Яма и нияма — это компоненты или как еще называют “ступени” йоги. Впервые в истории человечества подробно этапы постижения — от самых азов до достижения особого состояния, называемого “самадхи”подробно раскрыта в труде Патанджали “Йога-Сутры”. В нем упоминается восемь ступеней:

  • Яма 
  • Нияма
  • Асана
  • Пранаяма
  • Пратьяхара
  • Дхарана
  • Дхьяна
  • Самадхи

Их рекомендуется осваивать в указанном выше порядке.

Но в наше время в студиях популяризируются только третья и четвертая ступени: асаны и пранаяма (позы и дыхательные упражнения).

Объясняется подобное положение вещей просто. В современном обществе большинство правил ямы и ниямы уже стали нормой. Принципы повсеместно применяются. Модели поведения, описанные в древних трактатах, естественны для образованных, начитанных и сознательных людей.

Постоянные посетители моего блога, неоднократно читали, что большинство переводов текстов по йоге противоречивы и не логичны. Знания трактуются согласно убеждениям и системам верований переводчика. Поэтому существуют абсолютно непохожие объяснения каждой составляющей йоги.

Я тоже не дам конкретных и четких определений ямы и ниямы, но поделюсь личными размышлениями. Мне кажется, иногда последователи индийской традиции, в стремлении полностью соответствовать философии, переходят границы здравого смысла. Только вам решать самостоятельно, где именно находятся эти границы.

Говоря предельно кратко — яма помогает взаимодействовать с окружающими, а нияма — формирует отношение к себе.

А теперь остановлюсь на принципах подробнее.

Яма

Эта часть йоги посвящена изменению личности. Прежде, чем приступать к упражнениям, рекомендуется пересмотреть отношение к окружающим. Яма часто интерпретируется, как христианские заповеди.

Например, “ахимса”, которая переводится как ненасилие, часто соотносится с библейским “не убий”. А “астея” трактуется как “не укради”. Тем не менее, яма —  не аналог 10 христианских заповедей и акцентирует внимание на других аспектах.

Итак, яма описывает правила взаимодействия с окружающими. В переводе означает “обуздание”. Цель ступени — научиться правильно выстраивать контакты с окружением. Согласно яме, всевозможные эмоциональные проявления, например, злость, зависть, необъективная оценка, жадность препятствуют нормальному дружескому общению, возникновению доверия. Потому подобные эмоции — плохой советчик. А щедрость, честность, искренность, воспитанность и образованность помогает наладить социальные взаимосвязи, что, в результате, приводит к осуществлению многих жизненных задач.

Ахимса — первый принцип ямы

В переводе — ненасилие. Распространенное трактование первого компонента ямы — полный отказ от насилия не только к собратьям по разуму, но и к животными. Подразумевается необходимость перехода на вегетарианство. Но в утверждении скрывается доля лицемерия. Растения мы также убиваем, чтобы выжить. То, что страдания растений не заметны — не отменяет сути. Кроме того, мы боремся с вирусами при гриппе или ОРЗ; с микробами, когда проводим влажную уборку в доме или моем руки; с насекомыми, убивая комаров или муравьев в доме.

Почему некоторые испытывая сострадание к млекопитающим переходят на вегетарианство? Мы больше склонны сострадать тем, кто на нас похож. Их мучения нам более близки. Они наталкивают на мысли о смертности. 

В целом, намерение вообще никого и никогда не убивать слишком непонятна представителям западного типа мышления.

Всегда ли следует придерживаться принципа ахимсы?

Сторонники восточных религий иногда слишком далеко заходили в своих убеждениях. Например, в Джайнизме — одной из индийских религий отдельными монахами использовались ходули, чтобы реже наступать на насекомых при ходьбе. Кроме того, приверженцы религиозного течения не употребляли в пищу корнеплоды, чтобы не убивать растения. К их счастью, они не догадывались о существовании вирусов и микробов. Возможно, они бы боролись за уничтожение своего иммунитета.

