Циклические упражнения включают. Принцип циклирования нагрузок: периодизация тренировок

Комплекс оздоровительной физкультуры условно можно разделить на две составляющие - циклические и ациклические упражнения. Сегодня нас интересует первая категория, куда относятся такие виды спорта, как бег, ходьба, плаванье и т.д. Что их объединяет и в чем польза циклических упражнений - давайте поговорим подробнее.

Что такое циклические упражнения

В эту группу включают упражнения, суть которых заключается в длительном повторении одного и того же двигательного цикла: вращение педали, шаги, махи руками во время плавания, синхронное движение рук и ног во время езды на лыжах.

У таких нагрузок есть ряд особенностей:

  • они оказывают большое влияние на кровообращение и дыхательную систему, снижая давление на опорно-двигательный аппарат;
  • цикличные упражнения относятся к категории энергоёмких, требующих значительных затрат от организма. Занимаясь подобной физкультурой более 30 минут, организм начинает сжигать жировую массу;
  • тренировки в цикличных видах спорта редко имеют противопоказания. В крайнем случае врачи могут рекомендовать уменьшить скорость, интенсивность и т.д., если есть определённые проблемы со здоровьем.

Знаете ли вы? Исследования, проведённые ещё в 1986 году, показали, что три тренировки на базе цикличных упражнений в неделю при соблюдении требований правильного питания ведут к потере 400–450 г веса за счёт уменьшения жировой ткани.

Подобные нагрузки очень любят фитнес-эксперты за быстрое сжигание жировой массы в короткие сроки и формирование красивого мышечного рельефа. Однако это не вся польза, которую могут приносить цикличные нагрузки.

Чем полезны

Среди других видов спорта и фитнес-тренировок цикличные упражнения отличаются тем, что объединили в себе:

  • эффективное сжигание жировых тканей;
  • качественное наполнение кровью (а вместе с ней кислородом и различными витаминами, минералами) всех мышц;
  • хорошую выработку молочной кислоты, при помощи которой формируется гормон роста, что сжигает жир;
  • формирование мышечного рельефа не за счет увеличения тканей, а при помощи выносливости, что делает мышцы более выраженными, «высушенными», но при этом сохраняющими свой естественный вид.

Важно! Выполнение цикличных комплексов требует тщательного контроля, исходя из возраста, физического состояния человека. Для начинающего частота пульса не должна превышать 100 110 ударов в минуту, а уже через несколько месяцев занятий можно повышать интенсивность упражнений до 120–130 сокращений сердца.

В каких видах спорта встречаются

Цикличные упражнения характерны для:


Знаете ли вы? На первых Олимпийских играх в современной истории длина марафона составляла около 40 км. Современная же дистанция в 42 км 195 м была зафиксирована в 1908 году. Олимпиада тогда проводилась в Лондоне, и королевская семья хотела наблюдать забег из Виндзорского замка, поэтому метраж пришлось увеличить.

Примеры циклических упражнений

Техника выполнения часто зависит от подвида упражнения (например, плавание имеет свои особенности в зависимости от того, кролем и брасом двигается пловец). Сегодня же мы рассмотрим три самых популярных и доступных вида циклических упражнений.

Бежать можно марафонскую дистанцию, а можно и просто догонять уходящий автобус, ведь бег - это не всегда большой спорт, часто это часть нашей повседневной жизни. И от того, как человек бежит, зависит, добавит ли ему здоровья этот вид движения или, наоборот, навредит сердцу, суставам.
Независимо от дистанции и темпа, есть ряд составляющих беговой техники, выполнение которых способно обезопасить бегуна:

  1. Во время бега важно смотреть вперёд, держать шею прямо.
  2. Делаем короткий вдох на первые два шага и короткий выдох на третьем-четвертом.
  3. Плечи обязательно расправляем, раскрывая грудную клетку (иначе легкие не будут получать достаточно кислорода, и появятся боли в сердце).
  4. Спину держим прямо.
  5. Пресс напрягается лишь слегка, чтобы обеспечить стабилизацию бёдер.
  6. Не нужно размахивать локтями во время движения. Руки сгибаем под прямым углом и не выводим их впереди корпуса.
  7. Стопа приземляется на широкую часть, без шарканья и других лишних шумов.
  8. На пятку наступаем в последнюю очередь и сразу ее отрываем.
  9. Корпус держим в одном положении, допуская лишь минимальные колебания.

Важно! Из-за частых ударов ступней о землю во время бега колени переживают нагрузку, что в несколько раз больше веса самого человека. Поэтому любое нарушение в технике выполнения способно нанести непоправимый вред суставам.

Подобные нагрузки более щадящие для нашего организма, чем бег. Здесь меньше страдают колени, сердце, хотя и позитивный эффект в разы ниже.
Но это не значит, что ездить на велосипеде можно как угодно, в этом спорте также есть свои требования, как к снаряжению, так и к выполнению:

  1. Для начала необходимо подобрать велосипед согласно росту ездока. Помочь в этом могут консультанты в профильных магазинах.
  2. Важно правильно выставить уровень подседельного штыря. Нужная высота будет достигнута, если сидя на велосипеде, ездок может пяткой ноги упираться в педаль, что расположена в нижней позиции, выпрямив почти полностью колено. Выполнение этого правила уменьшит нагрузки на коленный сустав и снизит усталость во время движения. При этом сиденье всегда должно устанавливаться горизонтально, иначе возможно нарушение кровотока в тазу и нижних конечностях.
  3. Длина выноса руля и его ширина выбираются согласно длине рук, развороту плеч и комфортного положения ездока на сидении.
  4. Как и во время бега, на велосипеде важно следить за частотой дыхания. Выбирайте подходящий вам темп, но старайтесь избегать урывчатых, резких вдохов. Дышать нужно только носом, чтобы дорожная пыль не проникала в организм.
  5. Движение велосипеда обеспечиваем, крутя педали, не давя на них. Правильное непрерывное вращение должно происходить в одном темпе, без рывков.

Знаете ли вы? Мировой рекорд скорости езды на велосипеде равен 268 км/час. Поставил его Фред Ромпелберг из Дании, которому на тот момент было 50 лет.

Если человеку по каким-то причинам противопоказан бег, то спортивная ходьба доступна всем.
От обычного повседневного передвижения пешком этот вид циклических упражнений отличается своей техникой, выполнение которой поможет достигнуть положительных результатов:

  1. Перед началом спортивной ходьбы важно провести разминку.
  2. Во время передвижения, как и при беге, нужно держать руки согнутыми в локтях. Двигая ими при ходьбе, человек не только сохраняет равновесие, но и может снизить усталость от процесса.
  3. Важно держать правильную осанку. При спортивной ходьбе корпус нужно слегка наклонить вперед, но спину держать ровной, чтобы не допустить лишней нагрузки на позвоночник.
  4. Сначала становимся на пятку, после перекатываемся на носок и отталкиваемся от поверхности - именно так выполняется в данном случае шаг. При этом опорная нога должна быть выпрямлена в колене, а перекат делаем плавно, без рывков. Поначалу может казаться, что такое передвижение слишком медленно, но в данном случае техника выполнения важнее, чем скорость.
  5. Если двигаться согласно правилам, то нагрузка будет меньше, поэтому организму будет легче дышать. Вдыхать и выдыхать нужно равномерно, желательно не допускать заминок и сбоев дыхания, поскольку восстановиться после будет сложно.
  6. После окончания ходьбы можно провести растяжку, чтобы организму было легче расслабиться.

Важно! Если есть желание накачать ноги в процессе спортивной ходьбы, то можно использовать утяжелители или повесить рюкзак на спину.

Циклические упражнения кому-то могут показаться монотонными, слишком скучными, но это не отменяет их эффективности. Корнями эти виды спорта уходят в повседневную жизнь человека, а потому максимально естественны для нашего организма. Чтобы от цикличных тренировок не было вреда, придерживайтесь правильной техники выполнения, и красивое, подтянутое, здоровое тело станет вам наградой.

Различные виды циклических двигательных упражнений является физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а она у ослабленных детей совсем не высока.

Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственно-бюджетное образовательное учреждение

Осташковский специальный (коррекционный), детский дом

для детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей,

С ограниченными возможностями здоровья

Циклические упражнения,

как средство повышения двигательной активности

у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Бровцева Галина Борисовна

Инструктор по физической культуре

Основная задача детских домов и интернатных учреждений - воспитание полноценных граждан, здоровых физически, психически с достаточными адаптационными возможностями, что им необходимо в дальнейшей взрослой жизни.

