Почему лошади приходят на могилу. Конская традиция и археология: от Европы до Аляски

sergeis64 10-10-2012 01:49

Узнал вчера от жены что у приятельницы умерла лошадь. Вернее пришлось усыпить. Арабка, 28 лет, когда то дошла по дрессажу до Ст Джорджа. Стала прихварывать- перебои сердца. Пару раз рухнула- хорошо не под седлом! Поставили пару лет назад пейсмейкер- в мире всего 3 лошади с ним. Забегала как часики, стала под седлом ходить как 10 лет скинули. Но... развилось заболевание копыта. Приезжал дядька из Рочестера- пытался поставить особые подковы- бедная Ани даже ногу опустить не могла. Не помогло... Вчера не созвонились- хозяйка в полной отключке была от событий. Оставил мессадж. Отзвонила. Баба ревет белугой- лошадь у нее была 26 лет. А сегодня у нее день рождения- 60 лет. Ни хера себе подарочек. Ну вот что тут сказать? У самого глаза на мокром месте... Поехала она к нам на конюшню- долго обнимала нашу рыжyю Виньку... Вторая лошадь за год померла. Первый помер- так ето вообще пипец был. Того я приучил у меня еду изо рта брать и бегать за мной как собачка. Лошадник из меня никудышный, но вот люблю их балбесов- кровь предков чтоли? :-)

Рус-с 10-10-2012 20:35

quote: Если не лошадник- не поймете, не дано.
Лошадник......бывший, 9лет со лошадьми работал, спортивными в том числе. Тут фиг его знает......... когда читал "Прощай Гюльсары" хреново было, свинства и некомпетентности в обращении с животными не перевариваю, реально было жеребца жаль...... и человека. А смерть любимого животного........ больно конечно, но это неизбежность. На войне под людьми по несколько лошадей убивало........... и это были не просто любимцы, от них порой жизнь зависела. Не было у людей возможности шибко горевать и зависать над этим...... иначе сами могли в лучший мир отправиться. Думаю чрезмерные эмоции в таком случае перебор ИМХО, ибо человек забывает что сам под Богом ходит.
quote: Того я приучил у меня еду изо рта брать и бегать за мной как собачка.
Я со своим(рабочим) арабо-тракеном боролся, подножки ему делал, понимал ведь он что это игра. Арабо-терец один с моим овчаром играл, вообще обожаю арабов, приятные и понятливые ребята.

Ерунда 11-10-2012 23:25

Есть у меня друзья. Столько друг друга знаем - считай родственники. С Татьяной в роддоме вместе лежали, мужики на охоту и рыбалку ходят, детям - крестные, дети дружат.
Москвичи съехали жить в деревню и живут натуральным хозяйством лет 20. С удовольствием приезжаем в гости. Развели детей, кур, коз, собак, лошадей и поней и много еще кого. Все счастливы.
В последний наш приезд посидели у костра (лето провожали), а на утро нашли поню павшую. Почти у порога. Фотографий не будет. Так погрустив взяли ножи, книги умные и пошли на вскрытие. Как положено - по органам и системам. ЖКТ, и т.п. Нашли тромб в легочной артерии и порок сердца и эмбрион мужского пола 2-хмесячный. Отдали ветеренарному колледжу.

Анка пулеметчица 11-10-2012 23:40



Баба ревет белугой- лошадь у нее была 26 лет.


quote: Originally posted by sergeis64:

Если не лошадник- не поймете, не дано.
Все, отпизделся, пошел работать...


Хозяйку павшего коня понимаю, а Вас, увы, не понимаю. Она ревет, а вы чего материтесь, вас обидели что ли? Лошади было 28 лет, не каждая до такого преклонного возраста доживает.

Рус-с 12-10-2012 01:44

quote: Так погрустив взяли ножи, книги умные и пошли на вскрытие. Как положено - по органам и системам. ЖКТ, и т.п. Нашли тромб в легочной артерии и порок сердца и эмбрион мужского пола 2-хмесячный. Отдали ветеренарному колледжу.
Феерично))))))) Вот что значит научный подход.

sergeis64 12-10-2012 02:10

@Ерунда. Я тоже в свое время уехал из Москвы, немного больше 20 лет назад и немного подальше. У нас не принято как то потрошить приблудных мертвых животных, да и своих тоже. Есть и спец службы чтобы вывезти мертвую лошадь, можно похоронить на кладбище для животных, можно кремировать.
@Анка-пулеметчица. Матерюсь я на самого себя. Поскольку имел надобность где то выговориться. Еще потому что ничем кроме слов в общем то не могу поддержать. Жена сказала хозяйке арабки что та может приходить и кататься на нашей Виньке- та любит кобыл и давно знакома с Винозой. Хоть может ей полегче будет. Наверное она устроит что то вроде небольших поминок. Не знаю будет ли покупать другую лошадь... 28 лет- преклонный возраст, но совсем не предел. Во всяком случае спокойно можно и под седло и на лонжу брать-5 дней в неделю. А так живут и по 32 и по 36 лет. Конечно уже на пенсии. Хотя одна баба ставила своего 32 летнего раз в неделю- ничего рассекал по мере возможности.

Памятник ахалтекинскому Абсенту. Выездка.

1. Часть первая, печальная, но светлая

Из глубины веков до нас дошла традиция почетного захоронения лошадей, когда конь сопровождал владельца в загробном мире. Хорошо известны скифские, сарматские захоронения, где рядом с воином покоится его боевой конь в полном уборе. Позже стали погребать самих лошадей, имевших особые заслуги или просто бывших любимцами своих хозяев.