Не менее радикальным мировоззрением обладал знаменитый индийский борец за независимость страны Махатма Ганди. Он взял за основу в политической борьбе концепцию ахимсы. Его методы у многих вызывают восхищение. Однако его суждения о еврейском геноциде мало кому известны.

“ Пять миллионов евреев убил Гитлер. Это великое преступление нашего времени. Тем не менее евреи должны были лечь под нож мясника… Это пробудило бы народ Германии”

Прав Ганди или нет — вопрос спорный. Согласитесь, легко жертвовать, если утраты тебя не касаются.

Каждый с легкостью вспомнить несколько ситуаций, когда довелось защищать собственную жизнь или достоинство. В тот момент идея ненасилия не казалась приемлемой. Думаю, каждая мама скажет, что никакая яма не имеет значения, когда жизнь ее ребенка под угрозой.

Иногда сторонники йоги, забывают об ахимсе по отношению к себе. Часто я замечаю чрезмерное усердие в йоге. Студенты, глядя на соседа по коврику, пытаются повторить асаны в недоступных им вариантах. Я согласна с желанием стать лучше. При том разрушение тела, разрывы связок и мышц совершенно не обязательны. Подробнее о безопасном выполнении асан читайте здесь.

Приведенные примеры показывают, что ахимсу интерпретировать можно как угодно. Но четкую грань между стремлением организма выжить и желанием соответствовать принципу ненасилия — невозможно.

Сатья 

Переводится как «правдивость». Значение ямы также имеет множество интерпретаций. 

Некоторые трактуют яму как честность во всем: мыслях словах, действиях. Кто-то же утверждает, что имеется в виду клевета и лжесвидетельство. Практикующий йогу, не должен очернять других. Сложно не согласиться ни с первым, ни со вторым утверждением. Но подобное объяснение сатьи, как мне кажется, слишком примитивно.

Более точный перевод слова сатья — истина.

Потому третий постулат ямы подразумевает искренность в намерениях.

Во вселенной нет лжи. Это человеческое изобретение. Вранье используется для достижения мелочных, эгоистичных целей. Собрата по разуму обмануть относительно просто. А Вселенную (Бога, Высший разум) — невозможно. В мире существует определенный баланс. Мы насыщаем вибрациями и энергиями пространство, возникает резонанс и приходит соответствующий ответ.

Если деятельность в сфере йоги подкреплена желанием стать гуру, или добиться материального процветания, то намерения, вероятно, воплотятся в жизнь. Но продвижение к конечной цели — самадхи окажется затруднительным или полностью прекратится.

Подводя итог вышесказанному, третья яма подразумевает искренность намерений, подтвержденная мыслями, жестами и действиями. Тогда практик становится проводником истинного знания.

Астея

“Стея” на санскрите означает воровство. Приставка “а” — переводится как «не». Переводится четвертая яма буквально. Уточню, воровство употребляется не только в значении “мелочь по карманам тырить”.

Иногда мы отбираем и у себя и окружения невосполнимый ресурс — время. Любая беседа, досуг, проведенный вместе с другим человеком — бесценный дар. Его не стоит тратить на бесполезное времяпрепровождение.

А вот что говорил о данной яме признанный мастер Шарат Джойс:

“Это понятие включает в себя неворовство работы, идей и даже попыток выполнения асан, которым вас пока не учили”

Астея состоит из 2 компонентов:

  1. Не брать то, что тебе не давали, даже в воображении.
  2. Ценить то, что получаешь.

Согласно индийской философии, необходимые материальные ценности могут приходить сами по себе. Новички в йоге или других эзотерических традиций, начинают замечать, что к ним внезапно приходят материальные блага. Например, сваливается какая-то сумма на поездку на ретрит или они получают высокооплачиваемую работу. Следует заметить, истории внезапных приобретений связаны с потенциальной возможностью собственного развития, а не удовлетворения простых эгоистичных желаний.