Сравнительный анализ оценки физического развития одновозрастных детей детских домов и домашних детей показал, что с общей задержкой физического развития в первом случаев 2,5-35раза больше. При этом следует отметить, что воспитанники ДДД по длине тела отстают на 6,7 см от детей посещающих ДДУ открытого типа и воспитывающихся в семьях.

Высок удельный вес болезней нервной системы и органов чувства, а также психических расстройств. Среди психических расстройств наиболее распространены специфические задержки психоречевого и психомоторного развития. Очень много детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, патологией ЛОР органов. Большое число детей относится к 3 и 4 группам здоровья.

Б ольшинство детей отстают в психоэмоциональном развитии, гораздо чаще появляется отставание в физическом развитии и дисгармоничное развитие, нарушается процесс социальной адаптации.

В условиях детских домов дети испытывают недостаточную двигательную активность и в связи с тем, что постоянно находятся в замкнутом пространстве. Уровень же двигательной активности детей входит в пятерку наиболее значимых факторов, влияющих на состояние здоровья детей.

Развитее двигательных навыков и качеств определяется не только биологическими возрастными закономерностями развития, но и накоплением индивидуального опыта по управлению позитивного эмоционального фона.

Различные виды циклических двигательных упражнений является к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а она у ослабленных детей совсем не высока. По мнению специалистов, существует прямая корреляция между показателями развития качества и уровнем сформированности двигательных умений и навыков.

Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, как считает Ю.Ф. Змановский, вплотную занимавшийся этой проблемой, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Работая инструктором по физическому культуре, я пришла к выводу, что возможности наших детей к выполнению длительных, умеренных по интенсивности физических нагрузок, значительно ниже, чем у их сверстников воспитывающихся в условиях семьи.

Результаты тестов наглядно показали, что уровень выносливости у большинства детей ниже среднего.

Поэтому своей приоритетной задачей я считаю использовать больше упр-й циклических, как основы повышения двигательной активности детей.

Особое место среди циклических организованных движений принадлежит ходьбе. Как известно, ходьба – одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорной двигательный аппарат человек, одновременно в работу включается до 50% мышц тела

При соблюдении правильной техники ходьбы укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того в ходьбе тренируются дыхательная и сердечно -сосудистая система, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитывается согласованность движений, организованность и умение ориентироваться на площадке.

Ходьба представляет собой циклические движения умеренной активности, когда происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы имеет место постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность мышечного аппарата.

Поэтому ходьба широко применяется в физическом воспитании детей разных возрастов. Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости и условий движения. Так при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности интенсивность нагрузки незначительна. Но она намного увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов, идти по дорожкам с разным грунтом.

В работе с ослабленными детьми используются различные виды оздоровительной ходьбы. Приступая к занятиям ее, рекомендуется сразу же начинать с обучения детей навыкам правильного дыхания. Оно должно быть ритмичным: на 2-4 шага – вдох,3-6 шагов выдох. Оздоровительная ходьба не должна превышать 1.5-2 часа с остановками после 20-30 минут движения. При появлении признаков утомления необходимо сразу же дать возможность детям отдохнуть.

Имея, свой транспорт мы в течение года 5-6 раз выезжаем, на Кличен. Где проводим прогулки - походы по различным маршрутам, соответственно возрасту детей. Каждый поход предусматривает сюрпризный момент. В осеннем походе детей на опушке леса встретила лисичка. Вспомнили игры, которые дети знают с участием лисы.

К детям младшей группы вышел медведь рассказал, что ищет берлогу, чтобы отправится спать на зиму.

Во время зимнего похода бабушка Загадушка. Она рассказала детям о красоте зимнего леса, загадала им загадки о явлениях природы.

В весеннем походе детей около внутреннего озера встретило препятствие - разлившийся ручей. Все оказались смелыми и благополучно перешли по бревнышку на другую сторону.

К циклическим видам движения так же относится оздоровительный бег

Еще мыслители древней Греции говорили:

Хочешь быть здоровым - бегай

Хочешь быть красивым - бегай

Хочешь быть умным – бегай

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы физиологами и медиками, показали, что медленный бег особенно на свежем воздухе не только эффективное средство повышения общей – физической подготовленности но и фактор укрепления здоровья детей.

И для ребенка бег естественное движение свойственное ему с раннего возраста. Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятие же на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни.

В беге, как и в ходьбе необходимы хорошая координация движения рук и ног, правильная осанка. Многократное повторение разных циклов позволяет совершать бег длительное время не испытывая напряжения, развивая выносливость.

Оздоровительный бег - одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно - сосудистую и дыхательную системы.

Оздоровительный бег завоевал в последнее время большую популярность в основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных возможностей организма.Шаги при медленном беге короткие, нога становится на переднюю часть стопы или эластично переходит с пятки на носок.Движения рук согнутых в локтях, находящихся на уровне пояса спокойные, плечи расслаблены. Привычка бегать помогает получать ежедневную дозу движений необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах и спортивных упражнениях.

Осенью и весной я проводила с детьми кросс походы до озера, в которых бег чередовался с ходьбой. На поляне дети играли в различные подвижные игры. Дети подготовительных групп бегали также и дальше вдоль озера по тропинке. Чем старше дети, тем больше был маршрут дистанции. Для средней группы 200-300 м в одну строну. В подготовительной до 500м. Постепенно маршрут увеличивался.

Для себя я уяснила, что больше внимания необходимо уделять усвоению детьми навыков свободного без напряжения бега. Объяснила детям, что работа рук дает бегущему равновесие и ритм. Работа рук должна быть согласована с работой ног. Каждое занятие я начинала с легкого бега продолжительностью 1мин. в начале осени и до 3 весной. Старалась чтобы сохранялась постоянная скорость что обеспечивало ритмичность бега.

Иногда при беге у некоторых детей замечалась усталость, необходимо было регулировать их нагрузку и переходить на ходьбу.

Но необходимо чтобы каждый ребенок получил свою посильную нагрузку только в этом случае занятие приносило бы пользу.

Детям очень часто нравилось бегать к озеру и смотреть как изменяется природа с наступлением холодов, как красив наш Селигер в золотом обрамлении как появляется первый тонкий ледок на озере.

На Кличене дети имели возможность научиться бегать по пересеченной местности. При выполнении циклических упражнений я варьировала нагрузку в зависимости от возраста и тренированности детей.

Прыжки, как и бег – неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упр-я укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренирует глазомер, развивают координацию движений. Они выполняются толчком упругих ног, незначительно согнутых в коленях. Отталкивание происходит за счет разгибания стоп.

Прыжки со скалкой относятся к циклическим упражнением. Они занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют повышению выносливости,тренируют чувство ритма, укрепляют сердечно сосудистую и дыхательную системы мышцы ног.

Следующим видом циклических нагрузок оказывающих мощное оздоровительное и общеразвивательное действие является ходьба на лыжах.

Непосредственную подготовку к обучению ходьбе на лыжах я начала с подводящих упр-й. На занятиях развивала у детей чувство равновесия, ритма, а также правильную координацию рук и ног.

Упражнения в равновесии.

1 Различные повороты

2 Ходьба по бревну и скамейке

3 Бег с высоко поднятыми ногами

4 Наклоны туловища

5 Упражнения со скакалкой

6 Перешагивание через предметы

Упражнения для укрепления стоп

1Ходьба на носках

2Сгибание и выпрямление пальцев ног

3 Круговые движения попеременно правой и левой ногой

Упр-я для развития координации движения рук и ног

1. Попеременно выставлять вперед на носок правую и левую ногу.

2 Пружинки, с махами обеих рук вперед и назад

3. Скользить на полу, координирую работу рук и ног

Упр-я для развития чувства ритма

1 Прыжки на месте с попеременным поднятием правой и левой ноги

2Двигаясь, по сигналу поднимать руки вперед и в сторону

Пока снега было мало, я учила детей правильно носить, одевать и чистить лыжи.

С детьми проводила комплекс упр-й на лыжах, направленных на формирование чувства ритма.

Пружинки

Подъем правой и левой ногой с лыжей

Шаг встрону правой и левой ногой

Принятие и. п. лыжника

Во время выполнения упр-й как в помещении так и на свежем воздухе напоминала детям о правильном дыхании (вдох через нос, а выдох через рот)

Основные задачи

1. Пробудить интерес к ходьбе на лыжах.

2.Научить правильно, обращаться с лыжным инвентарем, одевать и снимать лыжи

3. Научить передвигаться скользящим шагом

4. Научится повороту на месте, переступанием

5.Научится спускаться с небольшого склона

Для выработки навыков передвижения скользящим шагом дети передвигались по лыжне без палок. Свободным накатистым шагом. Объясняла детям, что руками надо размахивать широко и свободно вперед и назад, сочетая движения рук с ритмом шагов.