История любви

До современности дошла история о Петре I и его любимой лошади по кличке Лизетта. Первый российский император не особенно любил верховую езду и лошадей (как предполагают историки, из-за своего высокого роста он чувствовал себя в седле нелепо и некомфортно). Однако, когда в военном лагере под Ригой Петр впервые увидел Лизетту, он тотчас поменял ее на свою лошадь, добавив немного денег. Петр I и Лизетта были искренне преданы друг другу. Современники рассказывали, что если император долго не появлялся на конюшне, Лизетта сама выходила из стойла и разыскивала хозяина. После смерти любимой лошади Петр I похоронил ее останки на берегу реки Таракановки. На месте захоронения был установлен памятник в виде колонны с фигуркой лошади. После Петра I в русской императорской фамилии установилась настоящая традиция захоронения любимых лошадей, и в начале ХХ века в Санкт-Петербурге существовало целое кладбище императорских лошадей. В настоящее время оно разрушено практически до основания.

Один из родоначальников чистокровный верховой породы Эклипс в Ньюмаркете, Великобритания.

История верности

Или другой пример о благодарности человека к своей лошади, он связан с поселком Дивово, в котором ныне находится Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства. До Октябрьской революции территория опытного конного завода ВННИКа была имением графов Дивовых. Один из графов привез из иноземного похода жену-турчанку, а чтобы она сильно не тосковала по родине, построил для нее минарет (руины минарета сохранились в Дивово и сегодня). Но турчанка в один прекрасный день взошла на верхнюю площадку минарета и бросилась оттуда вниз. Влюбленный граф взял своего лучшего коня по кличке Ворон и поскакал в Рязань за доктором. Ворон преодолел без отдыха около 50 километров, доставил графа в Дивово и пал прямо во дворе имения. Граф привез врача из Рязани, но спасти молодую женщину не удалось. Тем не менее, в знак благодарности за преданность граф похоронил верного Ворона перед конюшнями. На месте захоронения до сих пор стоит памятный камень.

Конские кладбища

Традиции захоронений не исчезли и сегодня. Особой чести удостаиваются известные производители или лошади, показавшие высокие результаты в спорте, скачках или бегах.
Хоронить лошадей принято двумя способами. В первом - лошадь погребают целиком, стоя. Для этого копают могильную яму глубиной неменее 2,5 м. При втором способе хоронят сердце и голову выдающейся лошади. Над местом захоронения устанавливают памятник или памятную доску с кличкой лошади.

Австралийский чемпион Фар Лэп во Флемингтоне, Австралия.
Одно из самых крупных современных кладбищ лошадей находится в конном заводе «Восход», оно носит название Аллея Славы. На ней захоронены Анилин, его мать Аналогичная, знаменитые производители Айвори Тауэр и Афинс Вуд. Есть конские захоронения и в других крупных конных заводах.

Во всех странах самых выдающихся лошадей хоронят с почестями на специальных аллеях славы. В некоторых городах есть специальные кладбища домашних животных, где любой желающий может похоронить своего питомца. Но есть и такие лошади, которые вообще не захоронены, а их чучела выставлены в музеях.

2. Часть вторая, несентиментальная:

Корм для собак или аутодафе?

Но далеко не всех лошадей ждет почетное захоронение и память благодарного хозяина. Что же происходи с остальными лошадьми (и их, надо признать, большинство)? По сложившейся практике в хозяйствах посмертная судьба лошади зависит от того, умерла она своей смертью или была подвергнута вынужденному убою.

Если не быть сентиментальными, то приходится признать, что во многих ситуациях владелец лошади или кто-то иной принимает решение о вынужденном убое. Вынужденный убой - печальная, но неизбежная участь старых лошадей, которых никто не берется содержать «на пенсии», или лошадей, получивших неизлечимые травмы в спорте или на скачках. Правда сегодня на спортивных и любительских конюшнях не так много случаев вынужденного убоя. Стоимость лошадей возросла, и одновременно вырос уровень отечественной ветеринарии. К примеру, 15-20 лет назад смертельным приговором был перелом ноги. Но сегодня такие травмы вполне подлежат лечению с одной стороны, а с другой - встречаются реже из-за улучшения условий содержания и использования лошадей.


Секретариат и Сухарь, этим скаковым лошадям поставлено несколько различных памятников.

Тем не менее, лошади не вечны. Когда жизнь лошади все-таки подходит к концу, одни владельцы предпочитают не допустить естественной смерти и забить лошадь, возможно, за несколько часов до смерти. Тогда ее мясо можно использовать, скажем, на корм собакам.
Но в большинстве случаев труп лошади предпочитают закопать в ближайшем лесу или, хуже того, оставить в глубоком овраге. Один из вариантов самостоятельной утилизации трупа лошади, известный в практике, - обливают труп горючей жидкостью, например, бензином и пытаются сжечь, а останки закапывают в землю.

Колбаса из любимца

Как часто вы ругаетесь на свою лошадь, обещая отправить ее на колбасу? А сколько лошадей действительно попадают на стол в виде копченого деликатеса? Здесь мы можем успокоить сентиментальных читателей - спортивные, племенные и прочие дорогостоящие лошади попадают на мясокомбинаты крайне редко. Бывало, особенно в прошлые десятилетия, рачительные колхозные хозяева предпочитали сдать лошадь на мясо и получить небольшую, но все-таки выручку. Но в основном «на мясо» у нас, как и во всем мире, выращивают лошадей специальных пород. При селекции мясных пород не обращают особого внимания на экстерьер и рабочие качества. Главными полезными признаками в этом случае являются скороспелость лошади (как быстро она вырастает до товарной массы) и качество ее мяса, которое, кстати, по вкусовым качествам превосходит мясо престарелых скакунов, попавших на бойню.
Что ждет лошадь, обреченную на убой?
При современных технологиях на крупных комбинатах животных умерщвляют электрическим током, после чего освежевывают и пускают дальше по разделочному конвейеру. Спустя пару суток после убоя животное уже может превратиться в колбасу. Не стоит морщиться - продукты убоя лошадей с удовольствием поедают многие, в том числе возможно и вы сами.