Поверить в возможность таких проявлений ямы очень сложно. Нас убеждают, что материальное благополучие зарабатывается тяжким трудом. Способность получать то, что желаешь — проявление сиддх. То есть сверхспособность, приобретенная благодаря регулярной практике. Но, как я уже говорила, прикинуться йогом не получится. Законы природы не обманешь. См. пункт о сатье.

В завершение темы, снова упомяну мнение М. Ганди. В его интерпретации те, придерживаются астеи — не могут иметь наемных работников, потому что присвоение результатов чужого труда противоречит яме.

Снова повторюсь, принимать чужие взгляды или нет — персональный выбор каждого. Для более широкого понимания, я стараюсь привести в качестве примера самые разнообразные толкования принципов ямы.

Брахмачарья 

Обычно пятая яма трактуется как обет безбрачия или целибат. Но перевод не указывает на необходимость такого поведения.

“Брахма-” означает “Абсолют, Дух”, “-Ачарьи” —  “ приверженность”, “следование”. Что значит следование Духовному Пути.

Еще одно значение данной ямы — ученик брахмана. Видимо, отсюда возникло мнение, что постулат указывает на сексуальное воздержание. В древние времена в Индии учениками становились подростки. Период ученичества продолжался лет до 25 или пока юноша не женится. Создание семьи, рождение ребенка отвлекало от обучения, делало невозможным. Потому ученикам рекомендовалось полностью воздерживаться от секса.

Однако в “Йога-Сутрах” речи о сексуальном воздержании не идет. Вот как звучит определение в переводе Дешикачара:

“30.4 Ровное поведение во всех действиях.“

Как пример приведу буддийскую притчу.

Рядом с бурной рекой стояла красивая обнаженная девушка. Она собиралась перейти вброд, но боялась, что ее снесет течением. Когда мимо проходили два монаха, она попросила ей помочь. Один из них, не думая, взял ее на руки и перенес на другой берег. Его спутник пришел в бешенство:

— Ты нарушил правила, это запрещено! Я расскажу об этом настоятелю монастыря!

— Что запрещено? — удивился первый монах.

— Ты нес на руках голую девушку!

— Я просто помог, а то что она голая — не заметил. Для меня она осталась на берегу. А ты до сих пор ее несешь?

Притча показывает как подавление желаний приводит к зацикленности в мыслях на предмете ограничений, что замедляет продвижение.

Йога на пляже

В широком смысле Брахмачарья — это контроль мыслей и эмоций. Основные усилия следует направить не в сторону получения физических удовольствий, таких как еда, секс, вечеринки, алкоголь. Их смещают в сторону духовных стремлений, приобретения другого рода опыта, самонаблюдению. Но это не значит, что от удовлетворения физических потребностей требуется полностью отказаться. Отказ — не решает проблему. Умеренность — единственный способ прекратить рассеивание личной жизненной силы. Следование пятой яме способствует накоплению достаточного количества энергии, чтобы выйти на более сложные уровни.

Апариграха

Буквальное значение шестой ямы — “не цепляться за все вокруг”. Во многих источниках звучит как щедрость, ненакопительство. Но второй пункт ямы — астея имеет почти то же значение. Тем не менее, понятия отличаются. В четвертой яме речь идет о способности отказа от ненужных предметов.

Наш ум цепляется и физические объекты, и за любую мысль или воспоминание.

Проведем мысленный эксперимент.

Белая обезьяна
  1. Попробуйте на минуту представить белую обезьяну в своем воображении.
  2. А теперь не представляйте белую обезьяну.

Уверена, что ум крепко ухватил образ и избавится от него быстро не получилось. Ключик к решению задачи — замена объекта, например на пустоту. Тем, у кого есть длительный опыт медитаций, переключиться гораздо проще.

Склонность к накопительству распространяется не только вещи. Скорее материальные ценности привлекают бедных, испытывающих нужду. Обеспеченные люди стараются накопить приятные воспоминания, навыки, информацию.