В начале, дети ходили ступающим шагом, через несколько занятий некоторые наиболее сильные ребята начали передвигаться скользящим шагом.

Для того чтобы дети научились ходить на лыжах сгибая колени, предлагала проскользить, присев на лыжах под воротцами, сделанными из лыжных палок

Разучивала с детьми поворот переступанием на месте вокруг пяток.

При правильном выполнении поворота проступанием на снегу остается четкая звездочка.

После того как дети освоили передвижение на лыжах и повороты я перешла к обучению спуска с пологого склона. Это помогает приучить детей к ходьбе на лыжах не только ровной, но и несколько пересеченной местности.

Мы разучили спуск с горки в основной стойке. Этот вид спуска пригоден для самых разнообразных условий. Спускаясь в основной стойке, ребенок расставляет лыжи примерно на ширину ступни, слегка сгибая ноги и подает туловище вперед не сгибая ноги подает туловище вперед не напрягая его. Руки свободно согнуты в локтях. Предварительно дети, стоя на месте, принимали несколько раз положение необходимое при спуске.

Спуски с гор это самая эмоциональная часть лыжной подготовки. И во время лыжного похода на о Кличен почти все дети с удовольствием скатывались с гор, хотя и часто падали. К концу зимы большинство детей успешно передвигались на лыжах

Катаясь на лыжах,большинство детей еще не могут, применить правильное положение, недостаточно согнутая в колене нога не дает возможности сильно оттолкнутся при скольжении.

Следующим видом циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием является плавание. Как и другие циклические упр-я плавание оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, повышает работоспособность.

Плавание также выступает эффективным средством профилактики и лечения нарушения осанки и сутулости, позвоночник ребенка выпрямляется, мышцы рук и ног выполняют ритмичные движения, влияющие на его гибкость.

Близкое расположение озера позволяет в теплое время года занимаются плаванием. Дети с удовольствием выполняют упр-я на воде.

Фонтан

Проплыви с мячом

Водяная мельница

Наибольшей результативностью отличаются циклические упражнения когда они сочетаются с воздействием естественных сил природы.

Как известно обязательным условием при включении в занятие циклических упражнений служит частая смена при многократной повторяемости одного упражнения.

Однако цикличность и повторяемость не всегда означает стереотипность и монотонность. Возможность изменения характера движения должна быть заложена в содержание циклических упр-й. При групповой ходьбе перед детьми может, ставиться задача изобразить движение поезда, цапли, медведя. Возможно чередование ходьбы с бегом, прыжками или другими движениями. Циклические движения при этом будут приобретать различный смысловой оттенок и тем самым видоизменятся. В этом плане представляется продуктивным сочетание упр-й циклического и ациклического, а также смешанного характера.

Для повышения двигательной активности в свои занятия я включаю элементы аэробики на больших мячах. Структура занятий включает значительный объем циклических упражнений, выполняемых в тренировочном режиме (при ЧСС не менее 120 уд в сек), с обязательным включение упражнений на расслабление.

Яркая окраска и необычный размер мяча положительно влияют на настроения ребенка, кроме того, ортопедические мячи позволяют снять стресс с позвоночника и восстановить его физиологические изгибы, расслабить мышечную систему детей страдающий ДЦП. К достоинствам фитбола можно отнести и отсутствие ударной нагрузки на ноги

Дети с удовольствие выполняют, упражнения пружиня на мяче, участвуют в эстафетах и играх.

В физическом воспитании детей, воспитывающихся в детских домах, большой процент которых имеет отставание в нервно - психическом развитии, следует использовать тренажеры

Тренажер (беговая дорожка).

Стимулирует двигательную активность, способствует укреплению мышц, развивает навыки ходьбы, обеспечивает профилактику плоскостопия и массаж стоп.

Тренажер (подъем по ступеням) предназначен для развития координации, имитирует движения при ходьбе и беге без ударного воздействия на суставы и позвоночник.

Аэробный тренажер (бегущая по волнам) развивает координацию и тренировку вестибулярного аппарата, позволяет имитировать бег без ударной нагрузки.

Улучшить психологический климат, помочь детям проявить свои сильные стороны и создать тем самым запас позитивного настроения, повысив их самооценку, помогает организация всевозможных спортивных праздников, соревнований, эстафет. Все эти мероприятия способствуют повышению социально-психологической адаптации и улучшения состояния психического здоровья детей.


Циклирование нагрузки в тренировочном цикле – сложный процесс чередования различных тренировочных методов, для усложнения .

Так что ваше тело стремительно адаптируется к любому раздражению, чтобы стать способным выдержать его в будущем с наименьшими энергозатратами.

Напоминаем, что Ваше тело имеет именно ту форму, которая необходима для решения задач, которые вы перед ним ставите . Например, форма тела Василия Петровича на 100% решает его задачи, а именно: переложить из тележки в багажник пару пакетов из супермаркета, донести их потом из багажника до лифта и из лифта в квартиру. А форма живота позволяет уложить в него вечерком пол-килограммчика чего-то жареного и 3-4 литра пива сверху. Только глубокое осознание этого факта чётко даст вам ответ на ваши потенциальные запросы к своему телу, а именно в каком формате организовать ваш тренинг и питание.

Едем дальше. В начале любых занятий любая нагрузка для организма является стрессовой . Просто представьте: лежали вы как Илья Муромец на печи, точнее на диване, 33 года, а потом вас закусила удила и бешеная фитнес мотивация ударила в голову, и вы стали неистово качаться. Конечно, ваш организм в ужасе от происходящего. Да, даже если ваши тренировки длятся полчаса и будут несложными для вашей бабушки. Это все равно стресс для организма.


Поэтому любой новичок, как бы неправильно он тренировался, всегда будет прогрессировать . Мы уже обсуждали это в статье . А вот в будущем организм привыкнет к нагрузке, и нужно будет усложнять тренировочный процесс, чтобы организм продолжал подстраиваться под нагрузку ростом результатов, будь то рост мышечной массы или физических качеств, таких как сила, выносливость, быстрота или гибкость.

Основная цель циклирования : подбор необходимой нагрузки. Если нагрузка будет слишком малой, организм не будет расценивать ее как раздражение, и процесс адаптации остановится. При слишком большой нагрузке будут проблемы с , чаще всего это выражается в перетренированности, которая ведет к снижению спортивных результатов, мышечной массы и иммунитета.

Циклирований может быть великое множество и перечислять все варианты не имеет никакого смысла. Из-за огромного количества периодизаций, вам нужно научиться составить себе периодизацию тренировок самостоятельно .

Для этого вам просто нужно понять саму суть этого процесса, которая состоит в том, что периодизация — это не подъем по лестнице, это волна . Т.е. вы должны в тренировках делать шаг назад, а потом два вперед.

Давайте рассмотрим два варианта: циклирование нагрузки и циклирование частоты тренировок. Думаем, их будет достаточно для понимания принципа. Собственно, это принцип очень тесно связан с .

Циклирование нагрузки: макропериодизация

Первое, что нужно сделать – это распределить цикл тренировок по фазам. Если исходить из тренировочной программы с фиксированным числом повторов в каждом из упражнений (меняется только вес — в сторону повышения), то нагрузки в цикле распределяются примерно так, как показано ниже. Та же схема применима и к программе, где увеличивается не только вес штанги, но и число повторов; только в этом случае вы повышаете вес штанги много реже, зато всякий раз добавляете к ней бОльший вес. В промежутках между этими прибавками вы увеличиваете число повторов.

1) Подготовительная фаза

Во время первой фазы тренировочного цикла, следующей за периодом отдыха в 7-10 дней, вы работаете с весами на 10-20% меньше тех, что вы уже освоили (имеется в виду не ваш максимальный рабочий вес, а тот, с которым вы можете работать в диапазоне 3-4 подхода по 8 повторов).

На данном этапе упор делается не на максимальное число повторов, а на отработку идеальной техники упражнений . Кроме того, это отличная психологическая разгрузка.

И как бы не выпендривались люди в зале своими весами, поклонники однообразно тяжелого тренинга обычно не владеют правильной техникой упражнений. А если техника неправильная, то грош цена подобным «достижениям».

Лучше сделать в 10 раз меньший вес, чем корячится так, как герои данного видео:

По мере повышения интенсивности нагрузок тренировочные объемы будут постепенно сокращаться, т.е. вы будете выполнять меньше рабочих сетов, меньше упражнений и, возможно, реже тренироваться.

Подготовительная фаза длится 3-4 недели. Это фаза нужна, чтобы вы не спеша могли «разогнаться», отдохнуть и усовершенствовать технику. Вы должны идти по схеме линейной прогрессии весов: 80% от рабочего веса, 85% от рабочего веса, 90% от рабочего веса, 100% от рабочего веса.