Где найти скотомогильник?

Что же делать, если ваша лошадь погибла, и вы не собираетесь устраивать за границей своих владений конское кладбище? Закапывать в лесу, а тем более бросать труп - не самый лучший выход. Ваше несанкционированное захоронение может стать источников инфекции. Тем более, что для захоронения погибших животных существуют давно отработанные методы.


Резвая и Лоу Ганновер

Самый старинный из них - скотомогильник, это слово известно даже людям, далеким от сельского хозяйства. Но, скажем сразу, скотомогильники запрещены на территории России, как неэффективный и даже опасный способ захоронения. Для устройства скотомогильника требуется много места. Судите сами, на захоронение одного животного должно отводиться не менее 8 квадратных метров земли. Сам скотомогильник размещали на высоком месте (чтобы ядовитые продукты распада не попадали в грунтовые воды), не ближе полукилометра от населенного пункта. Но особенную опасность скотомогильники представляли (и представляют по сей день) в случае захоронения в них животных, погибших от опасных инфекционных болезней. В частности, возбудители сибирской язвы сохраняют свою активность около 300 лет (в случае вскрытия или размыва старого скотомогильника возбудитель попадает во внешнюю среду и становится реальной опасностью для людей и животных). Все это стало причиной запрета на использование и строительство скотомогильников.


Биг-Бен

Более современный способ (это уже подходит под понятие «утилизация») - захоронение трупов животных в биотермических ямах. Биотермическая яма представляет собой специальное инженерное сооружение: яму, глубиной не менее 10 метров с бетонированным дном и стенками, с обязательной обширной санитарной зоной вокруг строения. Процесс распада трупов происходит под влиянием микроорганизмов. Правильно оборудованная яма теоретически обеспечивает полное перегнивание трупа и не допускает попадания продуктов распада в грунтовые воды. Но на практике этот метод является не слишком экономичным. К тому же при строительстве таких ям нередко допускали просчеты - копали неглубокий, не более 3 метров, котлован, отказывались от полного бетонирования или «для острастки» засыпали в яму сильные дезинфицирующие вещества, которые убивали бактерии, разлагающие трупы. В итоге из биотермической ямы захоронение превращалось в «братскую могилу» - источник заражения для округи. В связи с этим в последние годы старые биотермические ямы в некоторых регионах еще используют, но новые практически не строят.

Самый современный вариант

Самым прогрессивным, экономичным и экологичным считается переработка трупов животных на специальных заводах. Если ваша лошадь пала в черте города или в густонаселенной сельской местности, вам просто негде ее закопать, а вы хотите выйти из положения цивилизованным путем, обращайтесь на завод. Подобные заводы есть во многих регионах, в Московской области - это «Эколог», расположенный неподалеку от города Люберцы.
На утильзаводе с помощью современных технологий труп животного перерабатывают в мясокостную муку, которая идет на корм сельскохозяйственным животным. Если животное пало от опасной инфекции, его сожгут в трупосжигательной печи, а останки (около 7% от исходной массы животного) захоронят на специальном полигоне.

Как правильно поступить?


Можно ли коневладельцу захоронить свою лошадь цивилизованно? Как мы уже говорили, в России вы вряд ли найдете скотомогильник. Организовать собственную биотермическую яму даже для среднего хозяйства экономически нецелесообразно (и могут не разрешить санитарные инстанции), а вот поискать их в округе, обратившись к территориальным ветеринарно-санитарным органам, вполне реально. Правда, для захоронения в биотермической яме вас, вероятно, обязуют произвести патологоанатомическое вскрытие трупа и получить ветеринарно-санитарную справку о причинах гибели животного и также произвести исследования на предмет опасных инфекционных болезней, прежде всего на сибирскую язву.

Что случится с лошадью после ее смерти - в конечном итоге это придется решать человеку - владельцу, заводчику, ветеринарному врачу. И пусть это решение будет гуманным по отношению к лошади, грамотным по отношению к окружающей среде - то есть, в конечном итоге, цивилизованным.

Лошадь уходит на пенсию

Был конь, да изъездился

Русская поговорка


Обычно лошадь может активно работать под седлом до двадцати лет. Потом начинаются возрастные проблемы со здоровьем. Работа сокращается до минимума. Если у вас кобыла, она может еще принести жеребенка, а племенной жеребец - поработать улучшателем.

Хотя ваш любимец и постарел, он все еще тот самый верный конь, друг, с которым вы столько прошли и испытали! Постарайтесь сделать его старость счастливой. Все, что ему теперь нужно - это покой, трава и солнце. Впрочем, многие старички продолжают работать - возить, например, детей, учить молодых всадников. Только работа это преимущественно шаговая.

Если у вас нет возможности или желания содержать еще один рот, ставший бесполезным, постарайтесь найти ему достойные кров и уход. Может быть, его возьмут в конский приют или примут в какое-нибудь хозяйство за умеренную плату. Редкий хозяин сдаст на мясо свою лошадь, если он ее любит. Впрочем, и такое встречается - тем более, что конина пользуется спросом.