Поэтому сейчас столь популярны путешествия, различные курсы, семинары, ретриты. Ценности у общества изменились, а желание копить и приобретать — осталось.

Апариграха — умение довольствоваться насущным, и умение отказаться от лишнего.

В современном обществе появился новый тренд, “Sustainable consumption” — “Сознательное потребление”. Основной его постулат созвучен принципу данной ямы. Сторонники течения стараются брать от мира лишь самое необходимое, намеренно сокращая потребление, энергии, пищи, различных предметов, чтобы не наносить вред окружающей среде.

Нияма

Наконец-то мы добрались до следующей ступени йоги. Это 5 советов для повседневной жизни.

Шауча

Переводится как чистота. Концепция не оригинальная. Возможно, правила гигиены 2000 лет назад применялись редко. Сейчас дополнительно говорить о необходимости содержания тела и окружающего пространства в чистоте — нет необходимости.

Чистота тела невозможна без правильного питания. Фаст-фуд, жирная, острая пища никак не способствует очищению организма. Но и эта мысль не нова.

Некоторые переводчики, например, Вивекананда, Фальков предлагают читателю весьма странную интерпретацию шаучи. Согласно их видению, правильная практика первой ниямы пробуждает отвращение к собственному телу, и нежелание контактировать телесно. Но существуют менее радикальные варианты:

“ Если чистоплотность уже развита, она открывает то, что должно постоянно поддерживаться и что остается вечно чистым. Загнивающее – внешнее. Чистое – внутри.”

Известные мастера йоги, например, Свами Сатьянанда Сарасвати, Шри Т. Кришнамачарьи, Паттабхи Джойс утверждают, что внешняя и внутренняя чистота взаимосвязаны. Важно поддерживать в чистоте обе. Гигиена тела помогает и порядок  в доме помогает развитию дисциплины. 

йога у моря

Что подразумевается под определением внутренняя чистота? Во-первых, она отражается в речи. Нецензурная лексика вряд ли создаст впечатление жизнерадостной, сильной, удовлетворенной, самореализованной личности. Скорее, указывает на специфический способ защиты и желание показать свое превосходство, исходящее от неуверенности и неудовлетворенности.

Во вторых, любые эмоциональные реакции — злость, зависть, ревность, обиды только уводят от чистого сознания. Совсем не значит, что их надо подавлять, или пытаться насильно избавиться. Достаточно найти причину проблемы, которая вызывает реакции. Как правило, в повседневной жизни применяются стратегии поведения, выученные в детстве для манипуляции взрослыми. Хотя в старшем возрасте подобные модели уже не работают, мы продолжаем повторять приобретенные шаблоны. Обнаружение и наблюдение за источником проблем автоматически приводят к разрушению поведенческого шаблона, в связи с тем, что мы начинаем ясно понимать бессмысленность подобной модели.

Сантоша

На санскрите означает — удовлетворенность. Определение ниямы пересекается с шестой ямой, апариграхой. Желание потреблять может остановить только внутреннее удовлетворение.

Однако сантоша наименее понятна жителям западного мира. Мы можем отказаться от чрезмерного потребительства, но совершенно неспособны отказаться от достижений. Удовлетворенность и принятие нам абсолютно не свойственны.

В Индии полно жителей, медитирующих под пальмой или занимающихся пранаямой прямо на улицах города. Для многих из них — место под пальмой — их постоянное место жительства.

Однажды на улице Нью-Дели, на какой-то жуткой помойке (там они в порядке вещей), я увидела одну семью. Как мне показалось тогда, семейство, живущее в том ужасе нисколько не смущало или расстраивало их положение. Спустя время, я неоднократно мысленно возвращалась к ним, и к тому, насколько у них развито принятие окружения.

Мне сложно определить границу между покорным смирением и удовлетворенностью жизнью. Действительно ли их образ жизни — отражение ямы и ниямы, глубоко укоренившихся в их культуре?