2) Вторая фаза

Цель: добраться до своих максимальных в прошлом весов. Как и всегда, показателем вашего прогресса будет увеличение рабочего веса штанги. Если повысить вес не удается, сократите тренировочные объемы — уменьшите число сетов и/или упражнений. Возможно, реже тренируйтесь. Меньшие объемы при большей интенсивности, наряду с полноценным восстановлением между тренировками, как правило, гарантированно обеспечивают рост результатов.

На ранней стадии цикла иногда обнаруживается, что какое-то из упражнений (а может, и не одно) получается у вас хуже остальных — веса никак не растут. В этом случае убавьте вес штанги в этом упражнении (или упражнениях), чтобы упражнение пошло и сравнялось в плане “трудности” с другими упражнениями комплекса.


Тренировки станут тяжелее, но при этом прогресс будет медленным и постепенным. Не нужно сразу же прыгать к своему максимальному рабочему весу! Дойдите до него постепенно .

Вторая фаза длится 3-4 недели. Вы должны идти по схеме линейной прогрессии весов до своего максимального рабочего веса (1 повторный максимум): 80% от максимального рабочего веса, 85% от максимального рабочего веса, 90% от максимального рабочего веса, 100% от максимального рабочего веса.

3) Фаза роста

Это самая важная фаза любого цикла, именно к ней вы и готовились на предыдущих этапах. Хорошая подготовка поможет вам растянуть ее как можно дольше и выжать из нее максимум возможного.
Если вы в рамках данного цикла прибавляете в каждом из базовых упражнений, это значит, что вы в целом прибавляете и в мышечной массе при должном питании, конечно. На эти упражнения вы и должны делать упор на всем протяжении интенсивной фазы цикла.

Если вы хотите нарастить как можно больше мышечной массы, то вспомогательные упражнения не должны мешать росту ваших результатов в базовых упражнениях. В идеале вы должны равномерно прибавлять во всех упражнениях, вплоть до окончания цикла. На практике же, чтобы достичь максимума в базовых упражнениях, вам порою приходится ближе к концу цикла сокращать некоторые из вспомогательных упражнений или выполнять их реже.

Опять же, в идеале не нужно исключать из программы какое бы то ни было упражнение, пока вы не прибавили в нем по сравнению с предыдущим циклом. Но иногда избавляться от вспомогательных упражнениях приходится и на более ранней стадии, если они препятствуют прогрессу в основных упражнениях. Более того, если с отзывчивость у вас дело обстоит совсем уж из рук вон плохо, вам, возможно, не стоит включать в свою программу вспомогательные упражнения даже в самом начале цикла — по крайней мере, на первых порах.


Допустим, вы намертво застряли в каком-то одном базовом упражнении. Само по себе это не повод для того чтобы прервать цикл. Перед вами три пути: либо попросту поддерживайте достигнутый уровень в этом упражнении, либо выбросите его из программы, либо замените на похожее. При этом продолжайте цикл, чтобы выжать максимум из других стержневых упражнений. Прекращайте цикл только в том случае, если завязнете в подавляющем большинстве движений.

Пример цикла

Главный критерий продолжительности макро цикла: это ваше самочувствие . Ни в коем случае не нужно насиловать свой организм! В противном случае вам понадобится слишком много времени на восстановление сил перед новым циклом.

Итак, тренировочный цикл можно условно разбить на четыре фазы:

Начните с трех-четырех “легких” недель. Но не расслабляйтесь, давайте себе приличную нагрузку. За этот период вы должны довести веса в каждом упражнении с 85-90% от ранее освоенных до 95%.

Затем идут несколько недель медленного приближения к вашим прежним лучшим результатам.

Далее наступает фаза роста — первые несколько недель освоения новых весов. Если вы чувствуете, что нагрузка для вас слишком велика, сократите число сетов, а если и это не поможет, смело вычеркивайте из списка пару вспомогательных упражнений, а то и все.

Постарайтесь протянуть фазу роста как можно дольше. Если нужно, пожертвуйте вспомогательными упражнениями ради прогресса в базовых. Старайтесь прибавлять в каждом из базовых упражнений по 0,5-1 кг в неделю . Наращивайте веса и во второстепенных упражнениях, если, конечно, вы их все еще выполняете.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: нельзя прийти на тренировку и сразу начать тренироваться со своим максимальным весом, до него нужно дойти во время разминки по принципу пирамиды: например, 20 кг -30-40-50-60-70 и т.д. Вариантов много, суть одна: и не филоним!

Как это выглядит на практике:

Тренировка 1: 40% от рабочего веса
Тренировка 3: 70% от рабочего веса
Тренировка 4: 80% от рабочего веса
Тренировка 5: 85% от рабочего веса
Тренировка 6: 90% от рабочего веса
Тренировка 7: 95% от рабочего веса
Тренировка 8: 100% от рабочего веса (наш старый максимум)
Тренировка 9: 102.5% от рабочего веса
Тренировка 10: 105% от рабочего веса
Тренировка 11: 107.5% от рабочего веса
Тренировка 12: 110% от рабочего веса
Тренировка 13: 112.5% от рабочего веса

Количество дней отдыха между тренировками меняется в зависимости от тяжести нагрузки. Когда нагрузка 40%-60%, вы можете тренировать мышечную группу чаще (например, два раза в неделю). Но по мере возрастания нагрузки, количество дней отдыха тоже увеличивается.


Мы не можем написать вам точный вес на снаряде по тренировкам, потому что не знаем ваш максимум (да и в идеале он постоянно растет) . Не поленитесь взять калькулятор, тренировочный дневник и ручку, для того, чтобы расписать свои тренировочные веса по тренировкам на несколько месяцев вперед. Проще всего это сделать с помощью таблицы. Вверху (горизонтально) напишите номер тренировки или дату, когда она будет проходить. А слева (вертикально) напишите список упражнений. После этого заполните клетки цифрами, обозначающими с каким весом вы будет работать. Научитесь планировать свои достижения. В конце концов, это очень важно уметь не только в тренажерном зале.

Микро периодизация

Однако не следует надеяться, что прогресс будет продолжаться бесконечно. Наше тело не железное и даже не резиновое, поэтому без фармы прогресс со временем всегда замедляется и остановливается. Вот для того, чтобы этот момент отодвинуть как можно дальше, мы начнем использовать еще одну хитрость под названием микропериодизация .

Допустим, после «разгона» с 40% вы пробили предыдущий «потолок достижений» (100%) и дошли в течение месяца-двух до 110% от прежнего веса. Вот тут самое время подключить микропериодизацию. Для этого мы будем ставить после привычной «тяжелой» недели легкую неделю.

Т.е. наша схема будет выглядеть следующим образом:

Тяжелая неделя 100%
Легкая неделя 40%
Тяжелая неделя 100%
Легкая неделя 40%
Тяжелая неделя 100%
Легкая неделя 40%


Можно выбрать более «замороченную» схему: легкая – средняя –тяжелая:

Тренировка 1: 40% от максимального рабочего веса (здесь и далее имеется вииду ваш максимальный рабочий вес, т.е. тот, который вы можете выполнить на 1 раз)
Тренировка 2: 60% от рабочего веса
Тренировка 3: 80% от рабочего веса
Тренировка 4: 100% от рабочего веса

Тренировка 5: 50% от рабочего веса
Тренировка 6: 70% от рабочего веса
Тренировка 7: 90% от рабочего веса
Тренировка 8: 102,5% от рабочего веса и т.д.

Короче, придумывайте, как вам угодно и удобно, смысл вы поняли: легкие тренировки сменяются тяжелыми.

Главное правило : лёгкая тренировка – должна быть реально легкой, а не такой когда у вас глаза на лоб лезут. Снизьте рабочие веса, как было сказано (до 40%) и работайте без отказа.

Циклирование нагрузки — один из известных методов . Схемы бывают разные, смысл - один: периодическое чередование нагрузок разной величины дает возможность восстановиться чувствительности. Как с кофе: не бодрит - снизь на какое-то время дозу. Кроме восстановления чувствительности циклирование нагрузки служит еще и отличной профилактикой недовосстановлений и травм.

Ошибки в определении стартовой нагрузки

Если вы неправильно определили начальные веса в одном или нескольких упражнениях, исправьте ошибки на следующей тренировке. Например, приседания () могут даваться тяжелее по сравнению с другими упражнениями. Ничего страшного — когда будете приседать в следующий раз, убавьте вес штанги на 5-10%.