Судьба спортивных лошадей тоже бывает трагичной. Сколько их, больше не годных ни в спорт, ни в разведение, закончили свою жизнь на мясокомбинате или в прокате, как олимпиец Ихор (под Кизимовым). Сами судите, насколько это справедливо: любой желающий может «забивать гвозди» на спине ветерана, «дергать веревочками» его нежный рот… Уберегите своего коня от такой участи, если вы испытываете к нему хоть каплю благодарности.

Лошадь может умереть не только от старости, но и в молодом возрасте. Что тогда делать с останками? Многие хозяева стараются вывезти умершего коня, где-то похоронить его, чтобы потом приходить к нему на могилу. Но вообще все это делается тайно. Официально похоронить лошадь стоит денег и нервов. Надо павшему коню отрезать ухо и отнести его на ветстанцию, чтобы получить заключение, что у него не было сибирской язвы.

В Люберцах есть специальный завод «Эколог» - для утилизации крупных животных. В газетах печатают объявления «Ветритуал». Позвонив, вы можете заказать кремацию лошади. Утилизация лошади стоит около двадцати тысяч рублей вместе с транспортировкой, если вы желаете получить урну с прахом. И гораздо дешевле, если ее сожгут вместе с другими павшими кошками, собаками - в общей топке.

"Нельзя хоронить животных в случайных местах, - говорит директор завода «Эколог» Александр Царегород-цев. - Органические продукты разложения могут попасть в воду, вызвать заражение людей. Сейчас даже скотомогильники запрещено устраивать. Павших животных мы или сжигаем, или перерабатываем в костную муку».

В 2004 году на завод было доставлено пять умерших лошадей. Умирают они в основном от старости. Но среди этих пяти была одна, погибшая от разрыва сердца.

На самом деле в Москве и области ежегодно погибает гораздо больше лошадей. Куда девают трупы? Хоронят (хотя это и запрещено) и продают на корм собакам, если мясо не заразно.

В случае, если вы все-таки хотите похоронить свою лошадь, закопайте ее не целиком, а только голову. По традиции хоронят голову и сердце выдающихся лошадей. И лишь самые лучшие удостаиваются чести быть похороненными в полный рост.