На мой взгляд, практикуя сантошу, нужно не ныть, не жаловаться, не сожалеть, не винить в неудачах окружающих или судьбу, но при том сохранять деятельность и активность, потому что апатия и лень противоречат второй нияме.

Тапас

Название ниямы происходит от корня, который буквально переводится как “нагревать”. Применяется скорее в значении “рвение”, “накал”. Это слово возникло задолго до возникновения слова “йога” и использовалось для обозначения духовного совершенствования.

Практика требует ежедневных усилий. Высокий уровень мотивации, толкает к действиям, стимулирует продолжать занятия. Однако настрой нужно подпитывать.

Помогает чтение книг, посещение семинаров и ретритов, общение с людьми со схожими стремлениями.

Одновременно, к третьей нияме относится ограничение общения с теми, кто далек от аналогичных целей. Также стоит сформировать список приоритетов и им уделять больше внимания.

По-сути, третья нияма — это дисциплина и преданность идее.

Свадхьяя

“Сва”- означает свое, собственное, “адхьяя” — “приближение к чему-то”. Применяется в значении “изучение”, “познание”.

Традиционно нияма интерпретируется как познание себя, самонаблюдение на разных уровнях бытия: физическом, ментальном, эмоциональном.

Полностью сутра, посвященная четвертой нияме звучит так:

“Способность обучаться и пересмотр и переоценка успехов в продвижении вперед.”

Тапас и свадхьяя неразрывно связаны. Невозможно сохранять пыл и рвение без новых знаний. Чтение — отличный источник информации. Все проблемы и препятствия — не уникальны. С ними уже кто-то сталкивался , и находил решения. Вместо того, чтобы “изобретать велосипед” достаточно найти надежные, заслуживающие доверия источники.

Но и здесь кроется ловушка. Существует синдром “вечного студента”. Выражается он в том, что человек потребляет знания, но не применяет их на практике. Возникает подобное поведения в результате внутренней неуверенности и стремлению к накопительству (в данном случае речь идет о знаниях).

Свадхьяя, то есть самонаблюдение и осознанность выявляет подобные проблемы. Когда кажется что нет препятствий и нет проблем с продвижением вперед, тогда тоже не стоит терять бдительность. Эго и природная лень способны незаметно уводить от намеченных целей.

Ишварапранидхана

Слово “Ишвара-” трактуется как “Бог”, “-пранидхана” — вспоминать. Ознакомившись с десятком переводов, я поняла что относительно пятой ниямы также нет единогласного мнения.

Для себя я определила ишварапранидхану, как способность совершать поступки не ожидая результата. Что в оригинале звучит примерно как посвящение своих поступков Богу.

При том поступки не совершаются бесцельно. Я настраиваюсь на любой поворот событий. Конечно, успех в начинаниях кажется предпочтительнее. Но нияма дает осознание того, что мои внутренние установки (или Божественное провидение?) и намерения ведут в ситуации, способствующие развитию.

Способность не опускать руки после неудач, продолжение движения в заданном направлении, в моем понимании, отражает концепцию ишварапранидханы.

Человеческий мозг ограничен информацией, поступающей от органов чувств. Мы не видим ультрафиолетовые лучи, не слышим инфразвук, что доказывает что мы не способны воспринимать мир во всей ее полноте, а на самом деле мы лишь пылинки на ветру, пребывающие в неведении.

Заключение

Вот и подошло к концу мое длительное повествование о яме и нияме. Думаю, заметка скорее, дает повод для размышлений, а не четкие ответы. Вопросы философии не обладают единственно верными и неизменными трактовками. Сменяются поколения, мировоззрение и ценности. Соответственно, интерпретации сменяют друг друга. Ни одна из них не является абсолютной истиной, а лишь служит почвой для собственных выводов.

Успешной всем практики! Ваша Диана Рюгер 😊 🙏 🕉


Поделиться

Добавить комментарий