Ошибки в использовании циклов:

1) Не перенапрягайтесь на легких тренировках и не требуйте от своего организма слишком многого во второй половине цикла.
2) Не уменьшайте количество легких тренировок, стараясь поскорее перейти к более сложному этапу.
3) Не стремитесь сделать как можно больше повторений с малыми весами, с которых начинается цикл. Если вы будете предельно выкладываться с маленькими весами, вы нарушите основной принцип циклирования: легко — тяжело.

Каждый должен выбрать для себя наиболее подходящий цикл, тут надо подумать и поэкспериментировать. Обычно один из этих пунктов вызывает «непреодолимые» проблемы: либо думать не хочется — «это ж не ядерная физика», либо экспериментировать — «у меня нет времени, хочу подкачаться к лету/др/новому году/дню весеннего равноденствия».

Для начала лучше всего разбивать тренировки на тяжелые и легкие в равной пропорции — 50/50. Все остальное подбирается . Если уже на ранней стадии цикла вы начнете рвать жилы, то вы истощите себя еще на старте.

Циклирование частоты тренировок

Кроме изменения величины нагрузки можно также практиковать и изменение частоты нагрузок. Таким образом, мы попытаемся решить противоречие между преимуществами редкой нагрузки (когда чувствительность успевает восстановиться) и частой («подстегивание» мышц к росту при постоянно высокой скорости синтеза белка после предыдущей нагрузки).

Макроцикл из 3 микроциклов:

1-й цикл : 3 недели мышца тренируется 3 раза в неделю (например, тренировка фулбади, подробнее в статье ) + 4-я неделя - восстановительная (умеренные нагрузки);

2-й цикл : 3 недели - 2 раза в неделю или 3 раза в 2 недели (например, верх/низ) + 4-я неделя - восстановительная;

3-й цикл : 3 недели - 1 раз в неделю (например, сплиты) + 4-я неделя – восстановительная.

Затем макроцикл повторяется: 3, 2, 1 раз в неделю.

Темпы прогресса

Все разговоры о 10 кг мышечной массы, прибавленных якобы за полтора-два месяца упорного тренинга без стероидов или похудении, относятся к жанру ненаучной фантастики. За неделю, максимальный вес, (имеется ввиду: сухая мышечная масса) который человек сможет набрать колеблется примерно в пределах от 0,5 – 1 килограммов. Да, к сожалению, накачать огромные мышцы за неделю или за месяц не получиться. Из этого следует, что максимум, что человек сможет набрать за один месяц, это 4 - 5 килограммов сухих мышц.


Даже чисто гипотетически нельзя набрать за месяц 10-25 кг мышц, иногда это нереально даже за годы тренировок.

Но даже такие темпы роста можно поддерживать лишь эпизодическ и. Жизнь не даст вам существовать без семьи, работы, друзей и т.д. В реальности прибавить массу и силу любитель может лишь испытанным методом медленного, но непреклонного продвижения вперед.

Что делать, если пропущена тренировка?

Если, придя в спортзал, вы обнаружили, что у вас сегодня «неудачный» день, не заставляйте себя выполнять все положенные упражнения, на какой бы стадии цикла вы ни находились. Если же вы почувствовали себя неважно еще до тренировки, отложите ее на день или два. Считайте, что был один дополнительный день отдыха (это только на пользу), и продолжайте оттуда, где остановились.

Если вы уже начали работать и поняли, что вы не в форме, уменьшите вес снаряда наполовину и сделайте на несколько повторений меньше запланированного числа. Не пробуйте обмануть свой организм — это все равно не выйдет . Не переживайте, что вы «выбились из графика»: на следующей тренировке сделайте то, что намечалось на «неудачный» день, и таким образом возобновите движение по циклу.

Если вы заболели:

Если вы заболели, скажем, схватили легкую простуду, это не обязательно «загубит» цикл, по которому вы тренируетесь. Чтобы избежать этого, включите в него мини-цикл.
Вернувшись в спортзал после небольшого перерыва, проведите несколько тренировок по схеме 85-90-95-97,5-100%. Возьмите за 100% ту нагрузку, с которой вы работали непосредственно перед болезнью, а не максимальную для вас . Недели через три вы вернетесь к тому месту цикла, где остановились из-за болезни.

В итоге мини цикл сэкономит вам много времени, которое вы иначе потратили бы на совершенно бесполезные тренировки, которые неминуемо привели бы вас к застою. Подумайте сами, после болезни организм ослаблен. Как же он может справляться с весами, которые он преодолевал в пике тонуса?

Подобная раскачка позволит вам успешно продолжить давно начатый цикл. Если вы попробуете с ходу включиться в основной цикл, вы обязательно войдете в штопор. Вот тогда вам уж точно придется начать весь цикл сначала.

Если вы захворали серьезно, то потом надо начинать с очень небольших нагрузок . Запомните, вы сможете повторить рекорд, поставленный до болезни, только через 10 (десять!!!) недель, а то и больше! Будьте терпеливы. Если начнете «гнать», вы не только рискуете въехать в «застой», но даже заболеть снова!

К циклическим упражнениям аэробной направленности относятся быстрая ходьба и медленный (оздоровительный) бег, плавание, лыжи, езда на велосипеде. По определению Американского института спортивной медицины (АИСМ) к аэробным относятся циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 всей мышечной массы тела (большие мышечные группы нижних конечностей, спины и плечевого пояса) и которые выполняются в аэробном режиме не менее 30 мин. Основатель этой системы, американский профессор Купер назвал такие упражнения аэробными, или просто аэробика. Именно так и называлась его первая книга, посвященная оздоровительному бегу (Новая аэробика. - М.: ФиС, 1970). Ритмическая же гимнастика Фонды, названная ею также «аэробика» по аналогии с куперовской (ввиду ее огромной популярности), к аэробным упражнениям имеет лишь весьма отдаленное отношение, так как структура движений здесь постоянно меняется и выполняются они в смешанном аэробно-анаэробном режиме. Для всех циклических упражнение аэробной направленности прежде всего характерно специфическое влияние на сердечно-сосудистую систему: происходит капилляризация миокарда и скелетных мышц, увеличение сократимости сердца и сердечного выброса (ударного объема крови), расширение периферических кровеносных сосудов и снижение артериального давления. Это позволяет сердцу работать более экономно, увеличивает его функциональные возможности и снижает частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Важнейшей особенностью всех циклических упражнений является также увеличение аэробных возможностей организма (МПК), повышение физической работоспособности и выносливости. Поэтому они и называются аэробными. Ациклические же упражнения такой способностью не обладают (табл. 6).

Как видно из таблицы, наибольшие величины МПК отмечены у лыжников и бегунов на длинные дистанции, несколько ниже - у пловцов и велосипедистов. У представителей же ациклических видов спорта - гимнастов и тяжелоатлетов - показатели аэробных возможностей не отличаются от таковых у нетренированных мужчин: всего 45 мл/кг против 80-90 мл/кг у бегунов и лыжников. Это подтверждает положение о том, что ациклические виды мышечной деятельности не приводят к повышению аэробных возможностей организма и росту МПК. Ациклические упражнения увеличивают мышечную силу, быстроту и гибкость, но практически не оказывают положительного влияния на сердце и сосуды так же, как не влияют и на факторы риска ИБС. Циклические же упражнения являются мощным фактором профилактики атеросклероза сердечно-сосудистых заболеваний.

Таблица 6. Показатели аэробных возможностей (МПК) у представителей различных видов спорта и нетренированных мужчин (по В.Л.Карпману, 1988)

Вид спорта

МПК мл/мин/кг

Лыжные гонки

82-90

Бег на длинные дистанции

Бег на средние дистанции

Конькобежный спорт

Велоспорт (шоссе)

Плавание

Спортивная ходьба

Теннис

Борьба

Футбол/хоккей

Гимнастика

Тяжелая атлетика

Нетренированные мужчины

С точки зрения влияния на организм, отдельные виды циклических упражнений не имеют принципиальных различий и обладают сходным профилактическим и оздоровительным эффектом. Поэтому для достижения стабильного здоровья можно с успехом воспользоваться любым видом аэробных упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей и физической подготовленности. Однако самыми доступными для людей среднего и пожилого возраста являются все же оздоровительная ходьба и бег.