Век лошади намного короче века человеческого, и рано или поздно каждая лошадь умирает
1. Часть первая, печальная, но светлая
Из глубины веков до нас дошла традиция почетного захоронения лошадей, когда конь сопровождал владельца в загробном мире. Хорошо известны скифские, сарматские захоронения, где рядом с воином покоится его боевой конь в полном уборе. Позже стали погребать самих лошадей, имевших особые заслуги или просто бывших любимцами своих хозяев.
История любви
До современности дошла история о Петре I и его любимой лошади по кличке Лизетта. Первый российский император не особенно любил верховую езду и лошадей (как предполагают историки, из-за своего высокого роста он чувствовал себя в седле нелепо и некомфортно). Однако, когда в военном лагере под Ригой Петр впервые увидел Лизетту, он тотчас поменял ее на свою лошадь, добавив немного денег. Петр I и Лизетта были искренне преданы друг другу. Современники рассказывали, что если император долго не появлялся на конюшне, Лизетта сама выходила из стойла и разыскивала хозяина. После смерти любимой лошади Петр I похоронил ее останки на берегу реки Таракановки. На месте захоронения был установлен памятник в виде колонны с фигуркой лошади. После Петра I в русской императорской фамилии установилась настоящая традиция захоронения любимых лошадей, и в начале ХХ века в Санкт-Петербурге существовало целое кладбище императорских лошадей. В настоящее время оно разрушено практически до основания.
История верности
Или другой пример о благодарности человека к своей лошади, он связан с поселком Дивово, в котором ныне находится Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства. До Октябрьской революции территория опытного конного завода ВННИКа была имением графов Дивовых. Один из графов привез из иноземного похода жену-турчанку, а чтобы она сильно не тосковала по родине, построил для нее минарет (руины минарета сохранились в Дивово и сегодня). Но турчанка в один прекрасный день взошла на верхнюю площадку минарета и бросилась оттуда вниз. Влюбленный граф взял своего лучшего коня по кличке Ворон и поскакал в Рязань за доктором. Ворон преодолел без отдыха около 50 километров, доставил графа в Дивово и пал прямо во дворе имения. Граф привез врача из Рязани, но спасти молодую женщину не удалось. Тем не менее, в знак благодарности за преданность граф похоронил верного Ворона перед конюшнями. На месте захоронения до сих пор стоит памятный камень.
Конские кладбища
Традиции захоронений не исчезли и сегодня. Особой чести удостаиваются известные производители или лошади, показавшие высокие результаты в спорте, скачках или бегах.
Хоронить лошадей принято двумя способами. В первом – лошадь погребают целиком, стоя. Для этого копают могильную яму глубиной неменее 2,5 м. При втором способе хоронят сердце и голову выдающейся лошади. Над местом захоронения устанавливают памятник или памятную доску с кличкой лошади.
Одно из самых крупных современных кладбищ лошадей находится в конном заводе «Восход», оно носит название Аллея Славы. На ней захоронены Анилин, его мать Аналогичная, знаменитые производители Айвори Тауэр и Афинс Вуд. Есть конские захоронения и в других крупных конных заводах.
2. Часть вторая, несентиментальная:
Корм для собак или аутодафе?
Но далеко не всех лошадей ждет почетное захоронение и память благодарного хозяина. Что же происходи с остальными лошадьми (и их, надо признать, большинство)? По сложившейся практике в хозяйствах посмертная судьба лошади зависит от того, умерла она своей смертью или была подвергнута вынужденному убою.
Если не быть сентиментальными, то приходится признать, что во многих ситуациях владелец лошади или кто-то иной принимает решение о вынужденном убое. Вынужденный убой – печальная, но неизбежная участь старых лошадей, которых никто не берется содержать «на пенсии», или лошадей, получивших неизлечимые травмы в спорте или на скачках. Правда сегодня на спортивных и любительских конюшнях не так много случаев вынужденного убоя. Стоимость лошадей возросла, и одновременно вырос уровень отечественной ветеринарии. К примеру, 15-20 лет назад смертельным приговором был перелом ноги. Но сегодня такие травмы вполне подлежат лечению с одной стороны, а с другой – встречаются реже из-за улучшения условий содержания и использования лошадей.
Тем не менее, лошади невечны. Когда жизнь лошади все-таки подходит к концу, одни владельцы предпочитают не допустить естественной смерти и забить лошадь, возможно, за несколько часов до смерти. Тогда ее мясо можно использовать, скажем, на корм собакам.
Но в большинстве случаев труп лошади предпочитают закопать в ближайшем лесу или, хуже того, оставить в глубоком овраге. Один из вариантов самостоятельной утилизации трупа лошади, известный в практике, – обливают труп горючей жидкостью, например, бензином и пытаются сжечь, а останки закапывают в землю.
Колбаса из любимца
Как часто вы ругаетесь на свою лошадь, обещая отправить ее на колбасу? А сколько лошадей действительно попадают на стол в виде копченого деликатеса? Здесь мы можем успокоить сентиментальных читателей – спортивные, племенные и прочие дорогостоящие лошади попадают на мясокомбинаты крайне редко. Бывало, особенно в прошлые десятилетия, рачительные колхозные хозяева предпочитали сдать лошадь на мясо и получить небольшую, но все-таки выручку. Но в основном «на мясо» у нас, как и во всем мире, выращивают лошадей специальных пород. При селекции мясных пород не обращают особого внимания на экстерьер и рабочие качества. Главными полезными признаками в этом случае являются скороспелость лошади (как быстро она вырастает до товарной массы) и качество ее мяса, которое, кстати, по вкусовым качествам превосходит мясо престарелых скакунов, попавших на бойню.
Что ждет лошадь, обреченную на убой?
При современных технологиях на крупных комбинатах животных умерщвляют электрическим током, после чего освежевывают и пускают дальше по разделочному конвейеру. Спустя пару суток после убоя животное уже может превратиться в колбасу. Не стоит морщиться – продукты убоя лошадей с удовольствием поедают многие, в том числе возможно и вы сами.
Где найти скотомогильник?
Что же делать, если ваша лошадь погибла, и вы не собираетесь устраивать за границей своих владений конское кладбище? Закапывать в лесу, а тем более бросать труп – не самый лучший выход. Ваше несанкционированное захоронение может стать источников инфекции. Тем более, что для захоронения погибших животных существуют давно отработанные методы.
Самый старинный из них – скотомогильник, это слово известно даже людям, далеким от сельского хозяйства. Но, скажем сразу, скотомогильники запрещены на территории России, как неэффективный и даже опасный способ захоронения. Для устройства скотомогильника требуется много места. Судите сами, на захоронение одного животного должно отводиться не менее 8 квадратных метров земли. Сам скотомогильник размещали на высоком месте (чтобы ядовитые продукты распада не попадали в грунтовые воды), не ближе полукилометра от населенного пункта. Но особенную опасность скотомогильники представляли (и представляют по сей день) в случае захоронения в них животных, погибших от опасных инфекционных болезней. В частности, возбудители сибирской язвы сохраняют свою активность около 300 лет (в случае вскрытия или размыва старого скотомогильника возбудитель попадает во внешнюю среду и становится реальной опасностью для людей и животных). Все это стало причиной запрета на использование и строительство скотомогильников.
Более современный способ (это уже подходит под понятие «утилизация») – захоронение трупов животных в биотермических ямах. Биотермическая яма представляет собой специальное инженерное сооружение: яму, глубиной не менее 10 метров с бетонированным дном и стенками, с обязательной обширной санитарной зоной вокруг строения. Процесс распада трупов происходит под влиянием микроорганизмов. Правильно оборудованная яма теоретически обеспечивает полное перегнивание трупа и не допускает попадания продуктов распада в грунтовые воды. Но на практике этот метод является не слишком экономичным. К тому же при строительстве таких ям нередко допускали просчеты – копали неглубокий, не более 3 метров, котлован, отказывались от полного бетонирования или «для острастки» засыпали в яму сильные дезинфицирующие вещества, которые убивали бактерии, разлагающие трупы. В итоге из биотермической ямы захоронение превращалось в «братскую могилу» – источник заражения для округи. В связи с этим в последние годы старые биотермические ямы в некоторых регионах еще используют, но новые практически не строят.
Самый современный вариант
Самым прогрессивным, экономичным и экологичным считается переработка трупов животных на специальных заводах. Если ваша лошадь пала в черте города или в густонаселенной сельской местности, вам просто негде ее закопать, а вы хотите выйти из положения цивилизованным путем, обращайтесь на завод. Подобные заводы есть во многих регионах, в Московской области – это «Эколог», расположенный неподалеку от города Люберцы.
На утильзаводе с помощью современных технологий труп животного перерабатывают в мясокостную муку, которая идет на корм сельскохозяйственным животным. Если животное пало от опасной инфекции, его сожгут в трупосжигательной печи, а останки (около 7% от исходной массы животного) захоронят на специальном полигоне.
Как правильно поступить?
Можно ли коневладельцу захоронить свою лошадь цивилизованно? Как мы уже говорили, в России вы вряд ли найдете скотомогильник. Организовать собственную биотермическую яму даже для среднего хозяйства экономически нецелесообразно (и могут не разрешить санитарные инстанции), а вот поискать их в округе, обратившись к территориальным ветеринарно-санитарным органам, вполне реально. Правда, для захоронения в биотермической яме вас, вероятно, обязуют произвести патологоанатомическое вскрытие трупа и получить ветеринарно-санитарную справку о причинах гибели животного и также произвести исследования на предмет опасных инфекционных болезней, прежде всего на сибирскую язву.
В Московской области владелец может обратиться на завод «Эколог» (позвонив по телефону 558-54-69). Но и в этом случае нужно будет произвести патологоанатомическое вскрытие и ряд лабораторных исследований, на основании которых решат, как утилизировать труп – переработать на мясокостную муку или сжечь, а останки захоронить. Завод «Эколог» имеет собственный транспорт для вывоза трупов животных, но за услуги по вывозу и утилизации трупа владельцу придется заплатить.
Что случится с лошадью после ее смерти – в конечном итоге это придется решать человеку – владельцу, заводчику, ветеринарному врачу. И пусть это решение будет гуманным по отношению к лошади, грамотным по отношению к окружающей среде – то есть, в конечном итоге, цивилизованным.

