов на вопрос корреспондента «Татар-информ» ответил, что в случае победы лошади вознаграждение забирает наездник. «Еще ни разу деньги не делили», – отметил он.

«Перед скачками читаю молитву»

С Ильнуром Рамазановым поговорила перед стартом. Он из деревни Курса Почмак Арского района. По лицу видно – переживает. Спрашиваю, почему так сильно волнуется.

«Перед скачками всегда переживаешь. Перед скачками я читаю молитву, чтобы все было хорошо», – отвечает собеседник. Еще с шестилетнего возраста он буквально одержим лошадьми. Все лето готовил лошадей к соревнованиям.

Анна Юркевич из Лаишевского района рассказала о судьбе своей лошади. Ее хотели отправить на убой, но женщина выкупила животное. Говорит, что сейчас они с дочерью неразлучные друзья.


Победители соревнований

Призеры среди лошадей татарской породы:

1-е место – Дина Хайрутдинова на лошади по кличке «Ахра», Лениногорск

2-е место – Камиля Набиуллина на лошади по кличке «Тулпар», Сабинский район

3-е место – Елизавета Карпухина на лошади по кличке «Ак Морза», Лениногорск

Победители среди лошадей местной породы:

1-е место – Ильяс Якупов на лошади по кличке «Орбит»

2-е место – М.Сайфутдинов на лошади по кличке «Цыган», Алексеевское

3-е место – Олег Синкин на лошади по кличке «Талисман», Алькеевский район.

Победители на лошадях полукровной породы:

1-е место – В.Семенов на лошади по кличке «Зидан», Арский район

2-е место – Зульфат Рамазанов на лошади по кличке «Загира», Арский район

3-е место – Владимир Ермолаев на лошади по кличке «Карина», Аксубаевский район

Победители на лошадях чистокровной породы:

1-е место – Азат Закиев на лошади по кличке «Рашен Глим»

2-е место – Артем Миронов на лошади по кличке «Кабур»

3-е место – Александр Александров на лошади по кличке «Гренд бой».


Обсудить ()

Новости из мусульманских республик

23.02.2014

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ предлагает районам республики программу по возрождению татарской породы лошадей.

Минсельхозпрод РТ направил в районы Татарстана информацию о программе по возрождению древней породы лошадей, которую называют «татарская». Правда, попытки найти такую породу в чистом виде по стране не увенчались успехом, хотя искали в татарских деревнях Сибири, в Рязанской области и других регионах.

По словам фермеров, представительница татарской породы лошадей - светлая, с крепкой шеей, мощными ногами и полосой по обоим бокам, будто от ремня. Но это только общие сведения о внешнем виде. В истории же не осталось точной информации о том, откуда взялись и что конкретно представляют собой лошади татарской породы, говорят специалисты. Возможно, что предками наших коней были скакуны из Монголии. Кстати, раньше почти каждая семья в татарской деревне имела лошадь, сообщает ТК «Эфир».

Татарстанские коневоды пытались вывести древнюю татарскую породу, "скрещивая" вятских скакунов с нашими жеребцами, но также безуспешно. Между тем ресурс для разведения породы в РТ есть - в Татарстане работает более 100 коневодческих хозяйств. Поэтому в правительстве не теряют надежды на то, что татарская порода лошадей все-таки будет выведена в республике.

Российская иппологическая наука отмечает феноменальную выносливость татарских коней, способных на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении. Высокую оценку татарским коням давали покоренные народы и в эпоху кунов (хуннов) II веке до н. э. так и в эпоху татаро-монгольских завоеваний. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана, а позднее Тамерлана вряд ли мы знали что-либо о потрясателях Вселенной. В таких породах лошадей как карабаирская, карабахская, донская, ногайская и т.д. течет немало крови татарской лошади.
Как отмечают русские источники Дмитрий Донской одним из первых русских князей понял, что татар можно победить только сидя на их лошадях. Тоже самое открытие сделал Чингисхан поняв, что покорять мир можно только сидя на онгутских (татарских) лошадях. Из истории мы знаем что Чингисхан когда-то мстя за смерть отца черным татарам, но не решился на войну с онгутами, т.е. белыми татарами (черный и белые татары назывались не по цвету кожи, а по их просвещенности.), которые владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. И Чингисхан перед походом на Хорезм решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения “небесных коней”. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ада-Куш не отверг. В результате чего он стал Гургеном (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. Продолжая эту мысль хочется сказать когда-то и Батый сидя на онгутских лошадях вошел в Булгар в 1236 г. и другой внук Чингисхана - Хулагу на тех же лошадях взял Багдад в 1260 г, разгромив Аббасидский халифат.

Татарская порода лошадей официально зарегистрирована как отдельная порода. Об этом рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Назип Хазипов на пресс-конференции, посвященной вопросам развития животноводства в республике.

«Разведением татарской породы лошадей мы начали заниматься в 2005 году. 4 декабря 2018 года получили официальное разрешение заниматься этим видом деятельности», – уточнил заместитель министра.

«Татарская порода лошадей разводится для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса», – отметил Хазипов. По его словам, лошади этой породы очень выносливы, зимой могут находить корм даже под снегом, преодолевают за день расстояние до 100–120 км.


Сегодня разведением лошадей татарской породы занимаются в Лениногорском, Алькеевском, Тюлячинском, Сабинском муниципальных районах. «В Татарстане всего [насчитывается] около 300 лошадей этой породы», – пояснил замминистра.

В середине ноября (с 13-го по 16-е число) в республике побывала экспертная комиссия по селекционному достижению в области коневодства по татарской породе лошадей. В состав комиссии Минсельхоза РФ входили заведующий кафедрой коневодства Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К. А. Тимирязева Владимир Демин, главный зоотехник ФГБУ «Госсорткомиссия» Виктор Тюриков, заведующий кафедрой крупного животноводства и механизации Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Сергей Козлов.


Комиссия провела экспертизу на соответствие хозяйственной полезности лошадей татарской породы в хозяйстве индивидуального предпринимателя Фарида Набиуллина из Лениногорского района и в КФХ Фаниса Бакирова из Алькеевского района. В составленном затем акте содержалась рекомендация «допустить лошадей породы татарская к использованию в качестве селекционного достижения».

4 декабря после рассмотрения материалов о методах создания и отличительных признаках татарской породы лошадей экспертная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений Минсельхоза РФ утвердила акт оценки хозяйственной полезности лошадей породы Татарская. Она рекомендовала ФГБУ «Госсорткомиссия» включить татарскую породу лошадей в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Как отмечается на сайте Минсельхоза России, «нахождение породы в Госреестре дает право размножать, ввозить, сертифицировать и реализовывать племенной материал породы на территории Российской Федерации».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то