кл. слова:методика, офп, научные, тренировка, упражнения, физиология, циклические, ациклические, мощность, нагрузки, аэробные, анаэробные

Разработка тренировочных циклов

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИИ

Все спортивные упражнения можно разделить на две большие группы.
Для упражнений первой группы характерны очень большие (на соревновании — предельные) физические нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие запросы к ведущим физиологическим системам и требуют предельного проявления таких двигательных физических качеств, как сила, быстрота или выносливость. К таким упражнениям относятся все виды легкой атлетики, плавание, лыжный и конькобежный спорт, гребля, спортивные игры, единоборства и т.д.
Вторую группу составляют технические упражнения: авто, мотоспорт, парусный, санный, парашютный, конный, авиа- и дельтапланеризм. Перемещение спортсмена в пространстве при выполнении упражнений первой, наиболее многочисленной группы осуществляется в основном за счет внутренних (мышечных) сил. При выполнении технических упражнений перемещение спортсмена происходит главным образом за счет внешних (не мышечных) сил: тяги двигателя машины (в автоспорте), гравитационных сил (в санном, парашютном спорте), силы воздушного потока (в парусном спорте, авиа- и дельтапланеризме).
Успех в технических упражнениях в очень большой мере определяется техническим оборудованием (в конном спорте — качествами лошади) и степенью владения им. Эти спортивные упражнения требуют исключительно высокого развития у спортсменов специфических психофизиологических функций: внимания, быстроты реакции, тонкой координации движений и т. д. В то же время упражнения в технических видах спорта, как правило, не предъявляют предельных требований к энергетической и мышечной системам, к системам вегетативного обеспечения, а также к физическим качествам: силе мощности и выносливости.

В соответствии с общей кинематической характеристикой упражнений, т. е. характером протекания во времени упражнения первой группы делят на циклические и ациклические .

К циклическим упражнениям переместительного характера относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде. Для этих упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений. При этом относительно постоянны не только общий рисунок движений, но и средняя мощность нагрузки или скорость перемещения спортсмена (велосипеда, лодки) по дистанции. Исключение составляют очень короткие циклические упражнения (дистанции) и начальный отрезок любой дистанции, т. е. период разгона, на протяжении которых скорость перемещения изменяется очень значительно. Иначе говоря, циклические упражнения — это упражнения относительно постоянных структуры и мощности.

К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробегание отрезков с различной скоростью).

Важнейшую классификационную характеристику упражнений, кроме технических, составляет их мощность . Учитывая, что она относительно постоянна в циклических упражнениях, их можно классифицировать по средней мощности нагрузки на протяжении любого (достаточно длинного) отрезка времени выполнения упражнения.

На протяжении выполнения ациклических упражнений выделяют периоды наибольшей активности (мощности) — рабочие периоды, чередуемые с промежуточными периодами относительно невысокой активности (мощности), вплоть до полного отдыха (нулевой мощности). При классификации ациклических упражнений остается неясным, оценивать ли мощность основных рабочих периодов («пиковую» мощность) или «среднюю» мощность за все время упражнения, включая основные рабочие периоды и промежуточные периоды относительного или полного отдыха. Физиологическая характеристика ациклических упражнений при использовании каждого из таких показателей будет различной.

Механическая, или физическая, мощность выполняемого упражнения измеряется физическими величинами — в ваттах, кгм/мин. Она определяет физическую нагрузку. В подавляющем большинстве случаев очень трудно достаточно точно измерить физическую мощность спортивных упражнений. В циклических упражнениях мощность (физическая нагрузка) и скорость перемещения (при неизменной технике выполнения движений) связаны линейной зависимостью: чем больше скорость, тем выше физическая нагрузка.

Совокупность физиологических (и психофизиологических) реакций организма на данную физическую нагрузку позволяет определить физиологическую мощность нагрузки или физиологическую нагрузку на организм работающего человека.
«Физиологическая нагрузка» или «физиологическая мощность» — понятия близкие к термину «тяжесть работы». У каждого человека при выполнении упражнения одного и того же характера в одинаковых условиях внешней среды физиологическая мощность нагрузки находится в прямой зависимости от физической нагрузки. Например, чем выше скорость бега, тем больше физиологическая нагрузка.

Однако одинаковая физическая нагрузка вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, у людей с неодинаковой степенью функциональной подготовленности (тренированности), а также у одного и того же человека в разных условиях (например, при повышенных или пониженных температуре или давлении воздуха). Кроме того, различные физиологические реакции наблюдаются у одного и того же человека при одинаковой по мощности физической нагрузке, выполняемой разными мышечными группами (руками или ногами) или при разных положениях тела (лежа или стоя). Так, у гребцов на каноэ; пловцов или бегунов, выполняющих одинаковую по физической мощности работу (с одинаковой скоростью потребления О2), физиологические нагрузки (реакции) сильно различаются.

Следовательно, показатели физической мощности упражнения не могут быть использованы в качестве критерия для единой физиологической классификации различных спортивных упражнений, выполняемых людьми разного пола и возраста, с неодинаковыми функциональными возможностями и подготовленностью
(тренированностью) или одним и тем же спортсменом в разных условиях.
Поэтому в качестве классификационного признака чаще используются показатели физиологической мощности или физиологической нагрузки.

Одним из таких показателей служит предельное время выполнения данного упражнения Действительно, чем выше физиологическая мощность («тяжесть работы»), тем короче предельное время выполнения работы. Проанализировав по данным мировых рекордов зависимость между скоростью преодоления разных дистанций и предельным (рекордным) временем, В. С. Фарфель разделил «кривую рекордов» на четыре зоны относительной мощности: с предельной продолжительностью упражнений до 20 с (зона максимальной мощности), от 20 с до 3—5 мин (зона субмаксимальной мощности), от 3—5 до 30—40 мин (зона большой мощности) и более 40 мин (зона умеренной мощности). Такая классификация спортивных циклических упражнений получила широкое распространение

Другой подход к характеристике физиологической мощности состоит в определении относительных физиологических сдвигов Характер и величина ответных физиологических реакций на одну и ту же физическую нагрузку зависят прежде всего от предельных функциональных возможностей и ведущих
(для данного упражнения) физиологических систем. При выполнении одинаковой физической нагрузки у людей с более высокими функциональными возможностями ведущих систем величина реакций (физиологические сдвиги) меньше, и следовательно, физиологическая нагрузка на ведущие (и другие) системы и соответственно на организм в целом относительно меньше, чем у людей с более низкими функциональными возможностями. Одинаковая физическая нагрузка будет относительно труднее («тяжелее») для вторых, и, следовательно, предельное время ее выполнения у них будет короче, чем у первых. Соответственно первые способны выполнять такие большие физические нагрузки, которые недоступны вторым.

Таким образом, для физиологической классификации спортивных упражнений используются показатели относительной физиологической мощности: физиологической нагрузки, физиологической напряженности, тяжести работы.
Такими показателями служат относительные физиологические сдвиги, которые возникают в ведущих функциональных системах в ответ на данную физическую нагрузку, выполняемую в определенных условиях внешней среды. Эти сдвиги выявляются путем сравнения текущих рабочих показателей деятельности ведущих физиологических систем с предельными (максимальными) показателями.

Классификация циклических упражнений

Энергетические запросы организма (работающих мышц) удовлетворяются, как известно, двумя основными путями — анаэробным и аэробным. Соотношение этих двух путей энергопродукции неодинаково в разных циклических упражнениях.
При выполнении любого упражнения практически действуют все три энергетические системы анаэробные фосфагенная (алактатная) и лактацидная (гликолитическая) и аэробная (кислородная, окислительная) «Зоны» их действия частично перекрываются. Поэтому трудно выделить «чистый» вклад каждой из энергетических систем, особенно при работе относительно небольшой предельной продолжительности В этой связи часто объединяют в пары «соседние» по энергетической мощности (зоне действия) системы, фосфагенную с лактацидной, лактацидную с кислородной. Первой при этом указывается система, энергетический вклад которой больше.

В соответствии с относительной нагрузкой на анаэробные и аэробные энергетические системы все циклические упражнения можно разделить на анаэробные и аэробные. Первые — с преобладанием анаэробного, вторые — аэробного компонента энергопродукции Ведущим качеством при выполнении анаэробных упражнений служит мощность (скоростно-силовые возможности), при выполнении аэробных упражнений — выносливость

Соотношение разных путей (систем) энергопродукции в значительной мере определяет характер и степень изменений в деятельности различных физиологических систем, обеспечивающих выполнение разных упражнений

Анаэробные упражнения. Выделяются три группы анаэробных упражнений:

1) максимальной анаэробной мощности (анаэробной мощности) ;

2) околомаксимальной анаэробной мощности;

3) субмаксимальной анаэробной мощности (анаэробно-аэробной мощности).

Упражнения максимальной анаэробной мощности (анаэробной мощности) — это упражнения с почти исключительно анаэробным способом энергообеспечения работающих мышц: анаэробный компонент в общей энергопродукции составляет от 9,0 до 100%. Он обеспечивается главным образом за счет фосфагенной энергетической системы (АТФ + КФ) при некотором участии лактацидной (гликолитической) системы. Рекордная максимальная анаэробная мощность, развиваемая выдающимися спортсменами во время спринтерского бега, достигает 120 ккал/мин. Возможная предельная продолжительность таких упражнений — несколько секунд. Таковы, например, соревновательный бег на дистанциях до
100 м, спринтерская велогонка на треке, плавание и ныряние на дистанцию до 50 м.