Размышляя о положении, занимаемом лошадьми в похоронных церемониях и таинствах, мы сталкиваемся с жертвоприношениями и ритуалами, призванными воздать почести богу войны. Причина заключается в том, что лошадь широко использовалась для достижения военных целей и потому еще с древнейших времен связывалась с Марсом. А война всегда идет рука об руку со смертью.

Чтобы проиллюстрировать нашу точку зрения, начнем данную главу с отрывка из «Иллюстрированной Библии».

Геродот сообщает, что скифы (у которых не было укрепленных городов, только палатки, и которые воевали, сидя в седле, вооруженные луком и стрелами) приносили в жертву богу войны людей – пленных, захваченных в бою, и лошадей. В каждой области существует алтарь бога Марса, построенный следующим образом: большое количество мелких деревьев связано в пучки, соединено и уложено на трех стадиях земли, покрывая всю площадку и в длину и в ширину, но непропорционально по высоте. Верхушка квадратная, три стороны перпендикулярны, четвертая – плавный уклон для легкого доступа. Сто и еще пятьдесят нош вязанок хвороста каждый год приносят на это место, потому что дерево зимой гниет. На каждой из груд устанавливается старая сабля, называемая ликом Марса, которому каждый год приносят в жертву лошадей и прочий скот, причем в количестве намного большем, чем другим богам.

Животных удушают, затем с них сдирают шкуры, потом мясо варят на костре из костей. Часть оставляется богу. После смерти скифского царя тело бальзамировали и укладывали на ложе, окруженное копьями и расположенное в углублении. Одну из его жен или наложниц, а также виночерпия, конюха, слугу, посыльного и нескольких коней удушали и помещали в том же углублении вместе с всевозможной утварью и наполненными золотом сосудами. Затем яму закрывали, а сверху насыпали курган.

По истечении года выполнялись следующие обряды: из царских служащих и челяди, состоявшей только из коренных скифов (царю не могли прислуживать люди, купленные за деньги), выбирались слуги, которые могли оказаться наиболее полезными. Таких набирали пятьдесят человек. Их удушали, а с ними еще пятьдесят прекрасных коней. Из тел извлекали внутренности, наполняли их соломой и зашивали. После этого укладывали две полукруглых доски на четыре деревянных столба, установленные на удобном расстоянии. Когда же таких каркасов оказывалось достаточное количество, на них устанавливали коней, предварительно пронзив их прочным шестом через все туловище до самой шеи. Одна полукруглая доска поддерживала плечи или грудь лошади, другая – заднюю часть. Ноги висели в воздухе. Затем каждую лошадь взнуздывали и, развесив вожжи во всю длину на столбах, поставленных для этой цели, сажали одного из пятидесяти умерщвленных молодых людей на каждую лошадь. Его удерживал тонкий шест, которым пронзали тело вдоль позвоночника. Он вставлялся в специальное гнездо, сделанное для этой цели в шесте, пронзившем туловище лошади. Таких всадников устанавливали вокруг кургана и уходили.

Анна Кингсфорд, изучившая тонкости религиозных обрядов, в своей замечательной работе «Одетые солнцем» дала свое толкование странных похоронных обрядов. По крайней мере, думаю, читатель согласится с тем, что речь идет именно о них, хотя автор и не дает точных указаний.

«В таинстве Ареса – бога воины приносили в жертву и ели мясо человека и мясо коня, который также воевал вместе с человеком. Этот круг находится за пределами царства четырех кругов и принадлежит хищным зверям. И его звезда красная. Словно от крови убитых. Но оргии Ареса, имеющего голову овна, ни один человек не праздновал, только в войне… Но Арес имел свое внутреннее значение. О знание, тебя трудно постичь! Лошадь (которая есть символ разума) умирает для тебя, и воин пронзен. Человек войны и человек сильный – колеса в твоей колеснице…»

Эти скифы, вероятно, были монголами. Во всяком случае, от известного исследователя Средневековья де Плано Карпини мы знаем, что у монголов существовал очень похожий обычай. Там, когда умирал человек благородного происхождения, его хоронили в сидячем положении в палатке, а вместе с ним – кобылу, жеребенка и оседланного коня, чтобы в мире духов умершему был обеспечен кров, молоко, чтобы утолить жажду, и конь, чтобы не ходить пешком. Еще он мог в мире ином разводить лошадей. Более того, его друзья убивали еще одну лошадь, ели ее мясо и жгли кости ради благополучия души ушедшего. Затем они набивали шкуру соломой и устанавливали ее с помощью системы шестов.