Усиление деятельности вегетативных систем происходит в процессе работы постепенно. Из-за кратковременности анаэробных упражнений во время их выполнения функции кровообращения и дыхания не успевают достигнуть возможного максимума. На протяжении максимального анаэробного упражнения спортсмен либо вообще не дышит, либо успевает выполнить лишь несколько дыхательных циклов. Соответственно «средняя» легочная вентиляция не превышает 20—30% от максимальной. ЧСС.повышается еще до старта (до 140—150 уд/мин) и во время упражнения продолжает расти, достигая наибольшего значения сразу после финиша — 80—90% от максимальной (160—180 уд/мин).
Поскольку энергетическую основу этих упражнений составляют анаэробные процессы, усиление деятельности кардио-респираторной (кислородтранспортной) системы практически не имеет значения для энергетического обеспечения самого упражнения. Концентрация лактата в крови за время работы изменяется крайне незначительно, хотя в рабочих мышцах она может достигать в конце работы 10 ммоль/кг и даже больше. Концентрация лактата в крови продолжает нарастать на протяжении нескольких минут после прекращения работы и составляет максимально 5—8 ммоль/л.

Перед выполнением анаэробных упражнений несколько повышается концентрация глюкозы в крови. До начала и в результате их выполнения в крови очень существенно повышается концентрация катехоламинов (адреналина и норадреналина) и гормона роста, но несколько снижается концентрация инсулина; концентрации глюкагона и кортизола заметно не меняются.

Ведущие физиологические системы и механизмы, определяющие спортивный результат в этих упражнениях, — центрально-нервная регуляция мышечной деятельности (координация движений с проявлением большой мышечной мощности), функциональные свойства нервно-мышечного аппарата (скоростно- силовые), емкость и мощность фосфагенной энергетической системы рабочих мышц.

Упражнения околомаксимальной анаэробной мощности (смешанной анаэробной мощности) — это упражнения с преимущественно анаэробным энергообеспечением работающих мышц. Анаэробный компонент в общей энергопродукции составляет
75— 85% — отчасти за счет фосфагенной и в наибольшей мере за счет лактацидчой (гликолитической) энергетических систем. Рекордная околомаксимальная анаэробная мощность в беге — в пределах 50—100 ккал/мин.
Возможная предельная продолжительность таких упражнений у выдающихся спортсменов колеблется от 20 до 50 с. К соревновательным упражнениям относится бег надистанциях 200—400 м, плавание на дистанциях до 100 м, бег на коньках на 500 м.

Для энергетического обеспечения этих упражнений значительное усиление деятельности кислородтранспортной системы уже играет определенную энергетическую роль, причем тем большую, чем продолжительнее упражнение.
Предстартовое повышение ЧСС очень значительно (до 150—160 уд/мин).
Наибольших значений (80—90% от максимальной) она достигает сразу после финиша на 200 м и на финише 400 м. В процессе выполнения упражнения быстро растет легочная вентиляция, так что к концу упражнения длительностью около
1 мин она может достигать 50—60% от максимальной рабочей вентиляции для данного спортсмена (60—80 л/мин). Скорость потребления О2 также быстро нарастает на дистанции и на финише 400 м может составлять уже 70—80% от индивидуального МПК.

Концентрация лактата в крови после упражнения весьма высокая—до 15 ммоль/л у квалифицированных спортсменов. Она тем выше, чем больше дистанция и выше квалификация спортсмена. Накопление лактата в крови связано с очень большой скоростью его образования в рабочих мышцах (как результат интенсивного анаэробного гликолиза).

Концентрация глюкозы в крови несколько повышена по сравнению с условиями покоя (до 100—120 мг%). Гормональные сдвиги в крови сходны с теми, которые происходят при выполнении упражнения максимальной анаэробной мощности.

Ведущие физиологические системы и механизмы, определяющие спортивный результат в упражнениях околомаксимальной анаэробной мощности, те же, что и в упражнениях предыдущей группы, и, кроме того, мощность лактацидной

Упражнения субмаксимальной анаэробной мощности (анаэробно-аэробной мощности) — это упражнения с преобладанием анаэробного компонента энергообеспечения работающих мышц. В общей энергопродукции организма он достигает 60—70% и обеспечивается преимущественно за счет лактацидной
(гликолитической) энергетической системы. В энергообеспечении этих упражнений значительная доля принадлежит кислородной
(окислительной,аэробной) энергетической системе. Рекордная мощность в беговых упражнениях составляет примерно 40 ккал/мин. Возможная предельная продолжительность соревновательных упражнений у выдающихся спортсменов — от
1 до 2 мин. К соревновательным упражнениям относятся: бег на 800 м, плавание на 200 м, бег на коньках на 1000 и 1500 м, заезды на 1 км в велоспорте (трек).

Мощность и предельная продолжительность этих упражнений таковы, что в процессе их выполнения показатели деятельности. кислородтранспортной системы (ЧСС, сердечный выброс, ЛВ, скорость потребления О2) могут быть близки к максимальным значениям для данного спортсмена или даже достигать их. Чем продолжительнее упражнение, тем выше на финише эти показатели и тем значительнее доля аэробной энергопродукции при выполнении упражнения. После этих упражнений регистрируется очень высокая концентрация лактата в рабочих мышцах и крови — до 20—25 ммоль/л. Соответственно рН крови снижается до
7,0. Обычно заметно повышена концентрация глюкозы в крови — до 150 мг%, высоко содержание в плазме крови катехоламинов и гормона роста.

Ведущие физиологические системы и механизмы — емкость и мощность лактацидной (гликолитической) энергетической системы рабочих мышц, функциональные (мощностные) свойства нервно-мышечного аппарата, а также кислород-транспортные возможности организма (особенно сердечно-сосудистой системы) и аэробные (окислительные) возможности рабочих мышц. Таким образом, упражнения этой группы предъявляют весьма высокие требования как к анаэробным, так и к аэробным возможностям спортсменов.

Аэробные упражнения. Мощность нагрузки в этих упражнениях такова, что энергообеспечение рабочих мышц может происходить (главным образом или исключительно) за счет окислительных (аэробных) процессов, связанных с непрерывным потреблением организмом и расходованием работающими мышцами кислорода. Поэтому мощность в этих упражнениях можно оценивать по уровню
(скорости) дистанционного потребления О2. Если дистанционное потребление О2 соотнести сопредельной аэробной мощностью у данного человека (т. е. с его индивидуальным МПК, или «кислородным потолком»), то можно получить представление об относительной,аэробной физиологической мощности выполняемого им упражнения. По этому показателю среди аэробных циклических упражнений выделяются пять групп.

1) упражнения максимальной аэробной мощности (95—100% МПК);

2) упражнения околомаксимальной аэробной Мощности (85—90% МПК);

3) упражнения субмаксимальной аэробной мощности (70—80% МПК);

4) упражнения средней аэробной мощности (55— 65% от МПК);

5) упражнения малой аэробной мощности (50% от МПК и менее).

Ведущими физиологическими системами и механизмами, определяющими успешность выполнения аэробных циклических упражнений, служат функциональные возможности кислородтранспортной системы и аэробные возможности рабочих мышц.

По мере снижения мощности этих упражнений (увеличения предельной продолжительности) уменьшается доля анаэробного (гликолитического) компонента энергопродукции. Соответственно снижаются концентрация лактата в крови и прирост концентрации глюкозы. При упражнениях длительностью в несколько десятков минут гипергликемиивообще не наблюдается. Более того, в конце таких упражнений может отмечаться снижение концентрации глюкозы в крови (гипогликемия).

Чем больше мощность аэробных упражнений, тем выше концентрация катехоламинов в крови и гормона роста. Наоборот, по мере снижения мощности нагрузки содержание в крови таких гормонов, как глюкагон и кортизол, увеличивается, а содержание инсулина уменьшается.

С увеличением продолжительности аэробных упражнений повышается температура тела, что предъявляет повышенные требования к системе терморегуляции.

Упражнения максимальной аэробной мощности (с дистанционным потреблением кислорода 95—100% от индивидуального МПК) — это упражнения, в которых преобладает аэробный компонент энергопродукции — он составляет до 60—70%.
Однако энергетический вклад анаэробных (преимущественно гликолитических) процессов еще очень значителен. Основным энергетическим субстратом при выполнении этих упражнений служит мышечный гликоген, который расщепляется как аэробным, так и анаэробным путем (в последнем случае с образованием большого количества молочной кислоты). Предельная продолжительность таких упражнений — 3—10 мин. К соревновательным упражнениям этой группы относятся: бег на 1500 и 3000 м, бег на 3000 и 5000 м на коньках, плавание на 400 и 800 м, академическая гребля (классические дистанции), заезды на 4 км на велотреке.