Еще более раннее описание подобного обряда дано арабским путешественником Ибн Батутой, жившим в XIV веке. Он описал похороны убитого в сражении китайского императора. Церемония происходила в Пекине. В одном склепе с императором были похоронены четыре молодые служанки и шесть стражников. Над ним был насыпан земляной холм большой высоты. Четырех коней заставили бегать вокруг холма до тех пор, пока они не выдохлись. После этого их убили, пронзили кольями и установили вокруг могилы, чтобы они охраняли императора и служили ему в другом мире.

Патагонские индейцы тоже хоронили своих вождей подобным образом. Они приносили в жертву четырех лошадей, изготавливали их чучела и устанавливали на кольях, по одной на каждом из четырех углов могилы. Мясо лошадей съедали. Когда же умирал рядовой член племени, убивали его любимую лошадь таким же образом, как описано выше, при этом голова лошади была обращена в сторону могилы хозяина.

Индейцы знаменитого племени – команчи – в Техасе убивали и хоронили лошадей своих умерших соплеменников, чтобы ушедшие могли наслаждаться верховой ездой на земле Счастливой Охоты. Вдовы окружали тела и с громкими стенаниями начинали наносить себе раны ножами, пока не падали от большой потери крови. В знак траура у лошадей племени подрезали хвосты и гривы. Как мы убедимся, последнее являлось широко распространенным обычаем у древних людей самых различных наций и верований, живших на разных континентах. Поэтому этот обычай вряд ли может иметь общее происхождение, скорее, он возник спонтанно, как естественный способ выразить глубочайшее горе.

Говорят, у фиванцев этот обычай появился после смерти Пелопида. Александр Великий в знак траура по случаю смерти Гефестиона повелел остричь гривы лошадей и мулов.

Плутарх утверждает, что греки оценивали важность своей победы над персами в сражении при Платеях (479 год до н. э.) не по числу убитых, оставшихся на поле брани, а по скорби варваров, которые в горе остригали себе волосы, а также гривы лошадей и мулов.

Геродот сообщает, что персы, оплакивая смерть погибшего в сражении Масиста, обривали свои головы, остригали гривы лошадей и вьючных животных.

Интересен контраст описанных обычаев с существовавшими до последнего времени в Англии.

Черная похоронная лошадь Викторианской эпохи не считалась соответствующей важности момента без развевающихся хвоста и гривы, которые должны быть чем длиннее, тем лучше.

Следует заметить, что в Англии военные похороны – единственная пышная церемония, в которой лошадь участвует без всадника. Оседланного коня павшего офицера ведут вслед за гробом к могиле, при этом с седла свисают обращенные в противоположную сторону сапоги его хозяина – по одному с каждой стороны. Сей древний обычай, очевидно, восходит к тем временам, когда лошадь вели к могиле хозяина, чтобы там убить, и он мог ею воспользоваться в том мире, куда отправился.

Пример такого обычая во времена, когда вера была ведущей силой в жизни человека, стал известен после вскрытия гробницы Хильдерика, отца Хлодвига. В ней был обнаружен скелет его боевого коня, а также сотни золотых украшений, красовавшихся на его упряжи во время похоронной процессии.

Но вернемся к относительно недавним событиям. В эпоху Тюдоров на похоронах сэра Филиппа Сиднея оруженосец вел его боевого коня, на котором сидел один из пажей, волочивший за собой сломанное копье. Этот конь двигался непосредственно за катафалком, следом за ним второй оруженосец вел «парадного» коня, использовавшегося только по особым случаям. Он был покрыт расшитой золотом попоной, на нем ехал паж в парадном облачении и с боевым топором, повернутым в обратную сторону. Какая судьба постигла этих благородных животных, история умалчивает. Возможно, они окончили свои дни в рабстве, или же новый хозяин оказался к ним добр. В глубокой древности такой вопрос не мог возникнуть.

Мы уже упоминали о викторианской похоронной лошади. Когда хоронили герцога Веллингтона, катафалк везли двенадцать лошадей. Они были с головы до щеток над копытами укутаны в черный бархат, а на их головах покачивались черные страусовые перья. За катафалком следовал буланый конь в снаряжении малинового цвета. Это был «почетный конь», приятно выделявшийся на фоне мрачной процессии. Следом вели любимого коня герцога, на котором он ездил в последние годы. И этот одинокий скакун, шедший за гробом потерянного хозяина, являл собой куда более трогательную картину, чем вся помпезная церемония.

Этот весьма впечатляющий обычай существовал и в более позднее время. В «Дэйли мейл» от 27 июня 1922 года опубликована фотография коня фельдмаршала сэра Генри Вильсона, которого вели за гробом хозяина к месту упокоения последнего в соборе Святого Павла.

Убийство боевого коня на могиле хозяина описано Генри Лонгфелло в стихотворении, посвященном погребению краснокожего индейского вождя.

Прежде чем темноволосые девы

Споют погребальную песнь усопшему,

Приходит длинная процессия

Седовласых старейшин и известных воинов.

С тяжелыми сердцами и полными горя глазами

Они ведут боевого коня своего вождя.