Через 1,5—2 мин после начала упражнений достигаются максимальные для данного человека ЧСС, систолический объем крови и сердечный выброс, рабочая
ЛВ, скорость потребления О2 (МПК). По мере продолжения упражнения ЛВ, концентрация в крови лактата и катехоламинов продолжает нарастать.
Показатели работы сердца и скорость потребления О2 либо удерживаются на максимальном уровне (при состоянии высокой тренированности), либо начинают несколько снижаться.

После окончания упражнения концентрация лактата в крови достигает 15—25 ммоль/л в обратной зависимости от предельной продолжительности упражнения и в прямой — от квалификации-спортсмена (спортивного результата).

Ведущие физиологические системы и механизмы — общие для всех аэробных упражнений; кроме того, существенную роль играет мощность лактацидной
(гликолитической) энергетической системы рабочих мышц.

Упражнения околомаксимальной аэробной мощности (с дистанционным потреблением О2; 85—95% от индивидуального МПК) — это упражнения, при выполнении которых до 90% всей энергопродукции обеспечивается окислительными (аэробными) реакциями в рабочих мышцах. В качестве субстратов окисления используются в большей мере углеводы, чем жиры
(дыхательный коэффициент около 1,0). Главную роль играют гликоген рабочих мышц и в меньшей степени—глюкоза крови (на второй половине дистанции).
Рекордная продолжительность упражнений до 30 мин. К этой группе относятся: бег на дистанциях 5000 и 10000 м, плавание на дистанции 1500 м, бег на лыжах до 15 км и на коньках на 10 000 м. В процессе выполнения упражнений
ЧСС находится на уровне 90—95%, ЛВ—85—90% от индивидуальных максимальных значений. Концентрация лактата в крови после упражнения у высококвалифицированных спортсменов—около 10 ммоль/л. В процессе выполнения упражнения происходит существенное повышение температуры тела — до 39°.

Упражнения субмаксимальной аэробной мощности (с дистанционным потреблением О2 70—80% от индивидуального МПК) — это упражнения при выполнении которых более 90% всей энергии образуется аэробным путем.
Окислительному расщеплению подвергаются в несколько большей степени углеводы, чем жиры (дыхательный коэффициент примерно 0,85—0,90). Основными энергетическими субстратами служат гликоген мышц, жиры рабочих мышц и крови и (по мере продолжения работы) глюкоза крови. Рекордная продолжительность упражнений — до 120 мин. В эту группу входят: бег на 30 км и более (включая марафонский бег), лыжные гонки на 20—50 км, спортивная ходьба до 20 км.

На протяжении упражнения ЧСС находится на уровне 80—90%, а ЛВ — 70—80% от максимальных значений для данного спортсмена. Концентрация лактата в крови обычно не превышает 4 ммоль/л. Она заметно увеличивается только в начале бега или в результате длительных подъемов. На протяжении выполнения этих упражнений температура тела может достигать 39—40°.

Ведущие физиологические системы и механизмы — общие для всех аэробных упражнений и, кроме того, емкость кислородной (окислительной) системы, которая зависит в наибольшей мере от запасов гликогена в рабочих мышцах и печени и от способности мышц к повышенной длительной утилизации (окислению) жиров.

Упражнения средней аэробной мощности (с дистанционным потреблением О2
55—65% от индивидуального МПК) — это упражнения, при выполнении которых почти вся энергия рабочих мышц обеспечивается аэробными процессами.
Основным энергетическим субстратом служат жиры рабочих мышц и крови, углеводы играют относительно меньшую роль (дыхательный коэффициент около
0,8). Предельная продолжительность упражнения—до нескольких часов. К упражнениям этой группы относятся: спортивная ходьба на 50 км, лыжные гонки на сверхдлинные дистанции (более 50 км).

Кардиореспираторные показатели не превышают 60—75% от максимальных для данного спортсмена. Во многом характеристики этих упражнений и упражнений предыдущей группы близки.

Упражнения малой аэробной мощности (с дистанционным потреблением О2 50% и менее от индивидуального МПК) — это упражнения, при выполнении которых практически вся энергия.рабочих мышц обеспечивается за счет окислительных процессов, в которых расходуются главным образом жиры и в меньшей степени углеводы (дыхательный коэффициент менее 0,8). Упражнения такой относительной физиологической мощности могут выполняться.В течение многих часов. Это соответствует бытовой деятельности человека (ходьба) или упражнениям в системе занятий массовой или лечебной физической культурой.

Классификация ациклических упражнений

Ациклические соревновательные упражнения на основе их кинематических и динамических характеристик можно разделить на 1) взрывные, 2) стандартно- переменные, 3) нестандартно-переменные и 4) интервально-повторные.

Взрывные упражнения. К взрывным упражнениям относятся Прыжки и метания.
Группу прыжков составляют прыжки в легкой атлетике (в длину, в высоту, тройным, с шестом), прыжки на лыжах с трамплина и прыжки с трамплина в воднолыжном спорте, прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки.
В группу метаний входят легкоатлетические метания: диска, копья, молота, толкание ядра. Частным случаем метаний являются тяжелоатлетические упражнения (рывок и толчок).

Характерная особенность взрывных упражнений — наличие одного или нескольких акцентированных кратковременных усилий большой мощности
(«взрыва»), сообщающих большую скорость всему телу и (или) верхним конечностям со спортивным снарядом. Эти взрывные мышечные усилия обусловливают: а) дальность прыжка в длину или высоту; б) продолжительность полета, во время которого выполняются сложные движения в воздухе (прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки); в) максимальную (в легкоатлетических метаниях) или необходимую (в тяжелоатлетических упражнениях) дальность полета спортивного снаряда.

Все взрывные упражнения имеют очень небольшую продолжительность — от нескольких секунд до немногих десятков секунд. Значительную часть большинства взрывных упражнений составляют циклические движения — разбег или разгон. Каждое взрывное упражнение выполняется как единое целое, что определяет и особенности обучения таким движениям.

Стандартно-переменные упражнения — это соревновательные упражнения в спортивной и художественной гимнастике и акробатике (кроме прыжков), в фигурном катании на коньках и на водных лыжах, в синхронном плавании. Для этих упражнений характерно объединение в непрерывную, строго фиксированную, стандартную цепочку разнообразных сложных действий (элементов), каждое из которых является законченным самостоятельным действием и потому может разучиваться отдельно и входить как компонент в самые разные комбинации
(комплексные упражнения).

Нестандартно-переменные (ситуационные) упражнения включают все спортивные игры и спортивные единоборства, а также все разновидности горнолыжного спорта. На протяжении выполнения этих упражнений резко и нестандартным образом чередуются периоды с разным характером и интенсивностью двигательной деятельности — от кратковременных максимальных усилий взрывного характера (ускорений, прыжков, ударов) до физической нагрузки относительно невысокой интенсивности, вплоть до полного отдыха
(минутные перерывы у боксеров и борцов, остановки в игре, периоды отдыха между таймами в спортивных играх).

В связи с этим в нестандартно-переменных упражнениях можно выделить рабочие периоды, т. е. периоды особенно интенсивной двигательной активности
(деятельности), и промежуточные периоды, или периоды относительно мало интенсивной двигательной активности.

К интервально-повторным упражнениям относятся соревновательные, а также комплексные тренировочные упражнения, которые составлены из стандартной комбинации различных или одинаковых элементов, разделенных периодами полного или частичного отдыха. При этом элементы, входящие в такую комбинацию, могут быть однородными (по характеру и интенсивности) циклическими или ациклическими упражнениями. Так, к интервально-повторным упражнениям относится тренировочное упражнение с повторным пробеганием
(проплыванием) определенных отрезков дистанции на большой скорости, чередуемым с периодами полного или частичного отдыха. Другой пример — поднимание штанги несколько раз подряд. К соревновательным интервально- повторным упражнениям относятся биатлон и спортивное ориентирование.

Если во время выполнения комплексных тренировочных упражнений рабочие периоды чередуются с промежуточными периодами полного отдыха, то такие упражнения обозначаются как повторные переменные упражнения.

Если при выполнении упражнения рабочие периоды сменяются промежуточными периодами частичного отдыха, т. е. работой значительно более низкой интенсивности (например, бегом трусцой), то такие упражнения обозначают как интервальные переменные упражнения. По существу, подавляющее большинство комплексных тренировочных упражнений и каждое тренировочное занятие в целом являются интервально-повторными упражнениями.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то