Лишенный своего славного боевого облачения,

Без узды, без поводьев и без всадника,

С мечущимися глазами и раздувающимися ноздрями,

Тяжелой и нетерпеливой поступью

Он идет, и его гордые глаза

Ищут хозяина в толпе.

Вождя хоронят. И возле его могилы

Остается только боевой конь.

И быстрая стрела находит свой путь

К его благородному сердцу.

Одно короткое ржание, и в долине мертвых

Всадник снова обретает своего коня.

Похороны Миннисинка

У народов Кавказа существовал широко распространенный обычай завершать погребальную церемонию или отмечать годовщину смерти великих вождей и отважных воинов играми, в которых существенное место занимали скачки. Наградой за победу в них часто были лошади, иногда сотни превосходных лошадей. Нередко в них участвовал и конь усопшего.

В некоторых местах до последнего времени бытовала традиция обрезать уши любимого коня усопшего, выражая таким образом его скорбь по ушедшему хозяину. К счастью, эта жестокая модификация обычая обрезать гривы и хвосты коней прекратила свое существование.

Две знаменитые ирландские ярмарки – в Кармане и Таилтине, отличительной особенностью которых являются скачки, раньше были предназначены для чествования умерших, как и Олимпийские игры.

Подобные конные игры описаны Вергилием, а Тацит упоминает, что германский принц, присоединившись к конским играм, выполнил погребальную церемонию в честь своего отца.

После гибели Патрокла Ахиллес сказал мирмидонянам, что не следует распрягать коней, и призвал вместе с ними скорбеть по Патроклу, поскольку тем самым ему будут возданы самые большие почести. А уже после того, как дань скорби будет отдана, можно будет распрячь светлогривых коней и устроить вечернюю трапезу. После этого мирмидоняне во главе с Ахиллом трижды объехали на конях и колесницах вокруг тела Патрокла.

Позже, когда начались погребальные игры в честь Патрокла, Ахилл, установивший призы победителям гонки на колесницах, сказал, что горе от потери любимого друга не позволяет ему принять участие в состязаниях, что он непременно сделал бы, если бы речь шла о потере человека не столь дорогого его сердцу. Ахилл остро чувствовал, что кони Патрокла тоже горюют. Он заверил мирмидонян, что вынесет это горе, так же как и славные кони в конце концов переживут потерю ездока, которого так любили. Патрокл всегда был к ним добр и часто умащивал их шелковистые гривы нежным маслом, когда купал их в чистых водах реки. Это о нем горюют кони, опустив головы так низко к земле, что их гривы покрылись пылью.

У северных народов лошадь тоже ассоциируется со смертью и похоронными обрядами.

Когда богиня смерти Хель, или Гела, покидала подземное царство, чтобы посетить землю и побывать среди смертных, она садилась на трехногую белую лошадь.

Доктор Гримм отмечал, что в датских легендах Хель появлялась, чтобы предсказать несчастье или эпидемию или, по более ранним версиям, чтобы собрать и увести умерших, предназначенных ей богами. В более поздних версиях она появлялась не верхом, а в колеснице. Богиня не была разрушительной, и чем дальше мы прослеживаем памятники северной мифологии, тем более утонченным, милосердным и божественным представляется характер этой всадницы. Это уже позднее дружественная посланница постепенно превратилась в жестокую, свирепую фурию. Христианство не признает богиню смерти, но внушило своим сторонникам называть ее именем место вечных мук.

Но вернемся к первозданному образу богини-матери, едущей на трехногом белоснежном скакуне, чтобы предупредить о грядущем несчастье. Она пришла, как друг, чтобы освободить от горя и боли. Тогда смерть и ад не страшны.

Когда Хермод отправился к Геле, он ехал на коне Одина Слейпнире. Но ее царство было так далеко от мест обитания смертных людей, что даже с таким прекрасным конем он путешествовал девять дней и ночей, прежде чем достиг реки Гьёлль, протекавшей по границе Нифльхейма – подземного царства. Мост через эту реку был стеклянным и висел всего лишь на одном волоске, но по нему должны были пройти все души умерших. Они обычно ехали верхом или в колясках, которые именно для этого сжигали вместе с телами на погребальном костре.

Когда Хермод ехал через мост, чтобы попытаться освободить Бальдура (солнечного бога) из царства смерти, поступь Слейпнира сотрясла конструкцию больше, чем целая армия духов, и страшный скелет Модгуд, заставлявший каждого духа платить ему дань кровью, прежде чем позволить ему пройти, вопросил:

Кто ты на черном и свирепом скакуне,

Под чьими копытами мост через реку Гьёлль

Дрожит и качается? Скажи мне, какой ты расы и

И не потревожили мост так, как ты один.

Хермод объяснил, кто он такой и зачем пришел, после чего получил ответ, что Бальдур проехал по мосту не так давно. Хермод поспешил дальше:

Пока он не встретил длинную стену,

Преграждающую ему путь, а в стене ворота.

Тогда он спешился и подтянул подпругу

У Слейпнира, коня Одина, затем

Заставил его перепрыгнуть ворота и попасть внутрь.

Мэтью Арнольд. Бальдур мертв

Хермоду удалось получить разрешение освободить Бальдура при условии, что абсолютно все подданные оплакивают бога.

Все подданные действительно горевали о потере солнечного божества, но нашлась лишь одна сморщенная старуха, которая поинтересовалась: «Что сделали для меня боги? Ради чего я должна оплакивать Бальдура? Пусть Хель оставит его в царстве мертвых!» Тем самым участь божества была решена. Его трон был установлен в мрачном царстве Хель, и плачущие девы развернули вечный покров, чтобы воздать почести богу света в царстве тьмы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то